МЕРЕЖКОВСКИЙ, Дмитрий Сергеевич [2(14).VIII.1866, Петербург -- 9.XII.1941, Париж] -писатель,
литературовед, философ. Родился в семье дворцового служащего -- столоначальника
придворной конторы. Младший из шести сыновей (в семье было еще три дочери). Воспитывался в
классической гимназии, был замкнут, застенчив, с товарищами сходился трудно. В гимназии начал
писать стихи. В 1880 г. познакомился с Ф. М. Достоевским и С. Я. Надсоном. Последнего, вспоминал в
автобиографии, "полюбил как брата". Первое стихотворение напечатал в 1881 г. в сборнике "Отклик>. В
1888 г. вышла первая книга стихов М., очень близких по своей тональности поэзии Надсона
(Стихотворения. 1883--1887.-- Пб.).
В 1884 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета,
увлекался позитивной философией -- Спенсером, Контом, Миллем, Дарвиным. "Но с детства
религиозный, смутно чувствовал ее недостаточность, искал..." (Автобиография). Эти искания, носившие
откровенно религиозный характер, а затем интерес к новейшей французской литературе определили пути
дальнейшего идейно-творческого развития М. В 1889 г. он в Тифлисе познакомился с З. Гиппиус,
которая вышла за него замуж. С тех пор жизнь и творчество их становятся нераздельными.
В 90 гг. М. сходится с сотрудниками журнала "Северный вестник", вокруг редакции которого
начинает формироваться первая группа русских символистов. В 1892 г. выходит второй сборник стихов
М.-- "Символы (Песни и поэмы)". Стихи этого сборника, как и стихотворения первой книги, холодны,
рассудочны, лишены художественной эмоциональности. Основной пафос их составляют мотивы
одиночества, усталости души, равнодушия к жизни, добру и злу ("И хочу, но не в силах любить я
людей: / Я чужой среди них...").
Лирика М. не занимает большого места в поэзии начала века. Он известен прежде всего как
прозаик, драматург, критик, автор работ о А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, Л. Н. Толстом, Ф. М.
Достоевском, Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве и как автор эстетического манифеста русского символизма,
основные принципы которого изложил в 1892 г. в публичных литературных лекциях, а затем в книге "О
причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). Обосновывая их, М.
пытался объяснить учение символизма не столько со "стороны эстетической, сколько
религиозной" (Автобиография). В этой работе М. символизм впервые пытался осознать себя как идейнохудожественное
направление, обладающее определенными мировоззренческими, а не только
эстетическими качествами.М. утверждал, что русская литература находится на грани кризиса, в который
завела ее гражданская тенденциозность, наследование традиций революционной демократии. Основу же
искусства, утверждал М., составляет религиозное чувство, предчувствие "божественного идеализма". В
книге "О причинах упадка..." М. обозначил три элемента будущей русской литературы: мистическое
содержание, символизация и "расширение художественной впечатлительности в духе изощренного
импрессионизма".
В 90 же гг. М. начал писать самое значительное свое прозаическое произведение -- трилогию
"Христос и Антихрист", в которой хотел выразить свои философские взгляды на историю и грядущие
судьбы человечества (Ч. I -- "Отверженный" ["Смерть богов" ("Юлиан Отступик")], 1896; Ч. II -"Воскресшие
боги" ("Леонардо да Винчи"), 1901; Ч. III -- "Антихрист (Петр и Алексей)", 1905).
Исторический материал и проблематика романов, как и литературно-критических исследований М.,
были откровенно подчинены доказательству узкой философско-мистической схемы. М. считал, что в
мировой жизни существует полярность, в ней всегда боролись и борются две правды -- небесная и
земная дух и плоть, Христос и Антихрист. Первая проявляется в стремлении духа к самоотречению и
слиянию с богом, вторая -- в стремлении человека к самоутверждению, владычеству индивидуальной
воли. В ходе истории эти два потока в предвестии будущей гармонии могут разъединяться, но дух
постоянно устремлен к их высшему слиянию, которое станет венцом исторической завершенности. На
таких антитезах и строились романы М. Заостряя их, он обращается к поворотным эпохам человеческой
истории, когда столкновение противостоящих сил проявляется с драматической напряженностью.
На аналогичных оппозициях строятся и литературно-критические работы М., самая значительная
из которых -- исследование "Л. Толстой и Достоевский.Жизнь и творчество" (Т. I -- "Жизнь и творчество
Л. Толстого и Достоевского", Т. II -- "Религия Л. Толстого и Достоевского"; 1901--1902). Достоевский
представал у М. "провидцем духа", Толстой -- "провидцем плоти". В синтезе их художественных
открытий М. предрекал последнюю, вершинную ступень человеческого познания мира -- постижение
высших религиозно-мистических тайн бытия. Работа до сих пор представляет интерес конкретными
наблюдениями над текстами Толстого и Достоевского. Однако интерпретируя текст, М. дает ему
религиозно-мистическое истолкование даже в самых частных деталях.
Последняя такая литературная антитеза в критических работах М.-- его книга о Некрасове и
Тютчеве ("Две тайны русской поэзии", 1915). "Некрасов,-- пишет М.-- поэт общественности, Тютчев -поэт
личности" (С. 117), первый близок христианскому социализму, второй -- гениальный
Стр.1