УДК 159.955
ББК 88.25
Т26
Научный редактор Александр Поддьяков, д-р психол. наук
Редактор Анастасия Ростоцкая
Переводчик Наталья Колпакова
Тверски Б.
Т26 Ум в движении: Как действие формирует мысль / Барбара Тверски ;
Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 448 с.
ISBN 978-5-00139-124-1
Как мозг обрабатывает информацию об окружающем нас пространстве?
Как мы координируем движения, скажем, при занятиях спортом? Почему
жесты помогают нам думать? Как с пространством соотносятся язык и речь?
Как развивались рисование, картография и дизайн?
Книга известного когнитивного психолога Барбары Тверски посвящена
пространственному мышлению. Это мышление включает в себя конструирование
«в голове» и работу с образами в отношении не только физического
пространства, но и других его видов — пространств социального взаимодействия
и коммуникации, жестов, речи, рисунков, схем и карт, абстрактных
построений и бесконечного поля креативности. Ключевая идея книги как
раз и состоит в том, что пространственное мышление является базовым, оно
лежит в основе всех сфер нашей деятельности и всех ситуаций, в которые
мы вовлекаемся.
Доступное и насыщенное юмором изложение серьезного, для
многих абсолютно нового материала, а также прекрасные иллюстрации
привлекут внимание самых взыскательных читателей. Они найдут
в книге как увлекательную конкретную информацию о работе и развитии
пространственного мышления, так и важные обобщения высокого уровня,
воплощенные в девять законов когниции.
УДК 159.955
ББК 88.25
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими
бы то ни было средствами, включая размещение в сети
интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ, для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной библиотеке
издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
© Barbara Tversky, 2019
All rights reserved
ISBN 978-5-00139-124-1 (рус.)
ISBN 978-0-465-09306-9 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод,
оформление. ООО «Альпина нон-фикшн»,
2020
Стр.5
Содержание
Пролог
Двигаясь в пространстве: основа мышления ..................................... 11
ЧАСТЬ I. МИР В УМЕ
Глава 1. Пространство тела: пространство —
для действия ............................................................................................. 20
Тела и их части ......................................................................................... 21
Интеграция тела: действие и ощущение ............................................ 29
Понимание тел других людей ............................................................... 33
Зеркальные нейроны............................................................................... 36
Двигательный резонанс .......................................................................... 38
Координирование тел ............................................................................. 42
Мысли вдогонку: умы в чужих умах, тела в чужих телах .................. 47
Глава 2. Пузырь вокруг тела: люди, места
и предметы ................................................................................................ 50
Предметы ................................................................................................... 52
Иерархическая организация .................................................................. 54
Люди ........................................................................................................... 57
Места: сцены действий и событий ....................................................... 71
Категории проще, чем измерения ........................................................ 74
Ум способен пересилить восприятие: неопределенность,
гипотезы и ошибка подтверждения ..................................................... 78
Люди, места, вещи ................................................................................... 82
Глава 3. Здесь и сейчас, там и тогда: пространства
вокруг нас ................................................................................................... 84
Мир вокруг нас ......................................................................................... 84
Принятие других перспектив ................................................................ 89
Уплощение схемы: карты ........................................................................ 93
Карты в мозге: пространство и то, что за ним.................................... 95
От пространственных карт к концептуальным .................................. 99
Карты в умах: когнитивные коллажи .................................................. 101
Когнитивный коллаж ............................................................................. 114
Стр.8
Глава 4. Трансформация мысли ................................................. 116
Репрезентации и трансформации ....................................................... 118
Мысленное вращение ........................................................................... 120
Две перспективы: внешняя и внутренняя ......................................... 124
Создание образов: мысленное рисование ....................................... 128
Анимирование изображений: шаг за шагом ..................................... 131
Пространственные способности ......................................................... 133
Диапазон пространственных способностей .................................... 141
Смысл ....................................................................................................... 143
ЧАСТЬ II. УМ В МИРЕ
Глава 5. Тело говорит на своем языке ................................... 146
Руки говорят ............................................................................................ 150
Руки рисуют............................................................................................. 153
Типы жестов ............................................................................................. 155
Жесты раскрывают мысль .................................................................... 159
Жесты выводят мысль на сцену .......................................................... 161
Жесты помогают нам говорить ............................................................ 164
Жесты помогают нам мыслить ............................................................. 165
Как работают репрезентационные жесты ........................................ 172
Жесты меняют мысли других людей .................................................. 173
Жесты создают математику и музыку................................................. 178
Жесты как социальный клей ................................................................ 180
Мысли вдогонку ...................................................................................... 184
Глава 6. Точки, линии и перспектива: пространство
в говорении и мышлении ............................................................... 186
Говорение и мышление ......................................................................... 186
Говорение и мышление о пространстве ........................................... 187
Глава 7. Ячейки, линии и деревья: говорение
и мышление практически обо всем остальном ............... 202
Как мы говорим о пространстве ......................................................... 202
Геометрия ума: формы ........................................................................... 203
Ячейки: вместилища для вещей и идей ............................................ 205
Деревья: большие идеи делятся на части или типы ....................... 207
Линии: идеи по порядку ....................................................................... 211
Ранжирование: кто на вершине? ........................................................ 223
По порядку номеров стройсь! ............................................................. 225
Границы: другой тип линий .................................................................. 232
Стрелки: асимметричные линии ......................................................... 233
Перспектива ............................................................................................ 233
Слова: открывая ящики ......................................................................... 238
Стр.9
Язык и пространство ............................................................................. 240
Мышление и мысль ................................................................................ 242
Глава 8. Пространства, которые мы создаем: карты,
схемы, рисунки, объяснения, комиксы ................................. 243
Помещение мысли в мир ...................................................................... 244
Принципы когнитивного дизайна ....................................................... 248
Пространство: карты ............................................................................. 250
Практические правила составления карт
и многого другого .................................................................................. 258
Число и запись ........................................................................................ 261
Система обозначений: логика и физика ............................................ 268
Система обозначений: музыка и танец .............................................. 271
Время ........................................................................................................ 272
События, люди, места и вещи ............................................................. 275
Объяснения ............................................................................................. 277
Семантика схем ...................................................................................... 281
Хорошие схемы эффективны ............................................................... 302
Создание эффективных схем, графиков, диаграмм,
таблиц, инфографики ............................................................................ 303
Формы дискурса: описание, объяснение и история ....................... 304
Истории: комиксы! .................................................................................. 306
Истории имеют начало, середину и конец ....................................... 309
Создание смысла.................................................................................... 314
Глава 9. Общение со страницей: дизайн,
естественные науки и изобразительное искусство ...... 324
Рисовать, чтобы видеть и делать открытия ...................................... 324
Рисовать, чтобы понимать и учиться .................................................. 327
Рисовать, чтобы творить ....................................................................... 329
Креативность .......................................................................................... 336
Предсказания и принятие перспективы ............................................ 342
Перспектива: изнутри и сверху ........................................................... 345
Искусство и жизнь .................................................................................. 345
Глава 10. Мир — это схема ........................................................... 348
Конструирование мира ......................................................................... 349
Конструирование себя .......................................................................... 351
Мышление................................................................................................ 355
Сконструированный мир говорит на пространственном языке ... 358
Девять законов когниции ............................................................... 363
Иллюстрации .......................................................................................... 364
Библиография ........................................................................................ 367
Предметно-именной указатель ................................................ 432
Стр.10