Оригинал здесь - http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=475
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
История жизни
Сухой голос трагедии
Карась любит, когда его жарят в сметане
Старая поваренная книга
Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В.М.Молотову
от Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича
ЗАЯВЛЕНИЕ
..."Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я
никогда не входил ни а одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого).
Я никогда не занимался контрреволюционнной деятельностью...
Меня здесь били - больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз,
резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам
(сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти
места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым
кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные
места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били
по лицу размахами с высоты".
Из обвинительного заключения:
"В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и
японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том,
что является кадровым (?) троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей
среди работников искусства"...
На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном
заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На
следующий же день - 2 февраля - приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке.
Стреляла группа новобранцев НКВД - малограмотных парней "из простого народа", никогда и не
слышавших ни о каком Мейерхольде. По иронии судьбы это были те, для кого Всеволод Мейерхольд
искал пути создания нового революционного народного театра.
Этими леденящими душу документами, подведен итог удивительной жизни гениального
режиссера, Мастера, чародея Театра, признанного во всем мире, который, по словам Евгения Вахтангова,
"дал корни театру будущего".
А начало трагедии уводит в 1917 год, когда Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял
большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником
Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой
властью. Невероятно с сегодняшней точки зрения. Но и тогда такое поведение трудно было объяснить.
Мейерхольду исполнилось уже 43 года, он был отцом трех взрослых дочерей, признанным апологетом
"нового театра", занимавшим с 1907 года пост главного режиссера обоих Императорских театров: драмы
и оперы - Александринского и Мариинского - в Петербурге. Можно, конечно, сказать, что Мейерхольд
всегда был революционером в искусстве и считал, что новая власть и революционные массы откроют
новый этап в его творческих исканиях. Но Мейерхольд не страдал от непризнания. Именно на
Императорской сцене он воплощал свои наиболее новаторские идеи и, заметим, никогда не встречал
противодействия со стороны Дирекции Императорских Театров... Он воевал на диспутах, выпускал
театральный журнал, поражал головокружительными постановочными экспериментами, а в день падения
дома Романовых показал свою последнюю работу на Императорской сцене - лермонтовский "Маскарад"
- спектакль мистический, таинственный, страшный, как дурное предзнаменование, и щемяще
прекрасный, хрупкий, романтичный...
Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые намеренно закрывали глаза
Стр.1