УДК 316.775.4
ББК 76.032
З-39
кандидат филологических наук, ординарный профессор
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» А. Н. Архангельский;
Рецензенты:
А. Г. Качкаева (Предисловие 1, Заключение), И. В. Кирия (Предисловие 2, гл. 1, 6),
А. А. Новикова (Предисловие 1, гл. 2, 5, 8, 9), Е. В. Петрова (Предисловие 2, гл. 1, 4, 6),
В. П. Чумакова (гл. 1, 3, 5, 6, 7, 8)
Казанского федерального университета Р. В. Даутова
Авторский коллектив:
доктор исторических наук, профессор
Под редакцией А. Г. Качкаевой, А. А. Новиковой
З-39
Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая
память сельских жителей / под ред. А. Г. Качкаевой, А. А. Новиковой ; Нац. исслед.
ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 171 с. —
Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-2288-2
Эта книга объединила под одной обложкой результаты междисциплинарного научодах,
журналистские наблюдения и эссе участников экспедиций, а также
в 2012–2014 гного исследования, проводившегося Лабораторией медиаисследований ЦФИ НИУ ВШЭ
х большие фрагменты интервью с сельскими жителями. Полевая часть исследования просодила
в период значительного усиления вовлеченности технологий в жизни людей в
сиельской местности. Мы зафиксировали важный этап трансформации медиасферы —
н туацию перехода на цифровое многоканальное телевидение в различных регионах и
книгуачало формирования новых (цифровых) практик медиапотребления. Кроме того, в
вошли актуальные рефлексии исследователей о влиянии описанных процессов
р почти десятилетней давности на уровень медиаграмотности и социальной удовлетвоенности
сельских жителей.
Коллективная монография завершена и издана при поддержке Центра цифровых
культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ.
УДК 316.775.4
ББК 76.032
Электронное издание на основе печатного издания: Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность
и историческая память сельских жителей / под ред. А.Г. Качкаевой, А.А. Новиковой.
— Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 168 с. — ISBN 978-5-7598-2522-7. —
Текст : непосредственный.
На обложке — фотографии В. П. Чумаковой
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN
978-5-7598-2288-2
© А. Г. Качкаева, И. В. Кирия, А. А. Новикова,
Е. В. Петрова, В. П. Чумакова, 2021
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРВОЕ. НЕ СОВСЕМ НАУЧНОЕ ..............................5
«От печки...». Как появилась эта книга? ........................................5
«Оцифрованная» память .................................................................11
Как устроена эта книга? ...................................................................13
Воспоминания ....................................................................................14
Впечатления ........................................................................................18
ПРЕДИСЛОВИЕ ВТОРОЕ. НАУЧНОЕ ...................................................21
I. УГОРЫ, СЕРЕДКИНО, КОКСОВЫЙ, ДАНАУРОВКА
НА КАРТЕ «ОЦИФРОВАННОЙ» РОДИНЫ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ................................31
Инструментарий исследования .....................................................31
Описание населенных пунктов,
в которых проводились экспедиции ............................................33
II. ЗАЛОЖНИКИ КОЛЕИ .........................................................................42
Телезрители в винтажном интерьере ...........................................44
Икона и фотография — окна в прошлое ....................................46
Люди перед телеэкранами ..............................................................49
III. МОСТ В БУДУЩЕЕ .............................................................................55
Компьютерная модернизация .......................................................55
Прощание с общиной .......................................................................59
Стр.5
Оглавление
IV. ОБЩЕСТВО РЕМОНТА ......................................................................63
Люди и вещи .......................................................................................66
Социальная жизнь в новых формах .............................................70
V. МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ ......................................................74
Китч как имитация традиционной культуры ...........................76
Воздействие киноклише ..................................................................82
VI. ОКНО В СТРАНУ .................................................................................92
Бытовые привычки сельских жителей ........................................93
Стратегии медиапотребления ........................................................98
Анализ интервью с использованием кодирования ................ 101
VII. УСТНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО СЕЛА .......................... 106
«Устное» и «письменное» применительно
к медиапрактикам .......................................................................... 107
Агенты устной культуры ............................................................. 111
Мобильный Интернет как «новая грамотность» ................... 115
VIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ .......................... 124
«Советский человек» в новой медиасреде ................................ 125
Типология сельских киноманов .................................................. 129
Там, где обитает «настоящий мужчина» .................................. 133
IX. СТРАХИ И НАДЕЖДЫ .................................................................... 140
Синдром тревожного мира .......................................................... 143
Призрачные надежды .................................................................... 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 160
Телевидение большой страны: «общая эмоция» .................... 160
Трансформационная сила технологий
и «городская площадь глобальной деревни» ......................... 163
4
Стр.6