Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645535)
Контекстум

Организационные аспекты деятельности медицинских работников, медицинских организаций, межведомственных структур и иных субъектов права, направленные на снижение правовых рисков при оказании медицинской помощи

0   0
Первый авторФилатова Диана Станиславовна
АвторыСвередюк Максим Геннадьевич, Лебедев Сергей Васильевич, Коротких Лариса Анатольевна, Короблев Владимир Николаевич
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц157
ID786569
АннотацияУчебное пособие направлено на формирование компетенций медицинских работников, внедрение типовых форм документации и организационных моделей межведомственного взаимодействия. Детально рассматриваются вопросы, направленные на выявление и снижение количества дефектов осуществления медицинской деятельности, проводится анализ организационных предпосылок для ненадлежащего оказания медицинской помощи. Предложены типовые макеты документов для организации внутреннего контроля качества в медицинской организации и модель межведомственного взаимодействия медицинского вуза и надзорных органов региона. Комплексный подход к снижению правовых рисков медицинских работников при оказании медицинской помощи позволяет минимизировать факторы для наступления юридической ответственности. Учебное пособие предназначено для медицинских работников, специалистов в сфере организации здравоохранения, юристов медицинских организаций, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
ISBN978-5-98301-242-4
УДК614.2:340.66
Филатова, Д.С. Организационные аспекты деятельности медицинских работников, медицинских организаций, межведомственных структур и иных субъектов права, направленные на снижение правовых рисков при оказании медицинской помощи / М.Г. Свередюк, С.В. Лебедев, Л.А. Коротких, В.Н. Короблев; Д.С. Филатова .— Владивосток : Медицина ДВ, 2021 .— 157 с. — ISBN 978-5-98301-242-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/786569 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организационные_аспекты_деятельности_медицинских_работников,_медицинских_организаций,_межведомственных_структур_и_иных_субъектов_права,_направленные_на_снижение_правовых_рисков_при_оказании_медицинской_помощи_(1).pdf
Учебная литература ТГМУ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Учебное пособие ISBN 978-5-98301-242-4 Издательство «Медицина ДВ» 9 7 8 5 9 8 3 01 24 2 4 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Владивосток Медицина ДВ 2021
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Министерство Здравоохранения Хабаровского края ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Учебное пособие Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки врачей-организаторов здравоохранения, врачейпатологоанатомов, судебно-медицинских экспертов Владивосток Медицина ДВ 2021
Стр.2
УДК 614.2:340.66 ББК 51.1:58.1 О 642 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: С.Н. Бениова - д-р мед. наук, профессор Департамента клинической медицины Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета Минзрава России С.Н. Киселев - д-р мед. наук, профессор кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета Минзрава России Авторы: Д.С. Филатова, М.Г. Свередюк, С.В. Лебедев, Л.А. Коротких, В.Н. Кораблев О 642 Организационные аспекты деятельности медицинских работников, медицинских организаций, межведомственных структур и иных субъектов права, направленные на снижение правовых рисков при оказании медицинской помощи / Учебное пособие. Д.С. Филатова, М.Г. Свередюк, С.В. Лебедев и др. - Владивосток: Медицина ДВ, 2021. - 156 с. ISBN 978-5-98301-242-4 Учебное пособие направлено на формирование компетенций медицинских работников, внедрение типовых форм документации и организационных моделей межведомственного взаимодействия. Детально рассматриваются вопросы, направленные на выявление и снижение количества дефектов осуществления медицинской деятельности, проводится анализ организационных предпосылок для ненадлежащего оказания медицинской помощи. Предложены типовые макеты документов для организации внутреннего контроля качества в медицинской организации и модель межведомственного взаимодействия медицинского вуза и надзорных органов региона. Комплексный подход к снижению правовых рисков медицинских работников при оказании медицинской помощи позволяет минимизировать факторы для наступления юридической ответственности. Учебное пособие предназначено для медицинских работников, специалистов в сфере организации здравоохранения, юристов медицинских организаций, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. УДК 614.2:340.66 ББК 51.1:58.1 ISBN 978-5-98301-242-4 © Коллектив авторов,2021 © «Медицина ДВ», 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ В вед ени е ....................................................................................................................................5 Глава 1. Детекция дефектов оказания медицинской помощи и психосоциальных моделей поведения, приводящих к повышению правовых рисков при оказании медицинской помощи ..................................................................................................................... 14 1.1. Виды дефектов осуществления медицинской деятельности, как факторов, приводящих к юридической ответственности ............................................................................................. 