ББК 75.0-0
Б24
Баранцев С. А.
Б24
Возрастная биомеханика основных видов движений
школьников : монография / С. А. Баранцев. – М. : Советский
спорт, 2014. – 304 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0493-2
В книге представлены данные о возрастных и половых закономерностях
формирования кинематической структуры циклических
(часть 1), ациклических (часть 2) и переместительных
(часть 3) движений школьников 6–17 лет. Представлена
новая технология разработки методик, учитывающих особенности
кинематической структуры движений. В приложениях
приведены методики обучения бегу на скорость, прыжкам
в длину с разбега и метанию малого мяча учащихся 1–10-х
классов общеобразовательной школы.
Для преподавателей физической культуры общеобразовательных
школ, преподавателей институтов и колледжей
физической культуры, научных работников и специалистов
в области физической культуры и спорта.
ББК 75.0-0
ISBN 978-5-9718-0493-2
© Баранцев С. А., 2014
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2014
Стр.2
Введение
Бег, прыжки и метания – жизненно важные естественные
локомоции, которые на протяжении всей эволюции человека
обеспечивали его существование – пищу, энергию, безопасность.
На задействованные в них крупные группы мышц и энергетические
системы приходится бóльшая часть обмена веществ и энергии,
что делает их активность необходимой для нормального
функционирования организма человека. Рационально организованная
двигательная деятельность оказывает разностороннее
воздействие на организм ребенка, способствует гармоничному
развитию и укреплению здоровья.
Освоение техники циклических и ациклических локомоций
и ее последующее совершенствование в условиях общеобразовательной
школы являются одними из центральных задач физического
воспитания школьников начиная с первого класса. Ее
решение позволит учащимся эффективно реализовывать свои
способности при осуществлении двигательной деятельности. Однако
эта задача решается недостаточно эффективно и далеко не
все школьники могут выполнить нормативные требования учебной
программы по легкой атлетике, основу которых составляют
бег, прыжки и метания.
Известно, что в процессе развития организм учащихся претерпевает
значительные морфофункциональные изменения,
существенно влияющие на технику выполнения различных
упражнений (Губа В.П., 1985; Рощупкин Г.В. и др., 1986; Бернштейн
Н.А., 1991; и др.), но методики совершенствования техники
скоростного бега, прыжков в длину с разбега и метания
малого мяча не учитывают возрастно-половых кинематических
закономерностей формирования техники основных видов движений
школьников.
Как показал анализ литературных источников, методики обучения
детей школьного возраста скоростному бегу, прыжкам
3
Стр.3
в длину с разбега и метаниям малого мяча в условиях общеобразовательной
школы заимствованы из спорта и практически не
учитывают физиологические и биомеханические особенности
формирования локомоций в процессе возрастного развития. Немногочисленные
исследования прошлых лет свидетельствуют,
что учет этих особенностей мог бы способствовать адекватной
и более полной реализации способностей детей и подростков
в овладении основными видами локомоций. Всё это свидетельствует
о необходимости разработки принципиально новой технологии
совершенствования циклических, ациклических и переместительных
локомоций школьников. Организация учебной
деятельности педагогов, основанная на учете возрастных и половых
особенностей формирования кинематики основных видов
движений детей, является новым направлением и еще не используемым
резервом повышения эффективности физического воспитания
учащихся.
Работа выполнялась в Институте возрастной физиологии Российской
академии образования. В сборе и анализе экспериментального
материала автору помогали сотрудники и аспиранты
лаборатории физического воспитания: В.В. Баранников, Г.В. Береуцин,
А.В. Ведринцев, В.С. Домащенко, В.В. Мельников,
В.В. Просянкин, А.П. Сергеев, И.Н. Столяк, С.Л. Чикаш, В.П. Чичерин,
А.М. Шлемин, которым автор приносит искреннюю благодарность.
4
Стр.4
Оглавление
Введение ........................................................................................................ 3
Часть первая
ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА
ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ................. 5
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега .............................. 6
Критерии оценки эффективности техники
скоростного бега ..................................................................................... 9
Возрастно-половые особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега
у учащихся 7–13 лет в условиях применения
традиционных методик ............................................................................ 13
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега
у мальчиков в условиях ТМ ............................................................... 16
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега
у девочек в условиях ТМ ..................................................................... 24
Половые различия кинематической структуры
скоростного бега в условиях ТМ ...................................................... 26
Технология совершенствования компонентов техники
циклических, ациклических и переместительных
движений ....................................................................................................... 29
Характеристика технологии совершенствования
циклических, ациклических и переместительных
движений школьников ......................................................................... 30
Обоснование педагогических задач
совершенствования компонентов техники
циклических движений школьников .............................................. 32
Особенности обучения школьников скоростному бегу ............. 38
1-й класс (6–7 лет) ................................................................................. 38
2-й класс (7–8 лет) ................................................................................. 40
3-й класс (8–9 лет) ................................................................................. 45
300
Стр.300
4-й класс (9–10 лет) .............................................................................. 49
5-й класс (10–11 лет) ............................................................................ 50
6-й класс (11–12 лет) ............................................................................ 56
Формирование кинематической структуры скоростного бега
у учащихся 6–13 лет в условиях методик, учитывающих
особенности кинематической структуры движения .................... 63
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега
у мальчиков в условиях МОКС ........................................................ 63
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры скоростного бега
у девочек в условиях МОКС .............................................................. 65
Половые различия кинематической структуры
скоростного бега в условиях МОКС ............................................... 65
Эффективность методик, учитывающих
особенности кинематической структуры движения .................. 68
Закономерности формирования кинематической структуры
циклических локомоций у учащихся 6–13 лет ............................... 70
Приложение 1
Методики совершенствования компонентов
техники скоростного бега учащихся 1–7-х классов ................... 73
Часть вторая
ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА АЦИКЛИЧЕСКИХ
ДВИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ........................................................ 107
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры прыжков в длину с разбега .......... 108
Критерии оценки эффективности техники прыжков
в длину с разбега ..................................................................................... 109
Возрастно-половые особенности формирования
кинематико-динамической структуры прыжков
в длину с разбега у учащихся 7–17 лет в условиях
применения традиционных методик ................................................... 115
Возрастные особенности формирования
кинематико-динамической структуры прыжков
в длину с разбега у мальчиков в условиях ТМ ............................ 116
Возрастные особенности формирования
кинематико-динамической структуры прыжков
в длину с разбега у девочек в условиях ТМ .................................. 118
Половые различия кинематико-динамической
структуры прыжков в длину с разбега в условиях ТМ ............. 121
301
Стр.301
Формирование кинематико-динамической структуры
прыжков в длину с разбега у учащихся 6–16 лет в условиях
методик, учитывающих особенности кинематикодинамической
структуры движения ................................................... 124
Особенности обучения школьников прыжкам
в длину с разбега в условиях МОКДС ........................................... 127
1-й класс (6–7 лет) ................................................................................. 127
2-й класс (7–8 лет) ................................................................................. 128
3-й класс (8–9 лет) ................................................................................. 132
4-й класс (9–10 лет) .............................................................................. 135
5-й класс (10–11 лет) ............................................................................ 137
6-й класс (11–12 лет) ............................................................................ 141
7-й класс (12–13 лет) ............................................................................ 144
8-й класс (13–14 лет) ............................................................................ 152
9-й класс (14–15 лет) ............................................................................ 158
10-й класс (15–16 лет) ........................................................................... 166
Возрастные особенности формирования кинематикодинамической
структуры прыжков в длину с разбега
у мальчиков в условиях МОКДС ..................................................... 175
Возрастные особенности формирования
кинематико-динамической структуры прыжков
в длину с разбега у девочек в условиях МОКДС ........................ 177
Половые различия кинематико-динамической
структуры прыжков в длину с разбега
в условиях МОКДС .............................................................................. 179
Эффективность методик, учитывающих особенности
кинематико-динамической структуры
ациклического движения .................................................................... 181
Закономерности формирования ациклических движений
у учащихся 6–17 лет .................................................................................. 184
Приложение 2
Методики обучения прыжкам в длину
с разбега учащихся 1–10-х классов .................................................. 189
Часть третья
ВОЗРАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ ........................................................................................ 235
Кинематическая структура метательного движения
и критерии оценки его эффективности .......................................... 236
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры метательного движения ................ 240
302
Стр.302
Возрастно-половые особенности формирования
кинематической структуры переместительных
движений у учащихся 8–12 лет ............................................................ 244
Особенности кинематической структуры метания
снарядов разного веса ........................................................................... 245
Кинематические особенности различных
видов метаний .........................................................................................
246
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры метания малого мяча
на дальность у мальчиков .................................................................... 249
Возрастные особенности формирования
кинематической структуры метания малого мяча
на дальность у девочек ......................................................................... 251
Половые различия кинематической структуры метания
малого мяча на дальность .................................................................... 252
Эффективность методик метания малого мяча,
учитывающих особенности кинематической
структуры движения ............................................................................. 254
Возрастные и половые закономерности формирования
кинематической структуры циклических, ациклических
и переместительных движений школьников ................................... 256
Приложение 3
Методики обучения метанию малого мяча
на дальность учащихся 1–6-х классов ............................................ 259
Литература .................................................................................................... 284
303
Стр.303