Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 587109)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История Византии (220,00 руб.)

0   0
Первый авторФилин Дмитрий Анатольевич
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц120
ID785728
АннотацияВ учебном пособии дается краткий очерк истории Византии, ее социально-экономического и политического развития. В нем также идет речь о различных сторонах культурной жизни византийцев и их быте. Используя достижения отечественной и зарубежной историографии XIX–XXI веков, автор рассматривает основные проблемы византийской истории, особое внимание при этом уделяя духовным факторам развития общества. Книга состоит из шести глав. Каждая глава содержит ключевые слова, лекции, контрольные вопросы и проблемные задания. Следует особо подчеркнуть, что это учебное пособие имеет по-преимуществу компилятивный характер. Список источников и литературы, которыми пользовался автор, приводится в конце учебного пособия.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК 09.11.2020 г., протокол № 2.
Кому рекомендованоДля обучающихся по направлению подготовки 48.03.01 «Теология», профиль подготовки «Культура православия».
ISBN978-5-8154-0579-0
УДК94(495)(075.8)
ББК63.3(0)4я73
Филин, Д. А. История Византии : учебное пособие. Направление подготовки: 48.03.01 "Теология". Профиль подготовки: "Культура православия". Квалификация (степень) выпускника: "Бакалавр". Форма обучения: очная, заочная / КемГИК; Д. А. Филин .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2021 .— 120 с. — Библиогр.: с. 104-118. — ISBN 978-5-8154-0579-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/785728 (дата обращения: 30.06.2022)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_Византии.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.119
История_Византии.pdf
УДК 94(495)(075.8) ББК 63.3(0)4я73 Ф51 Учебное пособие утверждено на заседании кафедры культурологии 26.10.2020 г., протокол № 4. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК 09.11.2020 г., протокол № 2. Рецензенты: Мороз Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»; Порхачев Василий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Филин, Д. А. Ф51 История Византии : учеб. пособие по направлению подготовки 48.03.01 «Теология», профиль подготовки «Культура православия» / Д. А. Филин. – Кемерово : КемГИК, 2021. – 120 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0579-0 В учебном пособии дается краткий очерк истории Византии, ее социально-экономического и политического развития. В нем также идет речь о различных сторонах культурной жизни византийцев и их быте. Используя достижения отечественной и зарубежной историографии XIX–XXI веков, автор рассматривает основные проблемы византийской истории, особое внимание при этом уделяя духовным факторам развития общества. УДК 94(495)(075.8) ББК 63.3(0)4я73 ISBN 978-5-8154-0579-0 © Филин Д. А., 2021 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2021 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Византийская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Она была естественным продолжением античной культуры. Восточноримская империя постепенно превратилась в средневековую Византию. Основаниями ее культуры были греческий язык, христианство, право и государственность Рима. Современники империи называли ее Византией крайне редко. Византийцы по-прежнему считали себя римлянами (по-гречески – ромеями), а свою державу римской (то есть ромейской). Название же «Византия» стало постоянно употребляться только в европейской науке Нового времени. Происходит это название от города Византий, бывшей колонии мегарцев, основанной на берегу Босфора еще в VII веке до н. э. Его выбрал Константин Великий для размещения своей столицы и включил в черту Нового Рима. Так Византий стал городом Константина (Константинополем). Расположенный между Европой и Азией в месте сосредоточения важнейших магистралей, Новый Рим быстро разросся и со временем превратился в полумиллионный Царьград. Он стал единственным мегаполисом раннесредневековой Европы и вплоть до 1204 года не уступал это первенство никому. Византийская империя оказалась самой долговременной империей Средневековья. Она просуществовала более тысячи лет (с первой половины IV до середины XV века)! Византийская цивилизация имела следующие периоды развития: 1. Ранний период (IV – середина VII века н. э.). Период генезиса Византии. По сути дела – это период позднеантичной культуры. Ее создавали как христиане, так и язычники. Латинский язык играл в это время гораздо большую роль, чем в дальнейший период существования Византии. Рабовладение было более заметным явлением в экономике, чем в последующие века ромейской истории. 2. Средний период (середина VII – начало XIII века). На это время приходится расцвет византийской государственности в эпоху правления Македонской династии. В этот период империя ромеев еще более, чем ранее, эллинизируется. Все деятели культуры данного времени хотя бы формально были христианами. В экономике страны именно в этот период окончательно торжествуют феодальные отношения. Отметим также, что в XI–XII веках наблюдается явный рост светских тенденций в развитии культуры. 3
Стр.3