14 1.2. Выборочный анализ медико-организационных дефектов ненадлежащего осуществления медицинской деятельности......................................................................................................16 1.3. Обзор моделей психосоциального поведения субъектов медицинской помощи, повышающих риск обращения пациентов и (или) родственников в правоохранительные органы .................................................................................................................32 1.4. Основные причины для взаимодействия медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов ................................................................................................................ 34 1.5. Практические рекомендации («золотые» правила) по минимизации негативных последствий при взаимодействии медицинского работника с представителями контрольнонадзорных и правоохранительных органов......................................... 34 Практикум к главе 1............................................................................................. 36 Глава 2. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, как фактор, снижающий правовые риски при оказании медицинской помощи .............................................. 62 2.1 Нормативно-правовые основы и организация внутреннего контроля качества...........................................................................................64 2.1.1. Примерное Положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.............................. 66 2.1.2. Примерный порядок организации работы фармаконадзора.................................................................................... 88
Стр.4
2.1.3. Примерный порядок организации работы по выявлению побочных действий при применении и эксплуатации медицинских изделий ......................................................................... 92 2.1.4. Примерные правила учета нежелательных событий (инцидентов) при осуществлении медицинской деятельности............................................................................................. 98 2.2. Организация деятельности врачебной комиссии...............................109 2.2.1. Примерное положение об организации деятельности врачебной комиссии .......................................................................... 109 2.2.2. Примерное положение об организации деятельности подкомиссии по экспертизе временной нетрудоспособности.......................................................................... 120 2.2.3. Примерное положение об организации деятельности подкомиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов для медицинского применения ............................................................................................ 120 Глава 3. Модель межведомственного взаимодействия медицинского вуза и надзорных органов региона как оптимальный механизм, снижающий правовые риски при оказании медицинской помощи ..................................................................................................................... 122 3.1. Соглашение о сотрудничестве................................................................... 125 3.2. Приказ о создании межведомственной рабочей г р у п пы ............... 129 Тестовые задания для контроля уровня зн ани й .........................................................136 Ситуационные задачи для контроля уровня знаний ................................................139 Эталоны ответов на тестовые з а д а н и я ..........................................................................146 Эталоны ответов на ситуационные з а д а ч и ................................................................. 147 Список литературы ............................................................................................................. 152
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время существенно возросла роль права в сфере здравоохранения. Данную тенденцию можно обосновать многими факторами, в частности: 1. Действующий Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - 323-ФЗ)1 предусматривает пациент-ориентированную модель взаимоотношений. Как неоднократно отмечала, Т.А. Голикова (министр здравоохранения и социального развития 2007-2012), 323-ФЗ «самый пациентоцентрированный в истории России»2. Пациент-ориентированное здравоохранение строится на пяти основных положениях: 1) уважение к центральному месту пациента в системе здравоохранения; 2) информированное согласие, свободный обоснованный выбор пациентом технологии и алгоритма лечебного цикла, расширение информационных прав и возможностей пациента; 3) вовлечение организаций пациентов в разработку политики национальной системы здравоохранения; 4) обеспечение доступа к дополнительной и достоверной медицинской информации; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895 (дата обращения: 13.07.2019). 2«Первое сражение». Российская газета. 29.06.2011 // Режим доступа: https:// rg.ru/2011/06/29/zakon.html (дата обращения: 26.07.2019). Введение 5
Стр.6
5) поддержка в реализации права на второе медицинское мнение. Из анализа 323-03 следует соответствие данным аспектам. В частности, в статье 4 закреплены основные принципы охраны здоровья, к которым относятся: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны. 2. Медицинская помощь трансформировалась в медицинскую услугу, а пациент стал потребителем данных услуг, соответственно, весь правовой статус, предусмотренный Законом о защите прав потребителей3, также защищает права пациента. Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 174 к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей. 3. Набирают оборот ситуации, когда лицо, обратившееся за медицинской помощью, сознательно провоцирует медицинских 33акон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» //СПС «Консультант Плюс» 4Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // https://www.vsrf.ru/ (дата обращения 08.06.2019). 6 Введение
Стр.7
