УДК 37.02
ББК 74.04
В17
Р е ц е н з е н т ы:
социальной работы, Ведущий Эксперт Международного Экспертного Совета
Скандинавского Института Академической Мобильности
Лебедева Светлана Соломоновна, доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургского государственного института психологии и
Эксперт Международного Экспертного Совета Скандинавского Института
Академической Мобильности
Фетисов Владимир Яковлевич, доктор философских наук, профессор,
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, членкорреспондент
Международной академии наук высшей школы, Ведущий
Курганская Валентина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор,
экс-советник Верховного Комиссара ОБСЕ, главный научный сотрудник
Института философии и политологии Министерства образования и науки РК
Дунаев Владимир Юрьевич, доктор философских наук, профессор, главный
научный сотрудник Института философии и политологии Министерства
образования и науки РК
экономики и финансов РК, член-корреспондент национальной академии
наук РК, доктор социологических наук, профессор
Нуркатова Ляззат Толегеновна, ректор Международной Академии
Ванхемпинг Э. Г., Новак М. А. Инновационные практики и гражданские инициативы
в образовании поколения Z. — СПб.: Издательско-полиграфическая
ассоциация высших учебных заведений, 2020. — 246 с.
В монографии анализируется роль инновационных практик и гражданских
инициатив в сфере образования современного подрастающего поколения.
В работе представлен компаративный анализ социальной реальности в сфере
институциональных и де-институциональных практик образовательного пространства
в постсоветских и скандинавских странах. Прослежен ретроспективный
генезис и динамика трактовок социальной успешности акторов учебно-воспитательного
процесса в период социальных трансформаций в истории
Российской Империи и на современном постсоветском пространстве. Особое
внимание уделено возможностям применения биографического метода, методов
визуальной социологии, метода «кейс-стади», активистских методов в комплексных
исследованиях социальной реальности сферы образования. Монография
рекомендована для применения в научно-образовательном процессе
высшей школы по дисциплинам, связанным с социальным менеджментом,
проблемами теории и истории педагогики, инновационной педагогики, академической
мобильности, социологии образования, социологии молодёжи, социальной
работы с молодёжью, социальной педагогики. Обращение к данной
монографии актуально в ходе формировании тематики научно-исследовательских
работ студентов, магистрантов, докторантов, выполняющих свои исследования
как в отечественном, так и в зарубежном образовательном пространстве.
© Ванхемпинг Э. Г., Новак М. А., 2020
© Скандинавский институт академической
мобильности, 2020
ISBN 978-5-91155-079-0
© Издательско-полиграфическая ассоциация
высших учебных заведений, 2020
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................................................................4
Вступление: выражение признательности и благодарности ....................8
Введение ..............................................................................................11
Глава 1. Гражданские инициативы молодёжи в сфере
образования как предмет междисциплинарного анализа .........................13
с1.1. Методологические основания научного анализа
роциально-ориентированных проектов в условиях
.2. Нормативные аспекты академической идентификации
1еформирования образования ............................................................13
1 профессионалов сферы образования в эпоху трансформаций .........33
1.3. Социальные инновации в сфере образования поколения Z .......42
1 технологий в контексте либеральной модели образования ..............48
о ормирования «фрикативно-фэйкового» кластера рынка
.4. «Золотая константа» инновационных педагогических
ф.5. Смена содержательной парадигмы образования и истоки
1бразовательных услуг .........................................................................57
Ф.6. Инновации в школах Финляндии:еномено-ориентированный подход .................................................64
Глава 2. Феномен социальной успешности выдающихся фигур
истории Российской государственности и образования
в ретроспективе биографического метода .............................................66
2. 1. Ретроспективный анализ роли образовательных практик
в формировании социальной успешности личности:
биографический метод и метод кейс-стади .......................................67
2.2. Ретроспективно-биографический анализ социальной
повседневности образовательных институций России в период
либеральных реформ 19 века ...............................................................77
2.3. Биографический метод в исследовании особенностей
р академической мобильности в разные исторические эпохи:
етроспективные кейсы из социальной карьеры интеллектуалов
высшей школы 19 века.........................................................................123
Глава 3. Анализ институциональных практик современного
образовательного пространства с позиций философии
и социологии образования ....................................................................143
с3.1. Социальная успешность личности в контексте
оциальных феноменов ««рынок жизненных шансов»
и «рынок спроса на социальное знание» ............................................143
3.2. Компаративистика турбулентной специфики вузовских
институциональных практик в постсоветских странах
в период реформ образования и науки ...............................................159
3.3. Аксиологические аспекты и социально-экономические
г детерминанты социальной успешности личности в эпоху
лобализации .......................................................................................185
Заключение ..........................................................................................234
Список литературы ...............................................................................238
3
Стр.3