Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 572093)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Возрастная биомеханика основных видов движений школьников (для СПО) (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторБаранцев Сергей Анатольевич
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц304
ID774165
АннотацияВ книге представлены данные о возрастных и половых закономерностях формирования кинематической структуры циклических (часть 1), ациклических (часть 2) и переместительных (часть 3) движений школьников 6–17 лет. Представлена новая технология разработки методик, учитывающих особенности кинематической структуры движений. В приложениях приведены методики обучения бегу на скорость, прыжкам в длину с разбега и метанию малого мяча учащихся 1–10-х классов общеобразовательной школы.
Кому рекомендованоДля преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, преподавателей институтов и колледжей физической культуры, научных работников и специалистов в области физической культуры и спорта.
ISBN978-5-00129-072-8
УДК796.012
ББК75.0-0
Баранцев, С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников (для СПО) / С.А. Баранцев .— Москва : Советский спорт, 2020 .— 304 с. : ил. — ISBN 978-5-00129-072-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/774165 (дата обращения: 22.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возрастная_биомеханика_основных_видов_движений_школьников_(для_СПО).pdf
ББК 75.0-0 Б24 Б24 Баранцев С. А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников / С. А. Баранцев. – М. : "Торговый дом "Советский спорт ", 2020. – 304 с. : ил. ISBN 978-5-00129-072-8 В книге представлены данные о возрастных и половых закономерностях формирования кинематической структуры циклических (часть 1), ациклических (часть 2) и переместительных (часть 3) движений школьников 6–17 лет. Представлена новая технология разработки методик, учитывающих особенности кинематической структуры движений. В приложениях приведены методики обучения бегу на скорость, прыжкам в длину с разбега и метанию малого мяча учащихся 1–10-х классов общеобразовательной школы. Для преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, преподавателей институтов и колледжей физической культуры, научных работников и специалистов в области физической культуры и спорта. ББК 75.0-0 ISBN 978-5-00129-072-8 ©© Баранцев С. А., 2019 Оформление. ООО "Торговый дом "Советский спорт, 2020
Стр.2
Введение Бег, прыжки и метания – жизненно важные естественные локомоции, которые на протяжении всей эволюции человека обеспечивали его существование – пищу, энергию, безопасность. На задействованные в них крупные группы мышц и энергетические системы приходится бóльшая часть обмена веществ и энергии, что делает их активность необходимой для нормального функционирования организма человека. Рационально организованная двигательная деятельность оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка, способствует гармоничному развитию и укреплению здоровья. Освоение техники циклических и ациклических локомоций и ее последующее совершенствование в условиях общеобразовательной школы являются одними из центральных задач физического воспитания школьников начиная с первого класса. Ее решение позволит учащимся эффективно реализовывать свои способности при осуществлении двигательной деятельности. Однако эта задача решается недостаточно эффективно и далеко не все школьники могут выполнить нормативные требования учебной программы по легкой атлетике, основу которых составляют бег, прыжки и метания. Известно, что в процессе развития организм учащихся претерпевает значительные морфофункциональные изменения, существенно влияющие на технику выполнения различных упражнений (Губа В.П., 1985; Рощупкин Г.В. и др., 1986; Бернштейн Н.А., 1991; и др.), но методики совершенствования техники скоростного бега, прыжков в длину с разбега и метания малого мяча не учитывают возрастно-половых кинематических закономерностей формирования техники основных видов движений школьников. Как показал анализ литературных источников, методики обучения детей школьного возраста скоростному бегу, прыжкам 3
Стр.3
в длину с разбега и метаниям малого мяча в условиях общеобразовательной школы заимствованы из спорта и практически не учитывают физиологические и биомеханические особенности формирования локомоций в процессе возрастного развития. Немногочисленные исследования прошлых лет свидетельствуют, что учет этих особенностей мог бы способствовать адекватной и более полной реализации способностей детей и подростков в овладении основными видами локомоций. Всё это свидетельствует о необходимости разработки принципиально новой технологии совершенствования циклических, ациклических и переместительных локомоций школьников. Организация учебной деятельности педагогов, основанная на учете возрастных и половых особенностей формирования кинематики основных видов движений детей, является новым направлением и еще не используемым резервом повышения эффективности физического воспитания учащихся. Работа выполнялась в Институте возрастной физиологии Российской академии образования. В сборе и анализе экспериментального материала автору помогали сотрудники и аспиранты лаборатории физического воспитания: В.В. Баранников, Г.В. Береуцин, А.В. Ведринцев, В.С. Домащенко, В.В. Мельников, В.В. Просянкин, А.П. Сергеев, И.Н. Столяк, С.Л. Чикаш, В.П. Чичерин, А.М. Шлемин, которым автор приносит искреннюю благодарность. 4
Стр.4
Оглавление Введение ........................................................................................................ 3 Часть первая ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ................. 5 Возрастные особенности формирования кинематической структуры скоростного бега .............................. 6 Критерии оценки эффективности техники скоростного бега ..................................................................................... 9 Возрастно-половые особенности формирования кинематической структуры скоростного бега у учащихся 7–13 лет в условиях применения традиционных методик ............................................................................ 13 Возрастные особенности формирования кинематической структуры скоростного бега у мальчиков в условиях ТМ ............................................................... 16 Возрастные особенности формирования кинематической структуры скоростного бега у девочек в условиях ТМ ..................................................................... 24 Половые различия кинематической структуры скоростного бега в условиях ТМ ...................................................... 26 Технология совершенствования компонентов техники циклических, ациклических и переместительных движений ....................................................................................................... 29 Характеристика технологии совершенствования циклических, ациклических и переместительных движений школьников ......................................................................... 30 Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники циклических движений школьников .............................................. 32 Особенности обучения школьников скоростному бегу ............. 38 1-й класс (6–7 лет) ................................................................................. 38 2-й класс (7–8 лет) ................................................................................. 40 3-й класс (8–9 лет) ................................................................................. 45 300