работников, пытается ввести в заблуждение судебные органы, с целью материального обогащения. Это явление получило название «потребительский экстремизм, «пациентский рэкет». 4. Ненадлежащее ведение медицинской документации, включая нарушение прав пациента на информированное добровольное согласие. Одним из важных составляющих профилактики и минимизации правовых рисков является совершенствование контроля качества и безопасности медицинской деятельности внутри учреждения, в том числе посредством оптимизации ведения и учета медицинской документации. Исследование, проведенное Ю.Д. Сергеевым, Ю.В. Бисюк, И.В. Голевой5, показало, что дефекты оформления и ведения медицинской документации выявлены в 92,1% случаев. При этом сами дефекты распределились следующим образом: - неудовлетворительное описание жалоб - 24,3%; - дефекты в описании анамнеза заболевания - 22,3%; - дефекты в описании анамнеза жизни - 69,2%; - дефекты в описании общего статуса - 40,8%; - отсутствие дневников динамического наблюдения - 37,9%; - сочетанные дефекты ведения медицинской документации - 96,4%. По профилям оказания медицинской помощи дефекты оформления медицинской документации распределились следующим образом: из 503 медицинских карт с дефектами случаи терапевтического профиля составили 38,6% (194 медицинские карты), случаи хирургического профиля - 61,4% (309 медицинских карт). 5. Обоснованность проблематики также подтверждается исследованиями, проводимыми кафедрой организации здравоохранения и медицинского права КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края. 5Ю.Д. Сергеев, Ю.В. Бисюк, И.В. Голева. Медико-правовой значение медицинской документации. Медицинское право. 2020. № 2. С. Введение 7
Стр.8
Во-первых - социологическое исследование. С 2007 года проводится входное тестирование обучающихся на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Протестировано более 25000 медицинских работников, специалистов в сфере организации здравоохранения (главные врачи, заместители, заведующие отделениями), юристов медицинских организаций. Территория охвата - Дальний Восток (Хабаровский, Приморский, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская, Амурская области, ЕАО, Чукотский АО, республика (Саха) Якутия). Результаты исследования показали неудовлетворительные знания базовых основ законодательства о здравоохранении. В частности, при ответе на такие вопросы, как: - допустимый возраст пациента для волеизъявления на подписание информированного добровольного согласия либо отказа от медицинского вмешательства; - надлежащий субъект предоставления пациенту информации о состоянии здоровья, диагнозе заболевания; - понятие медицинского вмешательства; - субъекты соблюдения режима врачебной тайны; - правовой статус лечащего врача; - что означает врачебная тайна и кто обязан ее соблюдать? Правильные ответы не превышают 20 процентов, это критически низкие показатели. Между тем наличие у медицинских работников правовых знаний в сфере охраны здоровья - обязательный элемент профессиональных стандартов. Так, в частности, согласно разделу 3 Профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» данный специалист должен обладать следующими характеристиками: соблюдение врачебной тайны; соблюдение Клятвы врача; соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами; знание законодательства в сфере охраны здоровья.6 6Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н 8 Введение
Стр.9
Аналогичные требования закреплены и применительно ко многим другим медицинским работникам (например, профессиональный стандарт Врач-кардиолог7, профессиональный стандарт Врач-офтальмолог8 и т.д.) Во-вторых, анализом судебной практики. С целью формирования системы управления правовыми рисками при осуществлении медицинской деятельности, кафедрой организации здравоохранения и медицинского права, совместно с министерством здравоохранения Хабаровского края ежегодно проводится исследование судебной практики по искам пациентов о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда к медицинским организациям подведомственным министерству здравоохранения Хабаровского края9. В результате анализа было установлено, что за 10 месяцев 2018 года в количественном выражении пациентами (представителями) подано 111 исковых заявлений. Общая сумма требований пациентов (законных представителей) составила 230,021 млн. руб. (в среднем предъявлялись требования на сумму 2,072 млн. руб.). По итогам 2019 года, при общем снижении количества исковых «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»/СИС «Гарант» 7Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. N 140н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-кардиолог»/СИС «Гарант» 8Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 июня 2017 г. N 470н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-офтальмолог» 9Анализ и обобщение судебной практики по искам пациентов о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда к медицинским организациям подведомственным министерству здравоохранения Хабаровского края за 2018 год/ М.Г. Свередюк. М-во здравоохранения Хабаровского края, КГБОУ ДПО «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения». - Хабаровск: Ред.-изд. центр ИПКСЗ, 2019 г. - 11 с.; Организация медико-правовой работы краевыми учреждениями здравоохранения, на основе анализа и обобщения судебной практики по искам пациентов о взыскании компенсации морального вреда и (или) материального ущерба в результате причинения вреда здоровью за 2019 год / Свередюк М.Г., Тян В.Ю., Решетникова И.С. М-во здравоохранения Хабаровского края, КГБОУ ДПО «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения». - Хабаровск: Ред.-изд. центр ИПКСЗ, 2020 г. - 23 с. Введение 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически