УДК 791.662
ББК 85.37
П12
ПРОЕКТ СЕРИЙНЫХ МОНОГРАФИЙ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ
И ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
Александр Павлов
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
к. филос. н. Вячеслав Данилов,
Инна Кушнарева
П12
Павлов, Александр.
Расскажите вашим детям. Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе
/ А. Павлов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
— 3-е изд., перераб. и доп., эл. — 1 файл pdf : 584 с. — Москва :
Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — (Исследования культуры).
— Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions
4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7598-2046-8
Многие используют слово «культовый» в повседневном языке. Чаще всего
этот термин можно встретить, когда речь идет о кинематографе. Однако
далеко не всегда это понятие употребляется в соответствии с его правильным
значением. Впрочем, о правильном значении понятия «культовый кинематограф»
говорить трудно, и на самом деле очень сложно дать однозначный ответ
на вопрос, что такое культовые фильмы. В этой книге предпринимается попытка
ответить на вопрос, что же такое культовое кино — когда и как оно зародилось,
как развивалось, каким было, каким стало и сохранилось ли вообще.
И если сохранилось, то как о нем следует говорить сегодня.
Книга состоит из двух неравных частей. В первой — теоретико-методологическом
введении — автор предлагает собственный взгляд на то, каким образом
сегодня можно рассуждать о культовом кино. Во второй части представлен
фактический материал — сто двадцать три эссе о культовых фильмах в хронологическом
порядке, чтобы читатель мог составить представление об эволюции
феномена.
Монография будет интересна не только культурологам и социологам, но и
всем, кто любит кино, а особенно тем, кто ценит нестандартный кинематограф.
УДК 791.662
ББК 85.37
Электронное издание на основе печатного издания: Расскажите вашим детям.
Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе / А. Павлов ; Нац. исслед.
ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Изд.
дом Высшей школы экономики, 2020. — 583 с. — (Исследования культуры). —
ISBN 978-5-7598-2104-5. — Текст : непосредственный.
В оформлении обложки использован постер фильма «Таксист»:
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-2046-8
© А. В. Павлов, 2016; 2017; 2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к третьему изданию . . . . . . . . 11
Мэтт Хиллс. Играя в культовое кино всерьез . . . . 15
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . 18
Культовое кино сегодня: очень краткое введение . . . 21
Культовые фильмы — известные, неизвестные,
плохие, хорошие, восхитительные, невероятно
странные и «такие плохие, что даже хорошие»
1. «Кабинет доктора Калигари» (1920),
Роберт Вине .
.
.
.
.
.
.
.
3. «Прокуренные мозги» (1936),
Луи Дж. Ганье .
.
.
.
.
.
.
2. «Уродцы» (1932), Тод Браунинг .
.
.
.
.
.
4. «Касабланка» (1942), Майкл Кёртиц .
5. «План 9 из открытого космоса» (1959),
Эдвард Д. Вуд-младший .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
6. «Маленький магазинчик ужасов» (1960),
Роджер Корман .
.
7. «Взлетная полоса» (1962), Крис Маркер .
8. «Пламенеющие создания» (1963),
Джек Смит .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
9. «Обнаженный поцелуй» (1964),
Сэмюэл Фуллер
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
11. «Я любопытна — фильм в желтом» (1962),
Вильгот Шёман .
.
12. «Ночь живых мертвецов» (1968),
Джордж А. Ромеро .
.
.
.
13. «Великое молчание» (1968),
Серджио Корбуччи .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10. «Манос: руки судьбы» (1966), Хэл Уоррен .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 81
. 85
. 88
. 91
. 96
. 99
. 103
.106
. 110
. 113
. 116
.120
. 123
Стр.6
14. «Убийцы медового месяца» (1969),
Леонард Кастл, Дональд Волкман .
.
16. «Изнанка долины кукол» (1970),
Расс Майер .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 127
15. «Санто и Блу Демон против монстров» (1970),
Хильберто Мартинес Соларес .
.
17. «Представление» (1970),
Дональд Кэммелл, Николас Роуг .
19. «Двухполосное шоссе» (1971),
Монте Хеллман .
.
.
.
.
.
.
.
.
20. «Вампирши-лесбиянки» (1971),
Хесус Франко .
.
23. «Заводной апельсин» (1971),
Стэнли Кубрик .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
21. «Гарольд и Мод» (1971), Хэл Эшби .
22. «Дочери тьмы» (1971), Гарри Кюмель
.
.
.
.
.
.
.
.
18. «Крот» (1970), Алехандро Ходоровски .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
24. «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971),
Мэл Стюарт .
.