3. Поздний период (начало XIII – середина XV века). Этот период начался латинским завоеванием Константинополя в 1204 году, а закончился завоеванием византийской территории турками. И хотя в 1261 году Константинополь был отвоеван у западноевропейских феодалов, поздний период в целом стал временем политического и экономического упадка Византии. Но при этом наблюдался последний расцвет ее культуры. Эта была эпоха Палеологовского ренессанса. Светские тенденции в культурном развитии в это время еще более усиливаются. Роль христианства как мировоззренческой основы ослабевает. Среди ромеев вновь появляются язычники. Наряду с ростом эллинистических тенденций в этот период обострился интерес к культуре Латинского Запада. Заканчивается он завоеванием Византии турками. При этом следует учитывать, что в истории Византии можно также выделить два переходных периода: 1. Середина VII – середина IX века – темные века византийской истории. На данное время приходится апогей варварских вторжений в империю ромеев, которые стали одной из причин упадка культуры в этот период. Темные века, по сути, являлись переходной эпохой от Античности к Средневековью, от ранней Византии к средней Византии. 2. Период 1204–1261 годов – период Латинской Романии и греческих государств. Он символически завершился отвоеванием Константинополя и восстановлением Византийской империи. Период 1204–1261 годов стал переходной эпохой от средней Византии к поздней Византии. Такой периодизации мы будем придерживаться в данной книге. У византийцев было немало культурных достижений. Долгое время византийская культура была единственной европейской культурой, в которой существовала четырехступенчатая система образования. Константинопольский университет был основан еще в 425 году – намного раньше западноевропейских университетов! В византийских библиотеках хранилось античное наследие в том полном объеме, который в темные века западноевропейского Средневековья просто не мог сохраниться! И благодаря этому наследию в более поздний период наука стран мусульманского Востока и католического Запада стала стремительно развиваться. Купол храма святой Софии; греческий огонь; механизмы, созданные Львом Математиком, свидетельствуют о высочайшем уровне технического развития Византии. Благодаря Кодексу Юстиниана римское право 4
Стр.4
дошло до наших дней и стало правовой основой стран Европы. Не случайно многие соседние народы долго взирали на Византию с завистью и восхищением. Следует подчеркнуть, что в Византии завершилось развитие античного неоплатонизма. Его выдающиеся представители – Ямвлих, Прокл и Дамаский жили именно здесь. Территория Византии была в свое время колыбелью христианства – одной из трех мировых религий. Все семь Вселенских соборов проходили на ее территории. Византийское богословие количественно и качественно превосходило западноевропейское богословие того периода. Афанасий Александрийский и великие каппадокийцы стали непревзойденными эталонами в области триадологической мысли. Псевдо-Дионисий Ареопагит был отцом отрицательного богословия, а Иоанн Дамаскин своей богословско-философской систематизацией надолго предвосхитил Фому Аквината. Литургическое предание византийцев являлось основой богослужения многих других народов Запада и Востока. Жанры церковной гимнографии и агиографии также появились здесь. Вообще, византийская литература – это неисчерпаемая сокровищница художественных образов! Можно ли объяснить мощный духовнонравственный заряд русской литературы без ее византийской «закваски»? Огромное значение в истории человечества имело и византийское искусство. Его главным символом является, пожалуй, «восьмое чудо света» – храм святой Софии. Не случайно на Руси в XI веке было построено целых три Софийских собора! «Где Святая София, там и Новгород!» – говорили русские. Крестово-купольный тип храма, сформировавшийся в Византии, на века стал доминантой русской церковной архитектуры. Вообще, древнерусская культура немыслима без византийского влияния. Это влияние было основополагающим для всех культур византийского круга. Грузинская, армянская, коптская, эфиопская, сирийская и другие культуры опирались на византийские образцы. Греки Кирилл и Мефодий, братья из Солуни, создали славянскую письменность, без которой культура славянских стран просто не мыслима. Еще Теодорих Великий писал императору ромеев: «Богу угодно было, чтобы я научился правительственной науке в вашей империи. Наше королевство – подражание вашему; мы превосходим другие народы тем, что подражаем вам» (цит. по [156, с. 21]). Как будто вторя ему спустя столетия, Оттон III пишет в письме своему учителю Герберту: «Ради Бога, побывай у меня: я не могу еще отогнать от себя саксонскую грубость 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Византийская империя периода 330–565 годов………..……… 7 Глава 2. Византийская империя периода 565–867 годов………..……… 28 Глава 3. Византийская империя периода 867–1025 годов………..…….. 41 Глава 4. Византийская империя периода 1025–1204 годов……..……… 55 Глава 5. Византийская империя периода 1204–1453 годов……..……… 73 Глава 6. Политический строй Византии…………………………………. 90 Заключение………………………………………………………………… 103 Список литературы……………………………………………………….. 104 119
Стр.119

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически