Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского Яйцепровод - ? [ижица]. Т. 41а (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823)
Издательство[Б.и.]
Страниц452
ID80147
Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823). Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского Яйцепровод - ? [ижица]. Т. 41а / Брокгауз Фридрих Арнольд (1772-1823) .— : [Б.и.], 1904 .— 452 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/80147 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 " От-ь редакціи. З а к о н ч н н ы й въ настояіцее время, пооп ^іетыренадцатил тней работы, Эжциклопедическій Словарь быпъ задумажъ и н а ч а т ъ по типу ы мецкихъ Conversa tions! ехіса. <...> Въ основаніе его предпопагалось положить изв стный Словарь Брокгауза, съ бол е подробнымъ лишь изложеніемъ всего касаіощагося Россіи, Сообразно съ этимъ бшли опред лены и коли^сество томовъ Слов а р я (отъ 16 до 18), и періодъ времени, въ т ченіе котораго онъ будетъ приведенъ къ концу (отъ 5 до 6 л тъ). <...> Уб ждежіе в ъ томъ, что русская публика, н располагаюіцая спеціальными словарями, нуждается не стопько въ б гломъ в з г л я д н а вс области знаыія, сколько въ бол е ис^ерпывающомъ и х ъ обозр ніи, ыривело къ тому, ч.то переводы и компилядіи по предметамъ сколько-нибудь выдагощимся уступили м сто самостоятельжымъ статьямъ, ^асто им юіцимъ характеръ монографій. <...> Отсюда зжачжтельно увелиженіе объема изданія и бол е позднее его окончаніе; отсюда и необходимость дополженія его вс мъ т мъ, жто въ к о н д ХІХ-го и нажал ХХ-го в ка создала, выдвинула впередъ или новымъ св томъ осв тила зкизнь. <...> Японія (съ картой)! > физическій оч ркъ и населеніе—Л. <...> 144 раза лежали хро- ченіе не оченъ сильное <...>
Энциклопедический_словарь__под_ред._проф._И._Е._Андреевского_Яйцепровод_-__[ижица]._Т._41а.pdf
Стр.1
ЗЩШШШЕДИЧЕШЙ СЛОВАРЬ.
Стр.2
2007042682
Стр.3
Ъс>с> шо і И1 {] ТОМ - ^ ХІ_І^. Яйцепровод ъ — Y. ИВДАТЫИ: (*• *• БРОКГДІЗЪ (ІЕЙППИГЬ). I И. А. ЬФРОНЪ (С.-ПЕТЫ^АТГЪ). -«-^•-*-•^. ^ ^ С.-1ІЕТЕРБУРГЪ. Типографія Акц. Общ. Брокгаузъ-Ефронъ, Прачешный пер., № 6. 1904.
Стр.4
„ЭШЩКЛОІІЕДИЧЕСКШ СЛОВАРЬ", • начатый проф. И. Е. Авдеюимъ. ПРОДОЛШЕТОЯ ПОДЪ РЕДЛЩІЕЮ и заслуженпаго профессора При участіи редакторовъ отд ловг: С. А. Венгерова Проф. А. И. Воейкова. . Проф. Н. И. Кар ева . . Академпка А. 0. Ковалевскаго Проф. В. Т. Шевякова. Проф. Д. И. Менд л ева. . Проф. A. В. Сов това . . Владиміра Соловьева . . Проф. Н, . Соловьева . А. И. Сомова отд лъ Есторіи литературы. 1! » географіи. исторіи. 1 " я » » я » , біологическихъ наукъ. химико-техническій и фабрично заводскій. сельскохозяйственный. философіи. музыки. изящныхъ искусствъ.
Стр.5
Энциклопедический_словарь__под_ред._проф._И._Е._Андреевского_Яйцепровод_-__[ижица]._Т._41а_(1).pdf
Я п o н і я гвоздеи п другихъ деталей, столь же изумнтельна, какъ и изящество раскраски спльиымн, яркиміі, но гармоничными тонами. Особенно поразительна р зьба главныхъ воротъ: ыа ихъ нарулшыхъ столбахъ тянутся вверхъ священные драконы, исполненные очень рельефно; на косякахъ выр заны деревья муыы въ полномъ весеннемъ цв ту, в тви которыхъ переходятъ на верхній брусъ; еще выше, иа фрпз , представлепъ сонмъ боговъ; на другихъ архнтектурныхъ частяхъ цв точныя гирлянды перемежаются съ красивыли геометрическими орнаментамп. <К.то ые вид лъ р зьбы Ценгоро въ Никко,—говорятъ японцы,—тотъ не видалъ ничего>. Сіогунъ Іемицу заботился объ украшеніи храмами п дворцамн также п новой своен столицы, Іеддо. Постройки его времени могутъ быть разсматриваемы какъ посл днія зам - чательныя явленія въ исторіп японскаго зодчества. Рядомъ съ декоративною р зьбою изъ дерева возд лывалась ц совершенствовалась скульптура мелкпхъ предметовъ. Небольшія бронзы того временп съ изображсніямп людей и лшвотныхъ могутъ быть, въ отношеніп живости замысла п тонкоети исполненія, названы чудесами иекусства; пластическія изд - лія всякаго рода,, каковы, между прочпмъ, нецке и чашки эфесовъ мечей, сталп пріобр тать ту художественность, благодаря которой они сд лались любимымп произведеніяыи прпкладяого искусства у европейскихъ коллекціонеровъ. Въ области жпвописи, школы Капо п Тосы пропзвелп въ XVII п XVIII стол тілхъ еще многпхъ художппковъ, получившнхъ громкую изв стпость. Св тплами въ школ Кано счнтаются: знаменптый пейзажистъ Таніу (1601—1674), Наонобу (ум. въ 1651 г.), его сынъ Цуненобу п Сансецу; въ іпкол Кано—Мяцуоки, Мицугоси и его сынъ Мпцусада. Разсматрпвая произведеиія этпхъ лшвоппсцевъ u пхъ современнпковъ, попавшія въ европейскія собранія, прпходпші., однако, къ заключенію, что школы Кано и Тосы уже пе шлп тогда по пути къ прогрессу, но склонялись къ упадку. Бол е сплъное впечатл ніе пропзводятъ работы т хъ жпвописцевъ, которые стремились освободиться отъ гнета школъныхъ правилъ, дер^аться декоратнвнаго направленія, цосяйдовь-^бя такъ наз. малому искусств^ рдіі, тацу (трудился ок. 1670 г.),Йревосж)^ный'Ж^: воппсецъ цв товъ и колоріівтъ, Кано Морикагге, славившійся въ особённостн искусг ствоыъ писать по фарфору, пИоринъ (1660'— 1710), «самый японскій пзъ вс хх японскихъ живописцсвъ», бравурный въ пеполненіи своІІ.КЪ картинъ, выказавшій себя большпмъ мастеромъ таюке въ украшеніп живописью лакированныхъ изд лій и сообщпвшій японской орпаментпк тотъ характеръ, который такъ нравится нашему временн. Школа Тосы дала отъ себя отпрыскъ, вскор прославпвшійся подъ названіемь «укійое», т. е. «школы скорбноіі юдоли». Основатель этой школы, привязавшейся і;ъ цзображенію явленій обыдснпой жизни, Матагеи (трудился въ полоЭнцнклопед. Словарь, т. XLI. свою отечественную прпроду днароднуюлЛвЕ, по-новому. Къ ихъ числу прііііадл жалиЧ 5Іг« -гіёр даіа, г|. 785 вин XVII в.), писалъ правдивые, полныс жизни народные типы п сцены изъ быта низшихъ классовъ общества. Важн йшій изъ его учеяиковъ и посл доват лей, Гисикава Моронобу (1646 — 1717) — одинъ цзъ самыхъ популярныхъ жпвописцевъ этого времени; кром писанія жанровыхъ сюжетовъ, онъ занимался сочиненіемъ рисунковъ для вышнвалыциковъ по шелку и для граверовъ на дерев , и его работы много способсгвовали усовершенствованію ксилографіи и распространенію любви къ ней въ масс народа. Еще болыпе сод йствовали тому же учешікъ Моронобу, Окамура Морикуни (1670—1748) и Нпкигава Сукенобу (1671 —1760). Вначал иллюмшшровка гравюръ, отпечатапныхъ черною краскою, была довольно б дная, по вскор усложнилась н превратнлась въ л чатаніе н - сколькплш краскамн. Двуцв тную п трехцв тную хромокснлографію ввелъ въ употребленіе, какъ полагаютъ, Биспмура Сигенага (ум. въ 1760 г.), изображавшій сцены изъ жизнп мужчпнъ и женщинъ. Кром него, печатаніе разными красками тотчасъ же усвоили себ вышеупомянутый Моронобу, первый сп ціалисіт. по части соблазнптельныхъ изображеній красавпцъ чайныхъ домовъ, u «великій» Торіи Кійонобу (1688 —1755), основатель школы Торіи, прославившійся остроумными изображеніями актеровъ. Вскор японская ксилографія стала пользоваться неограничеппымъ чпслоыъ красокъ, а ташке золотомъ и серебромъ. Изъ прочпхъ отраслей искусства въ разсматрпваемомъ період особенно усовершенствовалась керамика. Сильный толчекі. впередъ она получила въ конц XVI в ка благодаря тому, что сіогунъ Гидейоеи привеаъ изъ своихъ поб доносныхъ походовъ въ Корето н сколькпхъ тамошннхъ мастеровъ и разселилъ ихъ по разнымъ провинціямъ Я. Съ этого временп, наряду съ глазурованными глпняньши изд ліямп въ ней началось производство настоящаго фарфора, подражающаго кнтайскому. Главною и стностью этого производства сд лалась провпнція Гпценъ, гд , въ Арит , постепенно завелнсь огромныя фарфоровыя фабрпкл, которыя вначал работалп только на японцевъ, но вскор потомъ сталн снабл{ать своимн изд ліями такнсе п евронейцевъ. Старипныя гнценскія, равно какъ н кутанскія (т. е. выходившія изъ нровинціи Кутанн) вазы, чашкн, блюда и тарелкя высоко ц нятся любителяыл фарфора заихъ жнвонисную орнаментацію, состоящую въ цв тахъ, гнрляндахъ н ландшафтахъ, иногда въ соединеніи съ линеинылн узорами, нсполненную чнстыми, яркими эмалевымц краскамн и, въ отношеніп вкуса, далеко превосходящую роспнсь китайскаго фарфора. Давио существовавшее пронзводство цв тной глазурованной глнняной посуды также достигло болылого усп ха. Нанбол е процв тало оно въ двухъ нунктахъ: въ Кіото п Суцум . Шотскія изд лія прпводяхъ знатоковъ въ восторгъ своею умышленною грубоватостью, своею лмпрессіоннстнческою раскраскою, ея спльныміі, сочныып и простымп колераып: на этихъ нзд ліяхъ всегда оставлено м стечко, непокрытое глазурью для того, чтобы было можно 50
Стр.1
786 Я п о н і я вид ть качество глнны; благодарнымъ декоративнымъ мотпвомъ нногда служптъ въ нихъ глазурь, стекающая п капающая съ сосуда какъ бы отъ небрелшости шастера. Отлпчн йшимп въ чпсл кіотскихъ керампстовъ считаются жнвописецъ Ііисеи (асившій въ средин XVII в.) u Кенцанъ (1661—1742), братъ и ученикъ зыаменитаго Корина. Что касается до суцумскпхъ старинныхъ нзд лій, то въ лучшихъ между нпміі, препмущественно ыебольшихъ сосудахъ, едпнственное украшеніе составляетъ глазурь молочнаго цв та, пли цв та слоновой кости, равном рно ус янная мелкпмн трещпнамн п служившая поздн е, въ изд - ліяхъ Нисикп-Сацумы, прекраснымъ фоноыъ для н жной росппси золотою и другпмп краскаші.—Посл дній періодъ развитія японскаго искусства, по опред ленію его историковъ, начался со второю половиною XYIII стол тія и окончился во второи трети ХІХ-го. Въ теченіе этого періода усп хп японскаго искусства выражаются преииущественно въ техническихъ усовершенствованіяхъ по вс мъ его отраслямъ п, благодаря этимъ усовершенствованіямъ, въ бол е широкомъ распрострапеніи художественныхъ пронзведеній. Вс віъ движеніеыъ руководитъ жпвопись, продолжающая развиваться въ народномъ реалистическомъ дух , но понемногу знакомящаяся съ европейскиын средствами и пріемами, съ европейскиші анатоміею и правилаып перспективы. Въ области прикладныхъ искусствъ теперь все чаще п чаще встр - чаются имена настоящпхъ художнпковъ. Живопись еще т сн е, ч ыъ прежде, связывается съ гравированіемъ на дерев , и ея зыаменитые представителп являются вм ст съ т мъ знаменитыми мастераин цв тной ксилографіп; она задаетъ тонъ и производству лаЕпрованныхъ изд лій, и мелкой пластик и керамнк . Въ половпн XVIII стол. образовалась въ Кіото школа жпвописцевъ Сійо, называемая такъ по одной изъ улицъ этого города. Она держалась такого же направленія, какъ и тогдашпяя школа укійое, въ Іеддо, но шла премущественно по колеямъ, прололіеннымъ кптайцамп, тогда какъ эта посл дняя пролагала себ путь саыостоятельно. Главные иастера школы Сійо—Окіо (1733—95), іізображавшій съ миніатюристическою тонкостыо предпочтительно птнцъ, рыбъ, нас комыхъ н цв ты; Госунъ (собственно Гоккеи,называвшіися таюке Іенцаномъ, 1741— 1811), ппсавшій пейзажп, въ которыхъ сказывается св лсее п трезвое чувство природът, и изготовлявшій орпгиналы для кіотскихъ вышивалыцнковъ; Сосенъ (1747—1811), заы - чательный живописецъ жпвотныхъ, особенно обезьянъ; Іосаи (1781—1871), занпыавшійся преимущественно историческо-бытовою лшвописью и прішадлежавшій къ чігслу т хъ немногихъ художнпковъ этой школы, которые работали для граверовъ на дерев ; посл дній, впрочемъ, уже старался подражать европейцамъ и въ его стил зсталось мало китайскаго. Школа укійое, какъ п раньше, ставила себ главною задачею изображать актеровъ п модныхъ красавицъ столицы сіогуновъ. Въ ней прежде вс хъ другпхъ художниковъ і Утамаро (1754—97), въ полптигіалсахъ котораго бросаются въ глаза манерность ы фантастическій спмволизыъ,характ ризующій его, какъ худолшпка эпохіі упадка: фигуры у него удлинились, ихъ лица вытянулись, женщины получплп бол зненно-вяльтя движенія. Изъ школы укійое вышелъ самый знаменитыіі въ ряду японскихъ художниковъ, Гокусап (1760 — 1849), ученикъ Сунсо. Необычайно трудолюбнвый u разносторонній, онъпроизвелъ на своемъ долгомъ в ку несчетное количество картинъ, рисунковъ п особенно гравюръ на дерев всовозмолшаго содерлсанія, нредставляющпхъ эппзоды геронческаго эпоса п исторіи Я., иллюстраціи къ любішымъ пов - стямъ п романамъ, сцены иароднаго быта, виды городовъ съ ихт. уличною жпзнью, отечественные пейзааиі п т. п. Имъ нзданъ, мелсду прочимъ. огромныіі трудъ «Манъ-гуа»— четырнадцатп-томный сборникъ эскизныхъ рпсунковъ, изобралсающихъ всякаго рода историческі и современпые сюлсеты u печатанныхъ всего тремя досками въ легкихъ тонахъ. Заы чателъны также выпущенныя этимі. художникомъ три серіи портретовъ: «Китайскіе герои п героинп», «Японскіе полководцы» п «Японскіе герои». Изъ его ландшафтныхъ ксилографій пользуются въ особенности изв стностыо сто видовъ горы Фудлси, отпе| разсматряваемаго перюда выдвннулпсь впе; редъ Испкава Тойонобу (1711—89) u Кіотмицу (ум. въ 1765 г.), изображавшій, кром быта актеровъ, сцены купанья и другі сюжеты вседневнон жизнп. Когда д ятельность Кіотмяцу оканчпвалась, см лымъ новаторомъ выступплъ Суцукп Гарунобу (1718—70). Онъ считалъ для себя унпзительнылъ занпматься актерамн, но съ любовыо нзображалъ красавицъ л гкаго поводенія. Употребляя для свопхъ картннокъ пять, шесть п бол е красокъ п не оставляя непокрытымъ пми ни одного м ста хіа поверхности эстазша, онъ двпнулъ японскую хромоксплографію значптельно впередъ, хотя его краскп плоскп, лелсатъ, не сы шиваясь одна съ другою, подобно цв тной смальт въ перегородочныхъ эмаляхъ. Гарунобу прпписыва тся нзобр теніе ссуримоно—карточекъ съ обворолгительными, причудливьшіі рисунками, которыя японцы дарятъ другъ другу въ день Новаго года u ло другплъ случаямъ, п которыя пользуются болыпою любовыо у европейскнхъ коллекціонеровъ. Посл Гарунобу, валш йшиыи представителямп школы укійое являются: Сигемасса, немногочпсленныя, но разнообразныя произведенія котораго отличаются чистотою контуровъ, Сунсо (ум. въ 1792 г.), особенно искусныіі въ изобралсеніи актеровъ, н Торіи Кійонага (1751—1815), по мн нію большинства знатоковъ, величайшій ыастеръ японской цв тной гравюры, лроизведенія котораго еще чищ по контурамъ и св л; е по красочныыъ тонамъ, ч мъ эстампы Гарунобу. Кацутава Сунсо, родоначаділшкъ школы своего пмепп, отд лился отъ школы укійо п сд лался саыымъ горячимъ изобразителемъ артистовъ театральной сцены и артнстокъ по части любви. Къ Кіонаг прпмыісаетъ, въ отношеніп манеры, ^наменитый
Стр.2
Я п o a і я чатанныхъ двулія краскаші. Въ отношеніи неиосредственности при передач каждаго предмета съ его наибол е характеряой u естественной стороны, въ отношешн см лости ц твердостн рисунка п національной своеобразностн чувства жнвоппсности, Гокусап превосходигь иоложитольно вс хъ японскихъ худолсппковъ. Въ пониманііі перснективы, раккурсовъ, анатоміп іі св тот ни, за исключеніемъ разв персп ктивы, оыъ лишь едва зам тно ушелъ впередъ отъ своихъ предшественнпковъ, но т мъ не ысн е р шительно порвалъ связь своего творчества съ дхъ калнграфическою ыанерою. Въ произведеніяхь его было бы ыапрасно нскать глубивы ндеА. но въ нпхъ выказывается много любвп Къ правд , тонкаго вкуса, теплаго чувства природы п нер дко неподд льнаго юмора. Изъ ирочихъ японскпхъ ишвошісцевъ XIX стол. заслуживаютъ быть упомянутымп Утагава Тойокунп (1772—1828), одцнъ изъ любим йпшхъ японцами хромоксилографовъ школы укійое, введшій въ гамму колеровъ политппажа пурпурную краску, его братъ, Утагава Тойогпри (ум. 1828 г.), составпвшій себ почетное пмя книжными иллюстраціяып и отд льнымп полцтипажныдш пейзажамп, отлйчаіощишіся еще ббльшею правильностью перспективы нея:ели та, какую мы находпмъ у Гокусаи, п ви ст съ т зіъ чисто-японскилъ импреесіоннзмоыъ, и, наконецъ, Тойогпрц Гирошиге (1797—1868), больше вс хъ другихъ японскихъ пейзаяшстовъ приблизившійся къ европейскішъ: въ его ксплографіяхъ есть п перспективная дальность, п передача т ней, и зеркальность воды; но вс по этой части нисколько не нарушають его основного, сильно декоратпвнаго, націоиальнаго пріема передавать природу. Гіірошиге— посл дняя крупная личность въ исторіи японскаго искусства. Посл того какъ ишперія Восходящаго Солнца усвопла себ европейскую науку съ ея практдческими прии неніямп, ядонскіе худоаганки стараются все бол е н бод е перенять отъ искусства Европы его прішцнпы u пользоваться его пріеыами, но пока безъ благопріятнаго р зультата. Японскій европеизмъ н породилъ еще пи одного сколько-нибудь выдающагося д ятеля въ области художествъ, и оста тся подъ сомн ніемъ, возможно лп, чтобы японское искусство когдалибо оргадическн соединнлось съ вносимою въ него европейскою амальгамою, не утративъ цри этомъ своего оригпнальЕаго, восточно-азіатскаго характера, п т хъ качествъ, которыя столь нравятся въ немъ. Ср. Ph. v. Siebold, «Nippon» (Лац., 1832); W. Anderson, «The pictoral art of Japan» (Лонд., 1886); ёго же, «Descriptive and historical catalogue of a collection of Japanese and Chinese paintings of the British Museum» (Л., 1886); S. Bing, «Japanischer Formenschatz» (6 том., Лпц.); JBrinckmann, «Kunst und Handwerk in Japan» (T. I, Берл., 1889); L. Gonze, «L'art japonais» (XL, 1883); TO же сочнненіе въ сокращенномъ пзложеніи, одинъ изъ томиковъ сборнпка «Віhliotheque de renseignement des beaux arts» (IL, 1885); Th. Buret, «L'art japonais, les livres illustres» (въ «Gaz. des beaux-arts», за 1882 ещ невполн достигнутые пмъ усп хи 787 ' г.); K. Madsen, «Japans Malerkunst» (Ko! пенгагенъ, 1883); "W. v. Seidlitz, «Geschichte der japanischen Farbenholzschnittes» (Дрезденъ, 1897); Sadakichi Hartmann, «Japanese art» (Лонд., 1904) ц лн. др. сочиненія. Л. С—въ. XIII. Японская музыка. До насъ не дошло несоын нныхъ памятннковъ японскоіі музыкальной древности; ыы не знаемъ, какого мслодическаго склада были ея древніе мотивы. Для сужденій о древней японскоС музык не даетъ ыатеріала u японскій національный гпмнъ, хотя, по н которымъ св д ніямъ, онъ очень древняго происхожденія. Гимыъ этотъ чуть лп не кратчайшаго мелодпческаго склада. Содержаніе его приблизнтельно такого рода: «Да продлится держава нашего пмператора тысячн да тысячп л гь, пусть онъ царствуетъ, пока камни въ скалы превратятся, пока мохъ затверд етъ». Музыку къ японскому народноыу гимиу скомпановалъ гермаискій капельмейстеръ Эккертъ, вызванный въ Я. органпзовать военные оркестры въ преобразованной японской арміи; онъ первый обратнлъ вниманіе на то, что у японцевъ н тъ народнаго гпмна.Была образована особая коммиссія, которая р шпла превратить въ гимнъ стариыное японское стихотвореніе «Кпмигайо». Эккертъ сочинилъ къ этохму стихотворенію музыку; коммпссія нашла, что въ ней прекрасно сохранена японская мелодія. Познсе явплнсь указанія, что Эккертъ вовсе не воспользовался народными японскиып мелодіями, a взялъ готовую ыузыку изъ одной іігривой п - сенкп п прим нилъ ее къ японскому гимиу. —Японцы издавна были болышпш любіітелями ыузыкн: объ этомъ свнд тельствуютъ ихъ древнія хронпкп, по которылъ при сотвореніп міра ыузыка оказываетъ японскому племенп огромныя услугп, а въ VI стол. до Р. Хр. спасаетъ японское государство отъ гибелп. Иервый міікадо воодушевляетъ своимп боевымп п снями свопхъ вопновъ къ новому нападенію на непріятеля. Музыка, наряду со стііхамп, доставляла поб ду п на всенародныхъ поэтическпхъ состязаніяхъ. До недавняго времени въ Я. счпталось, что д - вушка получнла хорошее восшітаніе, еслц она знала пгру на самизен нли на кото (60л японской музыкн,—говорнтъ докторъ Мюллеръ въ журнал «Народо- и естествов д ніе восточной Азіи»,—лежптъ въ Кпта и Коре , но источникъ этотъ не остался неприкосновеннымъ. Заимствованное у кнтайцевъ японцы стремятся пореработать по-своему. Микадо. сіогуны, иногда п дайміосы содерлгалп свои частные оркестры. Св тская музыка сіогуна ыосцтъ названіе «но», духовная музыка ликадо—«гагакку» ІІЛН «гакку». Поэтому u музыканты, исполняющіе одну духовную музыку—единственные теоретически образованные п влад ющіе чтеніемъ нотъ,—именуются «гаккунинъ». Современные профессіональные музыканты въ Я. образуютъ дехп; какъ н - когда нашц скоморохп, они странствуютъ изъ города въ городъ, изъ сола въ село; какъ нашц «впртуозы» на гармонпк , балалайк или гитар , вс онп—самоучки, ничего не знаюшіе трудномъ). Первоначальньш источнпкъ 50*
Стр.3
788 Я п о н і я о нотахъ и теоріи. Музыканты разд ляются въ Я. на сл дуіощія категоріи: 1) «Гаккуннны», пользующіеся высшныъ почеюмъ. Даже дайміосы разучпвали у нихъ духовную музыку, которая исполняется только у микадо. 2) «ІГенины», занимающіеся св тскоіі музыкой, но теоретически необразованные. Игрокъ на «кото»—едпнственный, который знаетъ лады и нотацію св тскоіі музыкп. 3) Сл - пые, псполняющіе одну простую музыку. Этотъ третій классъ им етъ два лочетныхъ чпна: а) Ігенгіо u Ъ) Кото. 4) Женщины-музыкантши, столщія какъ въ ыузыкальномъ, такъ ІІ въ общественюжъ отношеніяхъ на очень низкомъ уровн . Къ этому разряду ыогутъ быть отнесены многія гейшп. Въ японскомъ репертуар пм ется народная музыка, которая поотся крестьяннномь, рыболовомъ ц др. при работ ; мотивы ея напоіминаіоть ы рную, однообразную псалмодію u подходятъ, по ын нію н которыхъ, къ п нію горныхъ лштелей Шотландіп. Есть у японцевъ u другой родъ мелодій, высшаго сорта; он прпнадлежатъ одному изъ ыузыкальныхъ ц ховъ ц могутъ быть только ішъ исполняемы. Для каждаго рода музыки существуютъ отд льпы пнструменты. Т ннструменты, которые употребляются прп священной ыузык , никопыъ образомъ не ыогутъ быть Брим няемы при псполнепіи другого ыузыкальнаго рода въ оригииальноыъ овоемъ выд : оыи должны быть тогда изы няемы пли по впду, илп по числу струнъ. Японскіе пнетрументы очень просты, безъ всякихъ вентплей илц клавіатуръ: они—ударные, духовые ІІЛІІ струнные, точпо такі же, какъ у кптайцевъ. Чисто японскпмъ инструмептомъ является, по Науыану, сильно трескучій гобой; онъ состоитъ изъ морской раковины п мундштука, пм ющаго форму трубкп. Единственный струнный ннструыентъ, существующій у японцевъ u почтп нев домый у китайцевъ (по Размадзе)—самизенъ. Это— самын обычный инструментъ, пользующійся болышшъ распростраыеніеыъ. Ииъ аккомпаішруютъ п нію, на немъ препмущественно нграютъ гейши и народъ. По Размадзе, онъ состоитъ изъ почти кубическаго небольшого ящііка (прим рно въ одпнъ кубнч. футъ) безъ всякпхъ отверстііі, съ прикр пленной къ нему въ вид грифа пзогнутой, длинной шейкой; струнъ на самизен три; привязываются он наглухо на колкахъ, а на окоисчностп грпфа укр пляются на впнтахъ довольно дорвобытнаго устройства, при помощн которыхъ ішструментъ и настранвается. Играютъ на самизен лопаточкой, изъ рога, дерева илц черепахы, которою пграющій защипываегь струны (значитъ—ч мъ-то въ род греческаго плектрона, по-японски «батзи»). Им ются у японцевъ таісже инструыенты, на которыхъ ііграютъ сыычкоиъ. Таковъ кокіу, пъ коллекціи московской консерваторін, По ^вуку этп струвыые ниструменты лютнеобразпаго характера. Кокіусты играютъ стариныыя иьесы, унасл дованныя пми отъ предковъ н что похожее на нашу віолончель (пграющій ставптъ его между кол нъ). Волосы въ смычк конскіе. Самизенъ им лся въ музе докойнаго ішязя Вл. . Одоевскаго, а теперь находптся {фудзію) или обычны современиые мотивы (сохою). У японцевъ им ется, дал е, ыасса всякаго рода и вида ударныхъ пнетрументовъ: барабаны, им ющіе форму солиечныхъ часовъ, цилиндрическія литавры, аппараты со звонками, похожіе на нашп д тскія побрякушки. Музыканты т атральнаго оркестра, какъ п музыканты, псполняюіціе духовную ыузыку, носятъ шапку въ род древняго ііаціональнаго шлема, полукруглаго, безъ гребня. Ихъ главные инструменты—флейта-траверсъ, флейта Пана, гобоЁ, литавры и гонгъ, называемый «какъ-дти-ко». Посл дній составлястъ кругъ, обтянутый выд ланной козкей, стоящій на толстой ножк и разукрашеныыЗ сішволическпын фигураып п пламенемъ, иы ющпми, по всей в роятности, какое-нибудь соотношені съ поклоненіемъ солнцу. Берлинскій проф. музыков д нія Оск. Флеіішеръ, написавшій лрекрасный трудъ о старпнпомъ нотномъ письм вообще (Neumen-Studien), говоритъ, что «японцы пользовались пли пользуются акцентуацеію, которою они снабжаютъ свои декламаціи». Книга съ японскою нотаціею им ется у Флейшера, но разобрать эти ноты ему не удалось. Саыи японцы не знаютъ ихъ значенія. Главн йшіе н чащ всего употреблениые зиаки сл дуіощаго вида: . По ц лымъ странпцамъ каждоо слово сыабжеио однимъ пзъ этпхъ трехъ знаковъ. 0 такой же нотаціи говоритъ А. Фишеръ въ своей книг о Японіп. Тонъ у японцевъ, въ ихъ п сноп ніяхъ, т сн йшимъ образомъ связанъ со словомъ; ири каждомъ тоя японецъ привыкъ что-нибудь думать или воображать себ . Вообще мы японской музыки не понішаемъ, она для насъ такая же загадка,. какъ наша—для японцевъ. Японская ыузыка. изобнлуетъ полутонаыи, если не четверть-тонами. Она нер дко переходитъ въ одной и той лсе фраз пзъ мажорнаго тона въ мпнорныіі п оканчпваетъ вовсе не въ тонъ. См. Н. Д. Бернштейнъ, «Япоыская музыка» въ кн. «Я. п ея обитатели» (1904, изд.Брокгаузъ иЕфронъ). XIV. Библіографія. .Кром сочинепій, названныхъ выше, для ознакомленія съ географіей, экономическимъ п полптическимъ положеніямъ Я. ыогутъ служить сл дующіе труды, приведенные въ хронологическомъ порядк : R. Lindau, «Le Japon depuis I'ouverture des ses ports» («Rev. d. Deux Mondes», 1863); Montblanc, «Le Japon, ses institutions, ses produits, ses relations, avec ГЕигоре> («Rev. Contemp.», 1867, № 12); Bousquet, «Le Japon contemporain» («Rev. de Denx Mondes», 1876); Rein, «Japan nach Reisen und Studien. I. Natur und Volk. 11. Landund Forstwirthschaft, Industrie und Handel»(Лпц., 1881—86); Dickson, «The land of the morning an account of Japan and its people» (JL, 1883); Naumman, «Ueber den Ban und die Entstehung der japan. Inseln» (Б., 1885); S. Nagai, «Die Landwirtschaft Japans ihre Gegenwart u. ibre Zukunft» (Дрезденъ, 1887); M. Hirai, «Ueber die landwirlbschaftlichen Verhiiltnisse Japans mit Beriicksichtigung der Grundsteuer u. d. landw. Kredits» (lena, 1890); Ota Nitobe, «Ueber den japanischen
Стр.4
ЯПОНОВАЯ КИСЛОТА—ЯПОНСКАЯ МИССІЯ Grundbesitz, dessen V'erteilung und landwirtsch. Verwertung» (Б., 1890); Kussaka, i «Das Japanische Geldweseii> (Б., 1890); Brinkmann, «Ein Beitrag zur Kenntniss des Japanischen Kunst-Gewerbes» (Fernschau, «Jahrb. d. Mitt. Schweiz. Geogr. Kommerz. Gesell. in Aarau», 1892); Fesca, («Fortn. Eev.», 1892, X); Piggot, «Japanese customs» («Fortn. Rev.», 1892, IV); Naumman, «Neue Beitrage zur Geologie und Geographie Japans» («Petermanns Mitteil.», Гота, 1893, «Erganz.»,№ 108); Ch. Loonen, «Le Japon moderne» (П., 1894); Porter, «Commerce and Industries of Japan» (Фил., 1896); 0. Munsterberg, «Japans auswartiger Handel von 1542 bis 1854» (ІПтуттгартъ, 1896); «Japan described and illustrated by the Japanese» (изд. Ф. Брннклп, Бостонъ, 1897); Siebold, «Nipon. Archiv zur Beschreibuug von Japan nnd dessen Nebenltindern» (Вюрцб., 1897); L. Franconie, «Le developpement economique du Japon depuis la guerre centre la Chine» («Annales de I'ecole libre des sciences politiques», 1897, IV); «General View of Commerce and industry in the empire of Japan» (изд. япон. в домства торговли, Токіо, 1897); Р егу, «The Gist of Japan. The Islands, their people and missions» (Ляц., 1897); Brunn, «Die jap. Verfassungsurkunde» (1898, Библ. Реклама); «Das btirgerl. Gesetzbuch fiir Japan» (перев. на ыъм. языкъ Lonholm'a, 1896—98); Chamberlain, «Things Japanese» (JL, 1898); Munzinger, «Die Japaner» (Б., 1898); Bolle, «Der Seidenbau in Japan» (B., 1898); «Das japan. Handelgesetzbuch» (перев. Lonholm'a, Токіо, 1899); Conder, «Floral art of Japan»» (JL, 1900); Netto und Wagener, «Japan. Humor» (Лпд., 1900); Gr. H. v. Konigsmark, «Japan und die Japaner»(2-e изд., Лпц., 1900); P. Leroy-Beaulieu, «La Renovation de FAsie. Siberie-ChineJapon» (П., 1900); «Financial and Economical Annual of Japan. 1901, 1903»; Goto, «Die Japan. Seeschiffahrt» (Б., 1902); Chamberlain and Mason, «Handbook for Travellers in Japan» (6-е изд., 1901); Florenz, «Japan. Mythologie» (Toicio, 1901); Morris, «Japan and its Trade» (Л., 1902); Stead, «Japan our new ally» (Л., 1902); Koch, «Japan. Geschichte nach japanischen Quellen und Ethnographische Skizzen» (1904); G. Weuleresee, «Le Japon d'aujourd'hui. Etudes sociales» (1904). Сочи789 ненія на русскомъ язык см. выше, стр. 764. Нпононая кпсяота.—Этпмъиыенемъ называются вещества кислотнаго характера, образующіяся изъ кашу пли катеху при окисленіц его. Я. кислота ц соли ея окрашены въ коричневый цв тъ различныхъ оттЬнковъ. Чаще всего на волокнахъ закр пляется японовохромовая соль, образующаяся при окисленіи панесеннаго на ткань кашу хромпикомъ. По всей впдимости Я. кислота представляетъ результатъ окпсленія катехина (см. Кашу) который, подобно вс мъ феноламъ, обладаетъ способностью къ окисленію, въ особенпости въ присутствіи щелочей u другихъ металлцческихъ окисловъ, даже за счетъ кпслорода аоздуха. 4. П. Лидовъ. Д. Въ Японію православіе проннкло очень недавно. Прирусскомъ консульств въ г. Хакодате была открыта (въ 1858 г.) первая въ Японіи православная церковь. но настоятель ея въ первое время не им лъ возможностп начать миссіоверскихъ д йствій. Къ концу 60-іъ годовъ настоятель православноіі церкви въ Хакодате іеромонахъ Николай (Касаткинъ) усп лъ обратить въ православіе до 12 японцевъ п расположпть къ нему до 25; въ то же время при помощи одного японца онъ перевелъ на японскій языкъ Евангеліе н пачалъ переводъ другихъ священныхъ п богослужебныхъ книгъ. Въ 1870—71 гг. св. сннодъ организовалъ особую ыиссію для Японіи, въ состав начальника, 3 сотруднпковъ-миссіонеровъ изъ іероыонаховъ и причетника. Начальникоыъ ея былъ назначенъ іеромонахъ Николай, возведенный въ санъ архпмандрпта, u въ руководство ему дана особая пыструкція, Миссія была подчіга на камчатскоыу еппскопу. Миссіонерское д ло сразу упрочилось п стало быстро развнваться. Катехизаторы изъ новообращенныхъ японцевъ усп шно занялнсь хрпстіанскою пропов дыо, разс явшпсь по разнымъ м стамь. Ихъ усп хъ вызвалъ Бресл дованіе христіанъ со сторопы м стныхъ властей въ Хакодате и Сенда (на о-в Нішон , въ 1872 г.). Это на время остановило д йствія .лінссіи, но вскор пресл дованіе, по распоряжснію высшаго правптельства, было прекращено н провинціальнымъ властямъ запрещено впредь что-нибудь предпрпнииать противъ хріістіанъ. Къ 1874 г. уж считалось въ Хакодате до 300 православныхъ, въ Токіо — 85 челов къ; въ другихъ ы стахъ было обращено п подготовлено къ крещенію н сколько сотъ японцевъ. Въ Токіо, куда былъ перенесенъ центръ нпссіи, открылся мпссіонерскій станъ (1872), съ школами катехпзаторской u переводческой (1873) для приготовленія катехпзаторовъ и переводчпковъ; въ Хакодате учреждсны дв школы — одна для мальчнковъ (1871), другая для д вочекъ (1873). Продолжалось изданіе повыхъ японсішхъ переводовъ или кптайскпхъ нереводовъ пекпнской мпссіи, съ особыші приспособленіямц для японцевъ. Въ 1873 г. открылась возможность совершать богослуженіе на японскомъ язык . Въ 1875 г. былъ разр шенъ повсем стныіі сборъ пожертвованій въ пользу Я. миссіи, u она принята православнымъ миссіонерскимъ обществомъ подъ его покровительство. Въ 1875 г. былъ посвященъ первый свящеиникъ нзъ японцевъ, ревностный катехизаторъ Павелъ Савабе. Въ 1880 г. архнмандрптъ Нпколай получилъ епископскій санъ н вм ст съ цимъ право ставить священниковъ, между т мъ какъ прежде приходплось обращаться для этого къ камчатскому еппскопу. Устааовился обычаіт ежегодно созывать соборъ изъ православныхъ христіанъ, гд обсуждаются пужды мпссіи; учреждена должиость благочивнаго надъ церковными общннами страны. Прпходы саыи содержатъ катехизаторовъ и чакашу (см). Ямопскап мпсеія (православная).— Ііпоііскаи аісилаі — сии. кат ху или
Стр.5
Энциклопедический_словарь__под_ред._проф._И._Е._Андреевского_Яйцепровод_-__[ижица]._Т._41а_(2).pdf
./ V Ытш ,Зиі|и1{лопе9ичссНаго Слобаря" Д-ръ Эдуардъ БРОКГАУЗЪ. (Ф. А. Врокгаузъ, Лвйпіі;агъ). Илья Абрамовичъ ЕФРОНЪ. (С.-Пет рбургь).
Стр.1