УДК 791-051
ББК 85.37п
С16
Редактор Ирина Сисейкина
Сала хиева-Талал Т.
С16 Уйти нельзя остаться. Кризисы, выгорание, смыслы и ресурсы
в кинопрофессии / Татьяна Салахиева-Талал, Юлия Лукшина, Дина
Дзираева. — М. : Альпина нон-фикшн, 2021. — 426 с.
ISBN 978-5-00139-368-9
Авторы книги — люди, чья жизнь тесно связана с кинематографом,
поэтому дилемма, описанная словами «уйти нельзя
остаться», для них и предмет профессионального интереса, и часть
их собственного существования. Книга открывается 20 реальными
историями, рассказанными известными и начинающими представителями
творческих профессий в кино — режиссерами, сценаристами,
продюсерами, редакторами, операторами, режиссерами
монтажа и др. Все истории разные и весьма откровенные: о подводных
камнях в кинопрофессии, тупиках и моментах отчаяния,
когда опускаются руки, и о том, какие опоры позволяют пережить
темное время и двигаться дальше. Опыт проживания кризисов
и личные стратегии выхода из них по-своему бесценны и дают
читателю возможность сделать важные для себя выводы. Вторая
часть книги включает подробный анализ динамики психологических
состояний человека, работающего в кино: от растерянности
и восторга новичка до глубокого кризиса опытного и признанного
мастера. Творческое выгорание, травмирующий опыт неудач,
отсутствие признания в контексте киноиндустрии с ее спецификой
— все это повод поставить точку после слова «уйти».
Наконец, в третьей части авторы дают читателям те ответы,
ради которых, помимо прочего, и стоит прочитать эту книгу всем,
кто хочет остаться в профессии или пока только задумывается
о карьере в кино или иной творческой сфере.
УДК 791-051
ББК 85.37п
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ для частного или пуб личного использования, без письменного разрешения владельца
авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-00139-368-9
© Салахиева-Талал Т., Лукшина Ю., Дзираева Д., 2020
© ООО «Альпина нон-фикшн», 2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово .................................................... 7
ЧАСТЬ I. УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Глава 1. Истории .......................................................... 11
История 1 ......................................................................13
Ольга Городецкая, режиссер, сценарист
История 2 .....................................................................29
Алексей Поярков, сценарист, драматург, режиссер
История 3 ..................................................................... 36
Жора Крыжовников (Андрей Першин), режиссер,
сценарист
История 4 ....................................................................48
Дина Дзираева, сценарист
История 5 .................................................................... 60
Владислав Пастернак, продюсер
История 6 .....................................................................68
Тамара Бочарова, режиссер, сценарист
История 7 ..................................................................... 77
Игорь Поплаухин, режиссер
История 8 ..................................................................... 87
Елена Жукова, художник-постановщик
История 9 .....................................................................94
Юрий Быков, режиссер, сценарист, актер
Стр.4
История 10 ................................................................. 102
Юлия Лукшина, сценарист, писатель,
преподаватель
История 11 ................................................................... 113
Елена Иванова, оператор
История 12 .................................................................. 119
Роман Кантор, сценарист, продюсер, шоураннер
История 13 ...................................................................134
Дмитрий Грибанов, оператор, режиссер
История 14 ..................................................................141
Мария Сергеенкова, режиссер монтажа
История 15 ................................................................... 151
Александр Талал, сценарист, писатель, куратор
сценарного факультета в Московской школе кино
История 16 ................................................................. 169
Исмаил Сафарали, режиссер, сценарист, продюсер
История 17 ..................................................................179
Елена Лазарева, редактор
История 18 ................................................................. 190
Александр Молчанов, сценарист, преподаватель,
создатель первой российской онлайн-киношколы
История 19 ................................................................. 196
Дмитрий Мамулия, режиссер, художественный
руководитель Московской и Санкт-Петербургской
школ нового кино
История 20 ...............................................................208
Юлия Идлис, сценарист
Стр.5
ЧАСТЬ II. УЙТИ. НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Глава 2. Подводные камни киноиндустрии ......... 223
2.1. Вызовы фриланса: кинематографист
как самонаводящаяся боеголовка ................... 223
2.2. Мифы киноиндустрии ..................................... 245
2.3. Здравствуй, лист и монитор: писательские
вызовы и как с ними жить ...............................261
кинопрофессийГлава 3. Психологические феномены
.........................................................287
3.1. Слияние с/ поглощенность профессией ......... 287
3.2. Стыд, страх оценки и нарциссические качели .. 297
3.3. Власть и бессилие ..............................................314
3.4. Тупики и кризисы: возрождение через
умирание ........................................................... 324
Глава 4. Сложности на разных этапах карьеры .....339
4.1. Начало пути .......................................................339
4.2. Середина карьеры: перефокусировка .............359
4.3. Эмоциональное выгорание ..............................371
ЧАСТЬ III. УЙТИ НЕЛЬЗЯ. ОСТАТЬСЯ
Глава 5. Ресурсы и смыслы кинопрофессий ......... 391
5.1. Профилактика эмоционального выгорания ....392
5.2. Полезная практика ............................................411
Примечания ..............................................................423
Стр.6