УДК 778.5(47)
ББК 5.373(2)
Ф33
Федоров, А. В.
Ф33
Трансформации образа западного мира на советском и российском
экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного
этапа (1992–2016) : монография / А. В. Федоров. — Москва ;
Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 236 с.
ISBN 978-5-4499-1500-9
Кинематограф остается эффективным средством влияния (в том числе и политического,
идеологического) на аудиторию. Следовательно, изучение трансформации
образа Западного мира на советском и российском экранах сегодня по-прежнему
актуально. Среди задач, поставленных в монографии, — определение места и роли
темы трансформации образа Западного мира в советском кинематографе с 1946
(старт послевоенной идеологической конфронтации) по 1991 год (распад Советского
Союза) в сравнении с тенденциями современной эпохи (1992–2016); изучение политического,
идеологического, социального, культурного контекста, основных этапов
развития, направлений, целей, задач, авторских концепций трактовки данной темы
на советском и российском экране; классификация и сравнительный анализ идеологии,
моделей содержания, модификаций жанра, стереотипов советского и российского
кинематографа, связанного с трактовками образа Западного мира.
Для исследователей в области политологии, культурологии, киноведения, медиакультуры,
социологии, преподавателей, аспирантов и студентов вузов гуманитарных
специальностей.
УДК 778.5(47)
ББК 5.373(2)
ISBN 978-5-4499-1500-9
© Федоров А. В., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
Оглавление
Введение ...................................................................................................................................... 3
Глава 1. Динамика кинопроизводства советских и российских фильмов,
связанных с западной тематикой ........................................................................................... 5
Глава 2. Образ Запада на советском экране в эпоху идеологической
конфронтации (1946–1991): от эпохи позднего сталинизма к эпохе «оттепели»,
от эпохи «разрядки» и «стагнации» до эпохи «перестройки» .......................................... 7
2.1. Медийные мифы времен идеологической конфронтации ............................................... 7
2.2. Краткая история трансформации западной тематики на советском экране:
1946–1991 годы ......................................................................................................................... 8
2.3. Советские кинематографические стереотипы эпохи «идеологической
конфронтации» (1946–1991) ................................................................................................ 45
2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа Запада на советском
экране в эпоху идеологической конфронтации (1946–1991) (на примере конкретных
советских фильмов разных жанров)...................................................................................... 61
Глава 3. Образ Запада на российском экране: современный этап (1992–2016) ............ 92
3.1. Медийные мифы посткоммунистических времен (1992–2016) .................................. 92
3.2. Краткая история трансформации западной тематики на российском экране:
1992–2016 годы ....................................................................................................................... 92
3.3. Кинематографические стереотипы западной темы на российском экране
в современную эпоху (1992–2016 годы) .............................................................................. 105
3.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа Запада на российском
экране в постсоветскую эпоху (1992–2014) (на примере конкретных фильмов
разных жанров) ..................................................................................................................... 119
Заключение ............................................................................................................................. 123
Приложения ........................................................................................................................... 125
Приложение 1 ....................................................................................................................... 125
Приложение 2 ....................................................................................................................... 129
Приложение 3 ....................................................................................................................... 139
Приложение 4 ....................................................................................................................... 151
Приложение 5 ....................................................................................................................... 158
Приложение 6 ....................................................................................................................... 161
Приложение 7 ....................................................................................................................... 200
Литература ............................................................................................................................. 217
Коротко об авторе ................................................................................................................. 227
Стр.233