Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Киннамон - Кион. Т. 10 (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц375
ID80536
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами Киннамон - Кион. Т. 10 : с 13 рисунками и двумя картами .— : [Б.и.], 1909 .— 375 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80536 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Киннамон_-_Кион._Т._10.pdf
'Щ:. - / >' '/ff •'(•Vf
Стр.1
• t ТОМЪ X. КИННАМОНЪ-КІОНЪ. Съ 13-ю РИСУНКАМИ и двумя КАРТАМИ. Составленъ подъ редакціей Н. Н. ГЛУБОКОВСКАГО, Д-ра богословія, ординарнаго профессора С.-Петербургской Духовной Академіи. ИЗДАНІЕ преемниковъ f профессора jfi. ^JT. УІопухииа. * > С.-ПЕТЕРБУРГЪ. БЕЗПЛАТНОЕ ПРИЛОЛОіІНІЕ КЪ ДУХ0ВН0М5Г 1909 г. ЖУРНАЛУ „СТРАННИКЪ" ЗА
Стр.2
^ f Общедоступная Богословская Библіотека. ВЫПУСКЪ XXIII. ©as®? й ^ ®as£^ ©ssse) ©ЭІ^Э цк КИННАМОНЪ-КІОНЪ. Съ 13-ю РИСУНКАМИ и двумя КАРТАМЯ. Составлен-ь подъ редакціей Н. Н. ГЛУБОКОВСКАГО, Д-ра богословія,' ординарнаго профессора С.-Петербургской Духовной Академіи. ЙЗДАНІЕ преемниковъ f профессора jf. JT. уіопухииа. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. ЕЗПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕШЕ КЪ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ „G Т Р А Н Н И К Ъ" ЗА 1909 г.
Стр.3
\ С.-ПБТЕРВУРГЪ. Тип. Спб. акц. обш. иеч. и писчеб. д ла въ Россіи „Слово": ул. Жуковскаго, 21, 1909 г. Г Замг .І.ГІІІГІ" •>гі»:
Стр.4
Hi СПИСОКЪ СОТРУДНИИОВЪ Х-го тома „Вогословской Энциклопедіи". 1) Андреевъ, Иванъ Димитріевичъ, магистръ богословія, экстра-ординарный профессоръ церковной исторіи Спб. Университета (Спб., Петербургская сторона, Песочная улица, д. Ш 29, кв. 18). Богоявленскій, Іоаннъ Яковлевичъ, священникъ, кандидатъ богословія, настоятель кладбищевской церкви въ г. Кронштадт С.-Петербургской губерніи. Бронзовъ, Александръ Александровичъ, докторъ богословія, ординарный профессоръ Спб. Духовной Академіи (Спб., Невскій пр., д. Л? 182, кв. 3); Воскресенскій, Григорій Александровичъ, д-ръ бог словія, заслуженный орд. проф. Московской Дух. Академіи, членъ-корреспондьнтъ Императорской Академіи Наукъ (Сергіевскій Посадъ Московской губ., св. домъ). 5) Глаголевъ, Александръ Александровичъ, священникъ, магистръ богословія, э.-ординар. проф. Кіевской Дух. Академіи и настоятель Николо-Добринской церкви (Еіевъ, Подолъ, уголъ Боричева тока и Покровскаго проулка, д. J? 20—4). Глубоковскій, Нпколай Никаноровичъ, д-ръ богословія, ординар. проф. Спб. Дух. Академіи (Спб., Невскій пр., д. Ш 180, кв. 5). Имъ проредактированы въ этомъ том р шительно вс статьи, которыя въ нужныхъ случаяхъ исправлены и дополнены, при чемъ ему принадлежатъ и вставки (въ текст и прим чаніяхъ), пом щенеыя въ угольвыхъ скобкахъ [ ], хотя бы он не былн отм чены его именемъ или иниціалами, какъ это иногда встр чается. Груздевъ, Ворисъ Ивановичъ, кандидатъ богословія, справщикъ Спб. Синодальной типографіи (Спб., Кабинетская уд., д. № 15). Евдокимъ (Мещерскій), магистръ богословія, епископъ кашпрскій, викарій тульской епархіи, бывшій ректоръ Московской Дух. Академіи (т. Тула). Егоровъ, Николай Андреевичъ, канд. богословія, псаломщикъ Алексаадро-Невской деркви при Ииператорской Россійской миссіп въ Копенгаген , въ Дааіи (Danemark, Kopenhagen, Amaliengade 3411 ). 10) Елеонскій, Нвколай Алекеавдровичъ, протоіерей, магпстръ богословія, заслуженный проф. богословія Московскаго Университета (Москва, зданіе Университета, по Моховой улиц ). Жузе, Пантелеймонъ Крестовичъ, магистръ богословія, лекторъ въ Казанской Дух. Академіи (Казань, 1-я академическая ул., д. № 11). Зарикъ, Серг й Михайловичъ, магистръ богословія, смотритель Алексавдро-Невскаго Дух. Училища п доцевтъ Духовной Академін въ г. С.-Петербург (Спб., Обводный канадг, д. J& 176). Здравомысловъ, Еоястантинъ Яковлевичъ, кандидатъ богоедовія, начальникъ Архива прп Св. Синод (Спб,, Васкова ул., д. J& 6). Ивановскій, Николай Ивавовичъ, д-ръ богосдовія, заслуж. орд. проф. Казанской Дух. Академіи (Казань, Новая Горшечная ул., св. доыъ). 15) Катановъ, Николай еодоровичъ, магистръ турецко-татарской словесвости, э.-орд. проф. Казанскаго Университета (Казань, Переулокъ къ 3-й гимвазіи, домъ Гурячкова).
Стр.5
Православная_богословская_энциклопедия_или_Богословский_энциклопедический_словарь,_содержащий_в_себе_необходимыя_для_каждаго_сведения_по_всем_важнейшим_предметам_богословскаго_знания_в_алфавитном_порядке__издание_под_ред._проф._А._П._Лопухина__с_иллюстрациями_и_картами_Киннамон_-_Кион._Т._10_(1).pdf
357 Кирнллъ IV. Корин а, но Кирилдомъ Лукарисомъ былъ лишенъ этой ка едры; въ іюл 1635 г. снова занялъ ее, въ январ 1637 г. былъ перем щенъ въ Филипиополь, откуда также на н которое время былъ удаленъ; снова водворнвшись въ Филипсоцол , въ 1650 г. занялъ мптрополпчыо каеедру въ Тырнов . '25 мая 1652—г. при сол йствіи турецкихъ властей,—онъ занялъ вселенскій патріаршій преетолъ. Однако нп архіереи, ни народъ не хот ли признаватъ его своимъ первоіерархомъ, такъ какъ онъ занялъ престолъ неканони.ческп. He смотря на вс усилія Кирилла ІП добиться евоего признанія со стороаы церкви, это ему не удалось,—и онъ, проживъ въ патріархіи двадцать дней, долженъ былъ удалпться отсюда. Въ половнн марта 1654 г. Кириллъ III вторично проникъ въ патріар, хію въ качеств нретендента патріаршей власти, но оетавался зд сь лишь дв нед лп, ибо церковь опять не признала его вступленіе на престолъ правпльнымъ, а съ другой стороны, не им лъ возможности заплатнть Порт необходимый пескезій. По приказанію султана Махмеда IY, Еириллъ III былъ сосланъ на о. Кииръ, гд и скончался. Ма&й? и |-ініяхъ Ж. И. Сокомвъ. 4) Кириллъ IV занималъ патріаршій престолъ съ 4 декабря 1711 до конца октября 1713 г. Онъ родился на остров Лесбос въ достаточной греческой семь , былъ челов къ образованный и нравственный, хорошо зналъ Свящ. Писаніе, до патріаршества былъ митрополитомъ Кизика. Съ ц ліго улучшить иатеріальное положеніе патріархіи, Еириллъ IV въ 1711 г. путешествовалъ въ Яссы для сбора милостыня и, между прочпмъ, пздалъ зд сь патріаршую грамоту о непрпкосновевности монастырскихъ имуществъ. Въ томъ же году онъ свопмъ сигилліемъ подтвердилъ ставроппгіальныя права монастыря пророка Иліп на Санторин (въ август ), а другпмъ сигилліемъ опред лплъ границы ре пмнскон епископіи. Въ виду того, что филадельфійскій митрополптъ Мелетій Типалдъ, управлявшій греческою общиной въ Венеціи, вышелъизъ повиновенія патріарху, Кириллъ IV удалилъ его пзъ Венеціп. Въ 1713 г. одною изъ грам358 ІІИТераТураМ. Геоеш , Патр. mv^'YirriKayz-qc, ітр. MeXsTtos . въ указ. ' сочинеотъ онъ подтвердилъ ставропигіальныя права ионастыря прор. Иліи Рустика на Крпт (въ август ), а другою присоединшгь обитедь Великой Пааагіи (Вогородицы) яа Крит и ея метохъ Еенуріонъ къ м стной епискоаш Детры. Въ томъ же году патріархъ и спаодъ постановили—ежегодно выдавать пзъ средствъ великой Христовой церкви одну тысячу гросіевъ александрійскоыу патріарху Косм , жпвшему въ Константиеопол и оказавшемуся въ крайне б дственномъ матеріальномъ положеніи.такъкакъ онъ,—всл дствіе политическихъ обстоятельствъ, — не им лъ возможности отправиться въ Египетъ, назначенная денежная субсидія должна была выдаваться Косм до т хъ поръ, пока оаъ не получитъ для управленія и содержанія какую-дибо епархію въ пред лахъ констан-тннопольскаго патріархата. Дал е, совремеяный антіохійскій патріархъ А анасій обратился къ вселенскому Кнрилду съ запросомъ относительно поста и брака. Д ло въ томъ, что н которые жители Сиріи, крайне затруднясь, исполненіемъ поста св. Апостоловъ по недостатку постной пищп, проспли своего патріарха разр шить изгь иодьзоваться молокомъ и масломъ; а съ другой стороны ему были представлены ходатайства о разр шеніи вступать въ бракъ съ родственеикамп, такъ какъ въ н которыхъ селахъ антіохійскаго патріархата очень трудно было заключать браки съ лицами, не находившимися ли въ родств , ни въ свойств между собою. Затрудвяясь разр шевіемъ этпхъ недоум ній, антіохійскій патріархъ предстзвилъ ихъ на судъ вселенскаго Кирвлла IV. Посл дній обсудивъ вопросы совм стно съ находившимися въ Константинопол александрійскимъ ііатріархомъ Хрисан омъ и своимъ синодомъ, отв тилъ (7 ноября 1711 г.)въ томъ смысл , что онъ ненаходитъвозможнымъизм нятьцерковыя поуказаннымъ воаросамъ постановленія и вводить въ церковную практику какія-либо нововведенія, но предлагаетъ антіохійскому патріарху руководить прпнципомъ „икономіи" и снисхожденія прим нительно къ каждому частному случаю, коль скоро его блаженство зам чаетъ, что строгое u точное исполвеніе правплъ можетъ повести къ душевной гибели т хъ или другихъ нарушителей церковныхъ постановленій; но все это ваходится въ пред лахъ компетенціи предстоятеля антіохійской церкви. Въ 12*
Стр.1
359 Кириллъ IV—Кириллъ V, март 1713 г. Кириллъ 1Y обратился съ грамотами къ митрополитамъ ФШШШІОІІОЛЯ и Оофіп по поводу сбора въ ихъ епархіяхъ мпдостыни на нужды Гроба Господвя. Сохранилпсь также дв грамоты Кирилла ІУ, отправленеыя въ Украйну,—одва разр - шительная на пыя Димнтрія Орленко сь женою Маріей, сыномъ Павломъ и дочерями еодорой, Анной, Маріей, Параскевой и Меланіей (1712 г.), а другая—зааорожскому гетману, въ отв тъ на его писыіо, въ котороиъ выражались чувства любва и благогов нія запорожцевъ къ вселеаскоиу патріаршему престолу п иепрашивались гетманомъ молитвы и благословенія его свят йшества (16 янв. 1712 г.). Пользуясь уваженіемъ и любовію со стороны восточныхъ патріарховъ и украпнскаго гетмана, патріархъ Кириллъ IY, при вс хъ своихъ достоинствахъ, не иогь расиоложить къ себ турецкаго султана Ахмеда, который смотр лъ на патріархію и на частую см ну греч скихъ патріарховъ, какъ на доходвую государственную статью. Находясь съ войсками въ Адріанопол , султанъ вызвалъ сюда и вселенскаго патріарха. Великій визирь, воспользовавшись военнымъ временемъ п опираясь ва авторптетъ султана, потребовалъ отъ цатріарха девегъ на нужды государства и заачительно увеличилъ налоги съ грековъ и патріархіи въ пользу казны. Кириллъ ІУ опротестовалъ такое требованіе и за это подвергся личаоиу оскорбленію. При такпхъ условіяхъ патріархъ не вашелъ возмоншымъ оставаться на престол и, полагая, что его преемникъ усп шн е оградитъ свободу и неприкосновенность церкви отъ посягательствъ мусульманскаго, отказался отъ управлевія церковію. /Іитература. Ш. Гедеопъ, Патр. яі ;, Жа%ас указ. ооч., 'X ф Y И. И. Соколовъ. 5) Кириплъ V дваждн занималъ пат~ ріаршій врестолъ (окт. 1748—май 1751 и 7 сент. 1752—16 янв. 1757 г.г.). Овъ родился въ Навплів, учялся въ школахъ Философа въ Димвтсав и на о. Патмое , въ молодости служилъ въ Коастаятивопол при патріархіи, вотомъ завялъ меленикскую митроволичью ка едру, въ 1745 г. былъ пе-1 360 ) X d т т) ?, указ. соч., Ж еXETIOS, указ. соч., 'Аруір. КаХХі іхо? ДеХіха г);, Патріаруіг.а щ-(оа^а^ т. II, К. 1904, т. Ill, К. 1905. реи щенъ въ Никомидію, откуда и былъ возведенъ на патріаршій престолъ. Исгорикъ Макрей очеаь хваяитъ Кирилла V за вравсгвеввыя качества, называя его доброд тельнымъ, любознательвымъ, строгимъ исполвителемъ церковвыхъ постановленій, св дущимъ въ ' Свящ. Писавіи и проч. Но другіе историкп (Кумасъ, Ивсилавтисъ) иваче оц ниваютъ личвость и труды Кирилда V и считаютъ его одаимт, изъ малодостойныхъ патріарховъ кояставтиновольской церкви. По вашему ма вію, правда— въ середин : Кприллъ У, им я весомв авыя личвыя достонвства, свлою вв швихъ обстоятельствъ иаогда вывуждался поступать весогласао съ благомъ церквп. Такъ, въ его ватріаршество долгп сильво возрасли, но изв стно, что турецкія властп потребовалп отъ Кприлла У увеличевныхъ взвосовъ ва государствевныя и личныя вужды. Зат мъ, Кирпллъ У горячо поддержалъ предт. Портой жалобужителейКвпра ва прат свевія вч. сбор водатей п вообще на беззаковвое управлеаіе ігбстныхъ турецкихъ властей и за это вавлекъ на себя ведовольство султаиа, которое и прпвело потоиъ къ низложевіго его съ престола. Но съ другоп сторовы, патріарху яе удалось вредотвратпть волаевія въ церкви, вызваввыя лжепророкомъ Авксентіеиъ. Изъ другихъ д яній Карплла У, врежде всего, изв стно кавоническое опред леніе о развод , всл дсгвіе сумасшествія жевы, издавное въ 1748 г. во воводу частваго случая ва о. Митилив ; въ докумевт сд лаао предписаніе о разд л имущества разведеввыхъ сувруговъ. Въ сл дующемъ году патріархъ отиравилъ посдавіе православнымъ лсвтелямъ Сифва и Микона по поводу ихъ общевія въ в р съ лативянамп, такъ какъ ови полагали, что между православіемъ и латааствомъ а тъ никакого различія; патріархъ прп этоиъ р зко обличвлъ въ аев ясеств этихъ жителей и кратко разъяснилъ имъ отличіе католичества отъ православія. Въ феврал 1749 г. патріархъ особымъ сигилліемъ прпсоединилъ къ митрополів Христіанояоля патріаршую экзархію Идрояолицу съ двумя ея земельвымп участками и тремя мовастырями — съ т мъ условіемъ, чтобы м стаый митрояолитъ ежегодао выдавалъ изъ средствъ епархіи 60 гросіевъ арховту церквей Марку, который равыве зав дывалъ этою экзархіей.
Стр.2
361 Кириллъ V. Въ 1750 г. патріархъ сигилліемъ приписалъ село Гарасари къ халдійской митрополіи (въ январ ), а другимъ сигплліемъ утвердплъ обм нъ вдад ніями между митрополитами Ефеса и Смирны (въ феврал ). Кром того, онъ утвердилъ ставропигіальныя права монастыреи—Аріистратига Михаила въ Калавритахъ (въ ма 1749 г.), Вогородицы Ампелакіотиссы въ Лидорикіи (въ іюн 1749 г.), Предтечп въ Веріи (въ август 1750 г.) и Вачковскаго близъ Фидиппополя. Ври сод йствіи Кирилла V состоялось умиротврреніе православнаго населенія халепійской епархіи, входввшей въ составъ антіохійскаго патріархата; зд сь водворился епископъ Максиыъ, уклонившійся въ латинство u смущавшій сов сть православныхъ; патріархъ Кирнллъ V, къ которому васелевіе обратилось съ просьбою о помощи, изгвалъ Максима изъ евархіи и на вакавтвую ка едру избралъ бывшаго птолемаидскаго митрополита Софронія, строгаго реввителя православія (1750 г.). Наконецт., въ 1749 г. Кприллъ У издалъ окружное пославіе, прнглашая свою православную паству къ пожертвованіямъ въ пользу об дв вшей вселенской ватріархіи. Т мъ не мен е, КвриллъУ вынуждевъ былъ въ ма 1751 г. оставить ватріаршую ка едру, вел дствіе вознвкшвхъ въ ковставтввопольской церкви религіозныхъ смутъ, врекратить которыя овъ оказался не въ силахъ. Лишевный престола, онъ былъ удалент. ва о. Халки, гд и жилъ на пожаловавную ему правительствомъ пенсію. Второе ватріаршество Кирилла V врошло въ большнхъ воляевіяхъ, вызванвыхъ вопросомъ о верекрещиваніи латввянъ при переход ихъ въ греко-восточвую церковь. Впновнвкомъ двпженія былъ мовахъ Авксевтій, который сталъ вропов дывать вароду о заблуждевіяхъ лативявъ и съ особенной вастойчивостію говорилъ вротивъ д йствительности латввскаго крещевія. Пропов двикъ им лъ многочисленаыхъ восл дователей, такъ какъ вопросъ о латиаств им лъ жизаевное ва Восток значевіе, въ виду господствовавшев зд сь инославвой пропагавды. Патріархъ Кириллъ У вривцппіальво сочувствовалъ основяому выводу пзъ прооов ди Авксевтія— о необходпмости перекрещпванія латпвявъ. Дввжевіе цолучпло столь острый характеръ, 362 что потребовалось сказать авторитетное по возбуждевному вопроеу слово отъ лица церкви. Въ 1756 г. въ Конставтввопол состоялся соборъ въ присутствіи патріарховъ— вселевскаго Кприлла У, александрійскаго Мат ея и іерусалимскаго Пар енія и мвогихъ архіереевъ,—на которомъ и было составдеао оаред леніе (орос) святой Христовой церкви о перекрещвваніи латинявъ. Зат мъ, ватріархъ Кириллъ V издалъ въ 1752 г. сигиллій о томъ, что метохъ св. Николая въ Каламаріи, именуемый Вамвросъ, составляетъ собствевностъ русскаго ва А ов монастыря св. Павтелеимова. Въ іюн 1754 г. ватріархъ образовалъ вовую архіевископію изъ двухъ экзархій— Заряаты и Акова, при чемъ архіепископъ этой епархіи должевъ былъ ежегодво давать 130 гросіевъ Суцосу и Критію, подъ управлевіемъ которыхъ были эти дв экзархів. Въ март 1755 г. Квриллъ V возстановилъ на Хіос экзархію изъ м ствостей Пиргія и Волвсса и предоставвлъ мвтрополвту Арты враво двротоввсать водчиаеввыхъ ему евискоаовъ Вовдвды, Фотвкп и другихъ. Квриллу V приаадлежтъ в сколько свгвлліевъ отвосительао моаастырей. Такъ, онъ объявилъ етавропвгіальаыми мовастыри Пресвятой Тровцы ва Олиыв (въ март 1753 г.), Живоаосваго Источавка ва необвтаемоыъ остров Пваерр, Бреображенія въ м ствости Трпкери аа остров Алата, Влагов щевія въ г. Патрахъ (въноябр 1754 г.), св. Авяы на остров Кеое (въ яввар 1755 г.), св. Николая Пещернвка въ Арт , Вогородицы Хрисоподаріотвссы в Успенія въ Патрахъ (въ ма 1755 г.), обителей тй Моо ош и свв. Везсребреавиковъ на остров Хіос (въ севтябр 1755 г.) и Вогородицы Вровта ва Самос . Въ апр л 1753 г. патріархъ подчиавлъ мвтрополвту Крита мовастырь Гувервета. Въ томъ же году овъ объяввлъ ставровагіею бывшій епархіальвый ыовастырь Хрвста ва о. Прввквво н предоставвлъ его въ зав дывавіе в управлеаіе столвчвой корворація ремеслеяаяковъ, которая в вад лвла его многвми вмуществами. В сколько докумеатовъ былв вздааы во диецвплвварвымъ и вмущественвымъ д ламъ а оаскихъ ыоаастырей. Въ патріаршество Кирилла У столичвая греческая корпорація торговцевъ бакадейвыми товарамавасвоисредствавострояла {1753г.)
Стр.3
363 Кириляъ V—Кириллъ VI. въ Константпнопол больницу для православнаго наееленія города. Другую греческую больнацу основалъ въ Адріанопол филантровъ Дпмитрій—Іосифъ. Церковно-религіозное движеніе, поднятое моаахомъ Авксентіемъ, сопровождалось большвма смутамн, такъ какъ по впв его былъ низложевъ съ престола предшествеавикъ Іиірилла яатріаргь Папсін II, а равно противъ него д йствовали и н которые мптрополвты. Положеніе Кирнлла У, сочувствовавшаго пропов дп Авксентія, оказалось непрочвымъ на престол . 16 января 1757 г. онъ, по вол султанз Осмааа III, былъ двшевъ власш и сосланъ ва Спвай. Спустя н которое время, Кприллъ получилъ разр шевіе прибыть въ Яоастантивополь, а вотомъ былъ удалевъ на А оаъ, гд и поселвлся въ скит св. Анвы. На Св, Гор Еврвллъ Y, между врачимъ, пм лъ столкновеяіе съ звамевптымъ дидаскаломъ а онскоіі акздемів Евгевіемъ Вулгарвсомъ, Патріархъ зд сь и сковчался и былъ погребеаъ возл храма сквта св. Анвы. выхъ выше, св д нія о Кирилл V сообщаютъ: 2 ір-( ЮІ ЖССУ. pctTos, 'X7to(j.v^[j.aTa ExxXTrjotaoTlxrjs іаторіа? (1750—1800) Ev BEVSTICC 1877 (y SaGa?, MeoaicuvixYJ ЩІюЦ-/.-г\, t. Ill): £. K o 6 IJ. a c, 'Історіаі т т а рштсі ш тсра^еш , т. IB'. 'Ev BieWTj 1832; M. Г E 8 e ш v, Kavovixocl оіатсіІЕіс, т. I, Кш от:. 1888; 'Ap^ip.. K a X X i v i•AO І Д £ X i -л ct v Y] s, ІІЕріурасрі .б; .а-саХоуо; тй Ё - іоіі xwotcji TOO Патгріар^і-лоо, 'Ap)[EiocpuXa-/.Eioo Екіатцлш £у,7.Хт](иастг/,ш Ё^^рашсо тгЕрі тш Е А ш р.о ш , Кш от. 1902; ироі^.Лл. П. Лебедевъ, Исторія греко-восточвой деркви подъ властію турокъ, Спб. 2 1903. И. М. Соколовъ. 6) Кириллъ VI завималъ патріаршій престолъ съ 5 апр. 1813 до 13 декабря 1818 г. Въ мір Ковстантинъ Сербетдоглу, оаъ родился въ 1775 г. въ Адріавоиол въ небогатой греческой семь , учился у м стваго учвтеля Георгія, а потомъ вашелъ себ покровителя въ лвц адріавопольскаго митроаолвта Каллаввка, который вриблвзилъ его къ себ , сд лалъ секретаремъ ыитрополіи, постригъ его в ь ионахп и посвятвдъ в* санъ іеродіакона. Въ званіи секретаря, онъ былъ правою рукою своего покровителя и сі усп хомъ вьшрлвялъ трудныя обязанности своего отв тственнаго положенія, во въ тоже время усердно занпаался своииъ саиообразованіемъ. Въ аачал 1801 г. КиЛитература. Кром сочиненій, указан1 364 риліъ быдъ сд лааъ архидіакономъ ефесской митроподів, а когда бывшій митроволитъ Каллннвкъ зааядъ патріаршій престолъ (17 іюая 1801 г.), Кприллъ завялъ доллсаость велвкаго архидіакона ватріархів. Реваоство иеполвяя свои прямыя обязанности, Кирвллъ не оетавдялъ и научныхъ занятій, завязавъ т сныя сношенія съ ирофессорами народной школы на Фанар . Въ 1802 г. оаъ аааечаталъ вервый свой учевый трудъ, оаублвковавъ въ одаоыъ сбораик аепздаяаыя поэтическія произведеаія византійскихъ писателей: еодора Птохоародрома, Писиды Георгія и НпкифораКаллвстаКсаа овуда, вм ст съ катадогомъвселеаскихъ ватріарховъ. Въ севтябр 1803 г, Кирилдъ былъ хпротоввсанъ въ еаископы и заиялъ мятроволачью ка едру въ Иковіи. Зд сь для образованваго п эаергичваго архппаотыря открыдось шврокое поле д ятельности, Овъ усердно защвщадъ м ствую „ромейскую райю" отъ ировзвола и насвлія турецкнхъ вдастей, систематичееки воучалъ ее истивамъ правосдавлой в ры и нравственностп, открывалъ яародвыя школы и лривлекалъ ва долзкности учвтелел навбол е способвыхъ и усердаы\ъ клириковъ и міряаъ. Въ тоже время овъ ародолжалъ и свои научвыя завятія и между прочииъ собрадъ зд сь исторвчссків, географическій п археологическій матеріалъ для сяеціальааго труда объ иконівекой обласги. Ввосд дствіп оаъ, на освованіп этого матеріала, вздалъ географическую карту икоаійской областп („Ш осс /copofpacpixoc •z-qc pe^aIrqc, аруіаахраъіас, 'Іу.о юи, 'Ev Btswo 1812) и историческій къ вей коммеатарів ('Іахорг/ті -uspt'i'poccpTj -coo ігроехооОё хос ^шроурасрг/ои TTtvazoc хтХ., Кш ат. 1815). Икоаійскою еаархіей Кврвллъ управлялъ до 1810 г., когда былъ перем щевъ въ родной городъ Адріавополь, во лросьб его жптелей. И зд сь оаъ заяввлъ себя эаергичвымъ защитвикомъ своего народа и усерднымъ его аросв твтелемъ. Когда вселеаскій патріархъ Іеремія ІУ [см. „Эяц." У\, 303—305] отказался по бол заи отъ патріаршескаго врестола, свящеаный коастаатинопольскій сваодъ едпаогласно пзбралъ его преемникомъ адріавояольскаго мптрополпта Кирилла, который 5 апр ля 1813 г. торжесгвенво и вступилъ на патріаршій престолъ. Его избраніе было радостно прпв тствовано грече
Стр.4
365 Кириллъ VI. скимъ духовенствомъ и народомъ. На патріаршемъ прсстол Кириллъ YI, какъ верховаый представитель „ромейской райи", защнщалъ ее, гд нуншо, отъ насилія и прорзвола турокъ п былъ ея покровителеиъ и ходатаемъ предъ Портой. Въ виду злоупотребленій при закдюченіи браковъ среди христіанскаго населенія о. Скопела, патріархъ особыиъ сигплліемъ (1814 г.) оаред лилъ условія снабженія нев стъ приданыиъ, безъ нанесеяія большого ущерба родптелямъ п всей семь . Ояъ также заботияоя о лостройк и благоустройств филаитропическихъ уіреиаденій въ Еонстантпаоаол и провинціальаыхъ городахъ, о біагол піп ііриходскпхъ храиовъ и правильномъ ведеяіп ихъ денежной отчетяости. Въ 1814 г. при патріархін была образована спеціальная компссія подъ предс дательствомъ деврскаго митрополита Ан яма, которая обязана была пос щать храмы и монастыри константинопольской архіеаископіи, ревизовать ихъ денелсныя д ла и заносить приходскіе отчеты въ особый кодексъ, хранпвшійся въ патріархіп; въ свою очередь, еаптропы храмовъ обязаны были отдавать въ своей д ятельности отчетъ предъ общииъ собраніемъ прихожанъ. Патріархг Кириллъ VI былъ озабочеяъ улучшеніемъ матеріадьнаго положенія п патріархін. Въ 1818 г. общіи ея долгъ простирался до 1.936.000 гросіевъ (гросій нын = 8 коп.). Съ ц лію изыскать необходииыя для покрытія долга средетва и предотвратить угнетавшій патріархію финансовый крпзпсъ, Кириллъ і вч> этоыъ году устроилъ саеціадьное по д лу сов щаніе, въ прнсутствіи 18 архіереевъ, 13 св тскихъ представптелей народа н еаитроповъ спеціальной церковао-народной казяы. Собраніе постановило: 800 пунговъ (пунгъ нли кошелекъ [кйсе]=500 піастровъ или гросіевъ) долгу оетавить за патріаршею казвою, а остальные 3072 пунга разложить на вс епархін патріархата соотв тственно ихъ ыатеріальному благососгоянію, о чемъ патріархъ и синодъ ув доиидп ве хч. архіереевъ. Кром того, по опред ленію сянода былъ повышенъ взносъ отъ приходскихъ храмовъ въ пользу патріархіи, дабы изыскать вовую статыо ддя уплаты долговъ, Но такой внутренній заеиъ лишь отъ-части и па самое короткое время улучшялъ матеріальное состояніе патріархіц. Изъ другпхъ 366 адаинистративныхъ раоаоряженій Кнрилла VI изв стяы сигиллій о соединеніп в которыхъ енархій (напр., Ниссавы и Ниссы) илп образованіи новыхъ (наир., Трияолицы) и т. п. Патріархъ Кнриллъ YI ревноетно охранялъ н церковные каноны. Между прочпиъ, онъ запрещалъ браки въ пятой степенн свойства, ае яозволялъ аравославнниъ всгуаать въ брака сь ияославныии, яодвергъ церковаому ааказанію одаого еяископа, который за одяою литургіей с вершалъ рукоаоложеаіе мвогнхъ свящеаяиковъ и діакоаовъ ви ст (ayeXYjSov) и т. д. Патріархъ былъ одушевлеаъ горячнии заботамя о благоустройств и мояашеской жизаи въ патріархат и сд - лалъ въ этомъ отаошеяія мяого полезяаго. Оаъ издалъ маого свгилліевъ о сгавроаягіальаыхъ правахъ моаастырей, обезпечивалъ имъ свободу во ввутреаяей жизаа, аезавасаиость отъ аостороааихъ давленій, веблагоаріятаыхъ для ваоческой жазаа, и враво яа влад яіе собствеааостію. Зат мъ, Кяриллъ VI возвелъ къ каяовію монастыріі Каракалла ва А оа п св. Аяастаеіа Фармаколятрія (Узор щатедьвицы) въ ардамерійской евархія, въ которнхъ раяьше существовало вдіорятмяческое (своежятельаое) устровство, кравве аеблаговріятно отразввшееся аа ихъ благосостояніи. Другія расяоряжеаія Карялла VI каоаютса возвыяіеаія моаастыреков двсцвалваы. Еараллъ VI заяввлъ себя большвмв труцаив въ вользу вародааго вросвбщевія. Самъ челов къ образоваавыя и учеаый, врекрасвый заатокь языковъ греческаго в турецкаго, наукъ богословсквхъ л св тсквхъ, авторъ учеао-литерагурвихъ трудовъ, красаор чавыа вроаов давкъ, корресвовдеатъ в частив собес даакъ выдающахся совремеаныхъ греческахъ учеаыхъ,—Караллъ VI уетраавалъ вовыя школы я воддержявалъ сгарыя, заботялЬя о лучшей лостааовк учебао-восватательваго д ла, входвлъ въ матеріальвыя нужды школъ в учателей, строго охраиялъ доброе вавравлевіе въ школьвомь д л . Межцу прочямъ, овъ учредвлъ вра ватріархіа духовао - в вческую школу (1815 г.), аазаачаль лучшахъ учителев въ велякую народаую школу, урегуларовалъ взааавыя отвояіеаія между евавгелаческою школой я фалологвческою гвиаазіея въ Оиярв , вздалъ очеаь много сягалліевъ объ устровств в оргавизаціа школъ
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