Стр.300
4-й класс (9–10 лет) .............................................................................. 49 5-й класс (10–11 лет) ............................................................................ 50 6-й класс (11–12 лет) ............................................................................ 56 Формирование кинематической структуры скоростного бега у учащихся 6–13 лет в условиях методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения .................... 63 Возрастные особенности формирования кинематической структуры скоростного бега у мальчиков в условиях МОКС ........................................................ 63 Возрастные особенности формирования кинематической структуры скоростного бега у девочек в условиях МОКС .............................................................. 65 Половые различия кинематической структуры скоростного бега в условиях МОКС ............................................... 65 Эффективность методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения .................. 68 Закономерности формирования кинематической структуры циклических локомоций у учащихся 6–13 лет ............................... 70 Приложение 1 Методики совершенствования компонентов техники скоростного бега учащихся 1–7-х классов ................... 73 Часть вторая ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА АЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ........................................................ 107 Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега .......... 108 Критерии оценки эффективности техники прыжков в длину с разбега ..................................................................................... 109 Возрастно-половые особенности формирования кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 7–17 лет в условиях применения традиционных методик ................................................... 115 Возрастные особенности формирования кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега у мальчиков в условиях ТМ ............................ 116 Возрастные особенности формирования кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега у девочек в условиях ТМ .................................. 118 Половые различия кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега в условиях ТМ ............. 121 301
Стр.301
Формирование кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6–16 лет в условиях методик, учитывающих особенности кинематикодинамической структуры движения ................................................... 124 Особенности обучения школьников прыжкам в длину с разбега в условиях МОКДС ........................................... 127 1-й класс (6–7 лет) ................................................................................. 127 2-й класс (7–8 лет) ................................................................................. 128 3-й класс (8–9 лет) ................................................................................. 132 4-й класс (9–10 лет) .............................................................................. 135 5-й класс (10–11 лет) ............................................................................ 137 6-й класс (11–12 лет) ............................................................................ 141 7-й класс (12–13 лет) ............................................................................ 144 8-й класс (13–14 лет) ............................................................................ 152 9-й класс (14–15 лет) ............................................................................ 158 10-й класс (15–16 лет) ........................................................................... 166 Возрастные особенности формирования кинематикодинамической структуры прыжков в длину с разбега у мальчиков в условиях МОКДС ..................................................... 175 Возрастные особенности формирования кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега у девочек в условиях МОКДС ........................ 177 Половые различия кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега в условиях МОКДС .............................................................................. 179 Эффективность методик, учитывающих особенности кинематико-динамической структуры ациклического движения .................................................................... 181 Закономерности формирования ациклических движений у учащихся 6–17 лет .................................................................................. 184 Приложение 2 Методики обучения прыжкам в длину с разбега учащихся 1–10-х классов .................................................. 189 Часть третья ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ........................................................................................ 235 Кинематическая структура метательного движения и критерии оценки его эффективности .......................................... 236 Возрастные особенности формирования кинематической структуры метательного движения ................ 240 302
Стр.302
Возрастно-половые особенности формирования кинематической структуры переместительных движений у учащихся 8–12 лет ............................................................ 244 Особенности кинематической структуры метания снарядов разного веса ........................................................................... 245 Кинематические особенности различных видов метаний ......................................................................................... 246 Возрастные особенности формирования кинематической структуры метания малого мяча на дальность у мальчиков .................................................................... 249 Возрастные особенности формирования кинематической структуры метания малого мяча на дальность у девочек ......................................................................... 251 Половые различия кинематической структуры метания малого мяча на дальность .................................................................... 252 Эффективность методик метания малого мяча, учитывающих особенности кинематической структуры движения ............................................................................. 254 Возрастные и половые закономерности формирования кинематической структуры циклических, ациклических и переместительных движений школьников ................................... 256 Приложение 3 Методики обучения метанию малого мяча на дальность учащихся 1–6-х классов ............................................ 259 Литература .................................................................................................... 284 303
Стр.303

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически