Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Мамин, Дмитрий Наркисович - известный беллетрист-этнограф. Родился 25 октября 1852 г. в
Висимо-Шайтанском заводе, в семье священника. Окончил курс в Пермской духовной семинарии. К
пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки. Весной 1871 г. Мамин перебирается в
Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит
на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на
естественном факультете, в 1876 г. перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. Ведя жизнь
литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал мелкие рассказы. Первое
беллетристическое произведение Мамина "Тайны зеленого леса" напечатано без подписи имени в
журнале "Кругозор" в 1877 г. и посвящено Уралу. Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и
жизнью края замечаются и в этом произведении. Первые шаги Мамина в литературе вместе с
приступами острой нужды, моменты глухого отчаяния, - все это описано Маминым в романе "Черты из
жизни Пепко", одном из характерных и ярких его произведений, имеющем большое
автобиографическое значение, ярко обозначающем миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды,
идеи, которые легли потом в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к
людскому взаимопоеданию, к грубой силе, пессимизм, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее
несовершенствах, о "мере печали и слез", где столько ужасов, жестокостей, неправды. "Неужели можно
удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец
- вот где жизнь и настоящее счастье!" - говорит Мамин в "Чертах из жизни Пепко". Ему хочется жить за
всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Думы и вопросы, волновавшие писателя тогда и
отраженные в "Чертах из жизни Пепко", проходят почти целиком в дальнейших, уже совершенно зрелых
произведениях Мамина. В малоизвестном журнале Мамин напечатал большой роман "В водовороте
страстей" под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях.
Весной 1877 г. Мамин уехал на Урал, пробыв в родных местах 14 лет и деятельно изучая их в бытовом и
экономическом отношениях. С 1882 г. начинается второй период литературной деятельности Мамина. С
появления в "Русской Мысли" очерков из приисковой жизни "Старатели", Мамин, ставший
подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро
приобретает известность. В "Устоях", "Деле", "Вестнике Европы", "Русской Мысли",
"Отечественных Записках" появляются его уральские рассказы и очерки: "На рубеже Азии", "В
камнях", "Все мы хлеб едим", "В худых душах", "Золотуха", "Бойцы", "Переводчица на
приисках", "Дикое счастье", "Авва", "На Шихане", "Башка", "Гроза", "Блаженые" и прочее.
Здесь уже намечаются характерные признаки таланта Мамина, его любимые мотивы, стремление к
изображению природы и воздействия ее на жизнь, ее влияния, в большинстве случаев, неотразимого на
человека, чуткость к совершающемуся вокруг, уловление новых веяний, действующих благодетельно
или трагически - отрицательно на старые дряблые устои. В этих рассказах уже чувствуется самобытный
изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, чуждый предвзятых тенденций, умеющий дать
понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная
природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжкая борьба за
существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и
подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда. В 1883 г. появился первый роман его из заводской
жизни на Урале: "Приваловские миллионы". С любовью останавливается здесь Мамин-Сибиряк на
богатырях по внешнему и духовному облику, на жертвах стихийной власти - капиталистического роста,
на типах, фигурах, совершенно новых в нашей литературе; здесь им захвачен едва ли не весь Урал, с его
горнозаводским делом, с его представителями, вращающимися около золота и железа. Второй роман -
"Горное гнездо", появившийся в "Отечественных Записках" 1884 г., рисует также со всех сторон
горнозаводский Урал. Это - великолепная страница, необыкновенно своеобразная из истории накопления
капитализма, его поступательного хода. В романе талантливо изображен горный царек, своего рода
набоб Лаптев, форменный вырожденец, "замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей
литературе" по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман "Горное гнездо" и находящего, что
"Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф Гарпагон,
Иудушка, Головлев, Обломов". Свою излюбленную идею о стихийных силах, слепо действующих в
жизни, господствующих в колоритном рассказе "Жилка" ("Дикое счастье"), типично изображающем
золотые промыслы, жажду золота. Естественным продолжением "Горного гнезда" является роман "На
улице" (в отдельном издании "Бурный поток"), где действие происходит в Петербурге.
Захлестывающие волны бурного потока улицы уносят много жертв, поглощают совесть неустойчивых
людей, доводят до позора и женщину. В романе показано, как надвигалась со всем ее ужасом
капиталистическая пора, сопровождавшая свое стремительное движение отчаянной ломкой старого
Стр.1