Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Не святая Русь

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID8035
Аннотация(Религия Горького)
Кому рекомендованоКритика
Мережковский, Д.С. Не святая Русь : Статья / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1916 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8035 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ Не святая Русь (Религия Горького) Максим Горький: pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч. <...> Великие русские писатели отвечают на этот вопрос, -- как бы вечные вехи указывают путь России. <...> Вот почему Горький и те, великие, -- младенец и взрослые, росток из-под земли едва пробившийся, и дремучие, древние дубы. <...> Обратное движение -народная стихия, идущая к сознанию, воплотилась в Горьком. <...> Возникающее сознание народа -- возникающая власть народа -- "народовластие", "демократия". <...> Горький есть первый и единственный сейчас представитель возникающей русской демократии. <...> Но правда единственных, правда личностей ("аристократия" в высшем смысле) уже совершилась, достигнута; а правда всех, правда множества ("демократия" тоже в высшем смысле) еще только совершается, достигается. <...> Последнее, величайшее явление личности -- в тех великих; первое, самое малое явление всенародности -- в Горьком. <...> Но, ведь, всякий зародыш безличен, всякое семя без-образно, а между тем таит в себе возможность нового прекраснейшего образа, новой совершеннейшей личности. <...> Если семя не умрет, то не оживет: надо умереть одному, чтобы ожить всем; надо умереть личности, чтобы ожить множеству. <...> Как явление художественного творчества, Толстой и Достоевский неизмеримо значительнее Горького. <...> Страшное испытание огнем -- ложною славою -- выдержал он, как немногие. <...> Сделал, хотя бы бессознательно, то, что способны делать только самые сильные русские люди -- "сжечь все, чему поклонялся, -- поклонился всему, что сжигал". <...> Ведь, именно то, что он утверждал некогда, как последнюю правду -- "Человек -- это гордо" -- человек против человечества, один против всех, -- он теперь отрицает, как последнюю ложь. <...> Теперь уже никакие испытания огнем не страшны ему: в огонь вошло железо, вышла -- сталь. <...> Человек из народа, делаясь полусознательным, "полуинтеллигентным", изменяет своей народной стихии. <...> Но нельзя вернуться к стихии, не пройдя <...>
Не_святая_Русь.pdf
Д. С.МЕРЕЖКОВСКИЙ Не святая Русь (Религия Горького) Максим Горький: pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч.Ю. В. Зобнина. -- СПб.: РХГИ, 1997. -- (Русский путь). OCR Бычков М. Н. I Куда идет Россия? Великие русские писатели отвечают на этот вопрос, -- как бы вечные вехи указывают путь России. Последняя веха -- Толстой. За ним -- никого, как будто кончились пути России. За Толстым никого -- или Горький. По сравнению с теми, великими, Горький мал. Мало все, что рождается; велико все, что выросло, достигло своего предела и конца. Великим кажется прошлое, малым -- будущее. Вот почему Горький и те, великие, -- младенец и взрослые, росток из-под земли едва пробившийся, и дремучие, древние дубы. Но они кончают, а он начинает. Они -- настоящее и прошлое, а он -- будущее. Откуда идет Россия, можно судить по ним, а куда, -- по Горькому. Сознание, идущее к стихии народной, воплотилось в тех, великих. Обратное движение -народная стихия, идущая к сознанию, воплотилась в Горьком. Сознание над стихией властвует. Народ, идущий к сознанию, есть народ, идущий к власти. Возникающее сознание народа -- возникающая власть народа -- "народовластие", "демократия". Горький есть первый и единственный сейчас представитель возникающей русской демократии. Лица тех великих -- гениально личные, неповторяемые; таких лиц никогда еще не было и никогда уже не будет. У Горьких как бы вовсе нет лица; лицо как у всех собирательное, множественное, всенародное. Но правда единственных, правда личностей ("аристократия" в высшем смысле) уже совершилась, достигнута; а правда всех, правда множества ("демократия" тоже в высшем смысле) еще только совершается, достигается. Последнее, величайшее явление личности -- в тех великих; первое, самое малое явление всенародности -- в Горьком. Нас пугает безличность множества. Но, ведь, всякий зародыш безличен, всякое семя без-образно, а между тем таит в себе возможность нового прекраснейшего образа, новой совершеннейшей личности. Если семя не умрет, то не оживет: надо умереть одному, чтобы ожить всем; надо умереть личности, чтобы ожить множеству. Те великие слишком сложны; потому-то и стремятся так жадно к простоте, к всенародной или только простонародной стихийности. Горький слишком прост; потому-то и стремится так жадно к сознательной или только к полусознательной сложности. Как явление художественного творчества, Толстой и Достоевский неизмеримо значительнее Горького. О них можно судить по тому, что они говорят; о Горьком -- нельзя: важнее всего, что он говорит, то что он есть. Самая возможность такого явления, как он, как они -- потому что он -- многие или будет многими, самая возможность эта, в смысле жизненном, не менее значительна, чем все художественное творчество Толстого и Достоевского. В этом же смысле жизненном, он, "малый", -- не меньшее знамение времени, чем те великие. И, может быть, сейчас не в них, а в него надо вглядеться, чтобы понять наше время, ответить на вопрос, куда идет Россия. II Несколько лет назад предсказывали "конец Горького". В предсказании была правда и ложь. Как пророк "сверхчеловеческого босячества" Горький действительно кончился. Но кончился один Горький -начался другой. Страшное испытание огнем -- ложною славою -- выдержал он, как немногие. Сделал, хотя бы бессознательно, то, что способны делать только самые сильные русские люди -- "сжечь все, чему
Стр.1