УДК 371.214.14
ББК 74.26
Р13
Методическое сопровождение проекта –
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры филологии
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Т.Н. Трунцева.
От составителя
кона отВ соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального за29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в РосР13
Рабочая
программа по биологии. 8 класс / сост. С.Н. Шестакова. – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf :
сийской Федерации» в компетенцию образовательной
организации входит разработка и утверждение образовательных
программ, обязательной составляющей
и которых являются рабочие программы учебных курсов
33 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (Рабочие программы). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо
Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 14ʺ. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-04800-7
Пособие содержит рабочую программу по биологии к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева
«Биология. Человек. 8 класс» (М.: Дрофа), составленную в соответствии с требованиями ФГОС и базисным
учебным планом для ступени основного общего образования. Учебник входит в УМК по биологии В.В. Пасечпника.
Программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, тематическое
логиях проведения разнообразных уроков: открытия нового знания, общеметодологической направленности,ланирование, учебно-тематический план, включающий информацию об эффективных педагогических технорефлексии,
развивающего контроля. А также сведения о видах индивидуальной и коллективной деятельности,
ориентированной на формирование универсальных учебных действий у школьников. Настоящее электронное
издание пригодно как для экранного просмотра, так и для распечатки.
Пособие предназначено для учителей, завучей, методистов, студентов и магистрантов педагогических вузов,
слушателей курсов повышения квалификации.
УДК 371.214.14
ББК 74.26
Электронное издание на основе печатного издания: Рабочая программа по биологии. 8 класс / сост. С.Н. Шестакова.
– Москва : ВАКО, 2017. – 64 с. – (Рабочие программы). – ISBN 978-5-408-03605-9. – Текст : непосредственный.
дисциплин
образовательной организации.
Рабочая программа – это нормативно-управленческий
документ учителя, предназначенный для
реализации Федерального государственного образозвательного
стандарта (ФГОС), определяющего обя•
целеполагания – определяет ценности и цели,
ради достижения которых она введена в ту или
• иную образовательную область;
определения содержания образования – фиксирует
состав элементов содержания курса, подлежащих
усвоению обучающимися (обязательный
минимум содержания), а также степень их
• трудности;
вательных программ общего образования, аательный минимум содержания основных образо- также
уровень подготовки обучающихся. Ее основная заФдача
– обеспечить выполнение учителем требований
грамма поГОС и учебного плана по предмету. Рабочая про- учебному предмету является составной частью
образовательной программы школы и учитывает:
• • требования ФГОС второго поколения;
требования к планируемым результатам обуче•
ния выпускников;
• требования к содержанию учебных программ;
объем часов учебной нагрузки, определенный
• учебным планом школы;
принцип преемственности общеобразователь•
ных программ;
цели и задачи образовательной программы
• школы;
выбор педагогом комплекта учебно-методического
обеспечения.
Каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные
источники, на основе типовой учебной программы
составляет рабочую программу. Таким образом,
рабочая программа – это индивидуальный инструимент
педагога, в котором он определяет оптимальные
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-408-04800-7
© ООО «ВАКО», 2017
эффективные для определенного класса содержание,
формы, методы и приемы организации образовательного
процесса с целью получения результата,
соответствующего требованиям стандарта.
Рабочие программы представляются на утверждение
руководителю образовательной организации в начале
учебного года. Он вправе провести их экспертизу
и непосредственно в общеобразовательной организации
ствие требованиям ФГОС.ли с привлечением внешних экспертов на соответ•Функции
рабочей программы:
нормативная – является документом, обязательным
для выполнения в полном объеме;
процессуальная – определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания
курса, организационные формы и методы,
• средства и условия обучения;
оценочная – выявляет уровни усвоения элементов
содержания курса, объекты контроля и критерии
оценки уровня обученности учащихся.
Согласно требованиям ФГОС основного общего
образования (ст. 18.2.2, ч. 3) в рабочую программу
должны входить следующие элементы: • пояснительная записка, в которой конкретизируются
общие цели основного общего
образования с учетом специфики учебного
• предмета; общая характеристика учебного предмета,
• курса;
• личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
• предмета, курса;
учебном плане;
• содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением
• основных видов учебной деятельности;
в описание места учебного предмета, курса
описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного
• процесса;
планируемые результаты изучения учебного
В предмета, курса.
структуру рабочей программы может входить
список литературы (основной и дополнительной),
аннотация и приложение.
При необходимости в течение учебного года учитель
может вносить в учебную программу корректировки:
изменять последовательность уроков внутри
темы, переносить сроки проведения контрольных
работ. В этом случае необходимо сделать соответствующие
примечания в конце программы или в пояснительной
записке с указанием причин, по которым
были внесены изменения.
3
Стр.2