.
25. «Убрать Картера» (1971), Майк Ходжес .
26. «Тернистый путь» (1972), Перри Хенцель .
27. «Миланский калибр 9» (1972),
Фернандо Ди Лео .
.
.
.
.
.
30. «Триллер: жестокий фильм» (1973),
Бо Арне Вибениус .
.
.
.
.
.
.
.
.
28. «Розовые фламинго» (1972), Джон Уотерс .
29. «Плетеный человек» (1973), Робин Харди .
.
.
.
31. «Оно живо» (1974), Ларри Коэн .
32. «Эммануэль» (1974), Жюст Жэкин .
33. «Техасская резня бензопилой» (1974),
Тоуб Хупер .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
34. «Резня в стиле мафии» (1974/1978),
Дюк Митчелл .
.
35. «Сало, или 120 дней Содома» (1975),
Пьер Паоло Пазолини .
.
6
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 130
. 134
. 137
.
141
. 145
. 149
. 155
. 159
. 163
. 166
. 169
. 172
. 175
. 178
. 182
. 185
. 189
. 193
. 196
. 200
. 203
Стр.7
36. «Монти Пайтон и священный Грааль» (1975),
Терри Гиллиам, Терри Джонс .
.
.
.
.
.
.
.
38. «Серые сады» (1975), Эллен Ховди,
Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес .
.
.
.
37. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975),
Джим Шармен .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
39. «Призрак рая» (1975), Брайан Де Пальма .
40. «Томми» (1975), Кен Рассел
.
.
.
41. «Убийство в школе» (1976), Рене Даалдер .
42. «Таксист» (1976), Мартин Скорсезе .
43. «Чужеродный фактор» (1978), Дон Долер .
44. «Змея в тени орла» (1978), Юэнь Воо-Пин .
45. «Инферно» (1980), Дарио Ардженто .
46. «Ад каннибалов» (1980), Руджеро Деодато .
.
47. «Ангел мщения»/«Мисс 45-й калибр» (1981),
Абель Феррара .
.
.
.
.
50. «Существо в корзине» (1981),
Фрэнк Хененлоттер .
.
.
.
.
.
.
52. «Бегущий по лезвию» (1982),
Ридли Скотт .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
48. «Седьмые врата ада» (1981), Лучио Фульчи .
49. «Зловещие мертвецы» (1981), Сэм Рэйми .
.
51. «Южное гостеприимство» (1981),
Уолтер Хилл .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
53. «Жидкое небо» (1982), Слава Цукерман.
54. «Человек, который спас мир»/«Турецкие
звездные войны» (1982), Четин Инанч .
55. «Видеодром» (1982), Дэвид Кроненберг
56. «Нечто» (1982), Джон Карпентер .
.
.
.
.
.
58. «Терминатор» (1984), Джеймс Кэмерон .
59. «Экспроприатор» (1984), Алекс Кокс
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 207
. 210
. 214
. 217
. 221
. 225
. 229
. 232
. 235
. 239
. 243
. 247
. 253
. 256
. 260
. 264
. 268
. 272
. 276
. 280
. 284
57. «Мой завтрак с Блэсси» (1983), Линда Лотрек,
Джонни Ледженд, Марк Шепард .
. 289
. 293
. 297
60. «Распутин — оргии при царском дворе» (1984),
Эрнст Хофбауэр .
. 301
7
Стр.8
61. «Ниндзя III: господство» (1984),
Сэм Фёрстенберг .
.
.
.
.
62. «Токсичный мститель» (1984),
Майкл Херц, Ллойд Кауфман .
.
.
.
.
63. «Бразилия» (1985), Терри Гиллиам .
64. «Лофт» (1985), Экхарт Шмидт .
65. «Клуб “Завтрак”» (1985), Джон Хьюз .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
66. «Возвращение живых мертвецов» (1985),
Дэн О’Бэннон .
.
67. «Лучший стрелок» (1986), Тони Скотт .
68. «Генри: портрет серийного убийцы»
(1986/1990), Джон Макнотон .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
69. «37.2 по утрам» (1986), Жан-Жак Бенекс .
70. «Уитнейл и я» (1986), Брюс Робинсон .
71. «Принцесса-невеста» (1987), Роб Райнер .
72. «Зловещие мертвецы 2» (1987), Сэм Рэйми.
73. «Игла» (1988), Рашид Нугманов .
74. «Наемный убийца» (1989), Джон Ву .
.
.
75. «Смертельное влечение» (1989),
Майкл Леманн .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 305
. 309
. 313
. 317
. 321
. 324
. 328
. 332
. 335
. 339
. 342
. 345
. 350
. 353
. 357
76. «Чужие среди нас» (1989), Джон Карпентер . 361
77. «Вспомнить все» (1990), Пол Верховен .
78. «Класс 1999» (1990), Марк Л. Лестер .
79. «Деликатесы» (1990), Марк Каро,
Жан-Пьер Жёне
.
.
.
.
.
.
81. «Живая мертвечина» (1992),
Питер Джексон .
.
.
.
84. «Криминальное чтиво» (1994),
Квентин Тарантино .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
80. «Невозмутимый» (1991), Крэйг Р. Бэксли .
.
82. «Настоящая любовь» (1993), Тони Скотт .
83. «Клерки» (1994), Кевин Смит .
.
.
.
.
85. «Шоугелз» (1995), Пол Верховен .
86. «Шоссе в никуда» (1996), Дэвид Линч .
87. «На игле» (1996), Дэнни Бойл .
.
.
.
8
.
.
.
.
.
.
.
. 372
. 375
. 379
. 383
. 387
. 390
. 395
. 400
. 405
. 365
. 369
Стр.9
88. «Тело будет предано земле, а старший
мичман будет петь» (1998), Илья Макаров .
89. «Большой Лебовски» (1998),
Джоэл Коэн, Итан Коэн .
.
.
.
90. «Счастье» (1998), Тодд Солондз .
92. «Карты, деньги, два ствола» (1998),
Гай Ричи .
.
.
.
.
93. «Зеленый слоник» (1999),
Светлана Баскова .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
94. «Офисное пространство» (1999),
Майк Джадж .
.
96. «Королевская битва» (2000),
Киндзи Фукасаку .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
95. «Оборотень» (2000), Джон Фоусет .
.
98. «Жаркое американское лето» (2001),
Дэвид Уэйн .
99. «Высший пилотаж» (2002),
Йонас Окерлунд .
.
.
.
.
.
100. «Комната» (2003), Томми Вайсо .
101. «Три экстрима» (2004), Фрут Чан,
Такаси Миике, Пак Чхан-Ук .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
97. «Донни Дарко» (2001), Ричард Келли .
.
.
.
.
.
.
.
.
108. «Супер» (2010), Джеймс Ганн .
109. «Холодная рыба» (2010), Сион Соно .
110. «Список смертников» (2011), Бен Уитли .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
102. «Машинист» (2004), Брэд Андерсон .
103. «Кирпич» (2005), Райан Джонсон .
104. «Таксидермия» (2006), Дьёрдь Пальфи .
105. «Залечь на дно в Брюгге» (2007),
Мартин Макдона .
.
.
.
106. «Черный динамит» (2009),
Скотт Сандерс .
.
.
.
.
.
.
107. «Плохой лейтенант» (2009),
Вернер Херцог .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
91. «Академия Рашмор» (1998), Уэс Андерсон .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 409
. 414
. 417
. 421
. 425
. 430
. 434
. 438
. 441
. 445
. 449
. 454
. 458
. 462
. 466
. 469
. 472
. 476
. 480
. 484
. 488
. 493
. 497
9
Стр.10
111. «В финале Джон умрет» (2012),
Дон Коскарелли .
.
.
.
.
.
112. «Ограбление казино» (2012),
Эндрю Доминик .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
114. «Выживут только любовники» (2013),
Джим Джармуш .
.
115. «Реальные упыри» (2014),
Джемейн Клемент, Тайка Вайтити .
.
.
.
.
.
.
.
.
113. «Неправильно» (2012), Квентин Дюпьё .
.
.
117. «Безумный Макс: дорога ярости» (2015),
Джордж Миллер .
.
118. «Человеческая многоножка 3» (2015),
Том Сикс .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
119. «Пятьдесят оттенков серого» (2015),
Сэм Тейлор-Джонсон .
121. «Зови меня своим именем» (2017),
Лука Гуаданьино .
.
.
.
.
.
.
.
123. «Под Сильвер Лэйк» (2018),
Дэвид Роберт Митчелл .
.
.
.
122. «Бегущий по лезвию 2049» (2017),
Дени Вильнев .
.
.
.
.
.
120. «Лобстер» (2015), Йоргос Лантимос .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
116. «Они пришли вместе» (2014), Дэвид Уэйн .
.
.
.
.
.
.
.
. 500
. 504
. 508
. 512
. 516
. 520
. 525
. 529
. 533
. 539
. 544
. 549
. 554
Заключение: новые слова о старом феномене . . . 558
Библиография . . . . . . . . . . . . . 571
Стр.11