УДК 79:004.9
ББК 85c
У84
Издается вавторской редакции
профессор департамента медиа факультета коммуникаций,
медиа идизайна НИУ ВШЭ
Научный редактор Анна Качкаева,
Иллюстрации Хадии Улумбековой
УткинА.
У84
Белое зеркало: Учебник поинтерактивному сторителлингу
вкино, VR ииммерсивном театре/ Антон Уткин, Ната Покровская.—
М.: Альпина Паб лишер, 2020.— 236 с.: ил.
ISBN 978-5-9614-3043-1
Начинается эпоха интерактивного сторителлинга: компьютерные
игры, кино, медиа итеатр переживают бурную технологическую
трансформацию. Netfl ix делает интерактивный
проект повселенной Minecraft. Игры заимствуют эпизодический
нарративный формат усериалов. Венецианский кинофестиваль
посвящает VR-премьерам отдельную программу, показывая,
чтобудущее виртуальной реальности— занарративом. Антон
Уткин иНата Покровская, режиссёры исценаристы московской
студии Lateral Summer, написали книгу, которая поможет вам
всоздании собственного проекта. Это первый учебник поинтерактивному
сторителлингу, основанный нареальном опыте
авторов иихколлег. Внём вы найдёте ответы навопросы,
чтотакое интерактив икаксним работать впривычных средах
(кино, игры итеатр); какпридумать инаписать историю, вкоторой
зритель становится частью сюжета; какие приёмы есть
винтерактивном сторителлинге икакорганизовать логику
производства интерактивной истории.
Этот учебник будет интересен режиссёрам-постановщикам
кино итеатра, драматургам, сценаристам, дизайнерам компьютерных
игр, создателям проектов вобласти виртуальной идополненной
реальности, атакже студентам этих специальностей.
УДК 79:004.9
ББК 85c
Все права защищены. Никакая часть этой книги неможет быть воспроизведена вкакойбы
тонибыло форме икакимибы тонибыло средствами, включая размещение всети
интернет ивкорпоративных сетях, атакже запись впамять ЭВМ длячастного или
публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.
Повопросу организации доступа кэлектронной библиотеке издательства обращайтесь
поадресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-3043-1
© Антон Уткин, Ната Покровская, 2020
© ООО «Альпина Паблишер», 2020
Стр.3
Содержание
Предисловие Георгия Молодцова ..........................................................5
От авторов ..................................................................................................................... 9
Раздел первый. Трансформация зрителя и среды ............. 18
Краткий обзор изменений
в медийном ландшафте 2009–2019 гг. ............................................ 20
Изменение аудитории ................................................................................ 30
Раздел второй. Интерактивные среды ...........................................38
Обзор интерактивных сред....................................................................40
Проектирование и драматургия интерактива .........................55
Раздел третий. Интерактивное кино ............................................... 98
Обзор видов интерактивного кино ................................................ 100
Точка зрения и выбор зрителя ...........................................................109
Особенности постановки
и съёмки интерактивного проекта..................................................126
Кейс: игровой интерактивный веб-сериал
«#ВсёСложно» ..................................................................................................130
Раздел четвертый. Виртуальная реальность .........................142
История вопроса ........................................................................................... 144
Краткий обзор расширенной реальности ................................ 148
Обзор видов VR ............................................................................................... 153
Стр.4
Психологические особенности существования
в виртуальной реальности .....................................................................160
Драматургические аспекты создания
виртуальной реальности .........................................................................166
Постановка в VR .............................................................................................174
Кейс: «Эффект Кесслера» ........................................................................178
Острое проживание недоступного опыта ................................ 184
Раздел пятый. Иммерсивный театр ................................................186
Предисловие к разделу ...........................................................................188
История вопроса ............................................................................................190
Проектирование иммерсивных постановок ...........................192
Дизайн пространства .................................................................................201
Тема, эмоция и жанр
в иммерсивном театре .............................................................................205
Драматургия через пространство ....................................................211
Актёрское существование в иммерсивном театре ...........220
Формула успеха .............................................................................................226
Послесловие к разделу ...........................................................................227
Раздел шестой. Дополнительные материалы ......................228
Послесловие к книге ...................................................................................... 231
Благодарности ..................................................................................................... 233
Стр.5