УДК 37: 061.2/.4 (066.55)
ББК 74
Н
34
Редакционная коллегия:
Сейранов С.Г. – ректор, член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор;
Тамбовский А.Н. – проректор по научной работе, доктор
педагогических наук, профессор;
Фомин Ю.А. – заведующий кафедрой философских, исторических и
социальных наук, доктор социологических наук, профессор;
Никитина Е.Д. – заведующая кафедрой педагогики и психологии,
кандидат педагогических наук. профессор
Научные труды кафедры педагогики и психологии МГАФК
(1979 – 2014 гг.): юбилейный сборник, посвященный 35-летию
кафедры / под ред. Е.Д. Никитиной. – Малаховка, 2015. - 208 с.
Понимание и оценка современности невозможны без знания
прошлого. Особенно важно проявить интерес к становлению таких
подразделений, как кафедры, так как именно преподаватели, работающие
на кафедрах, непосредственно обучают и воспитывают студентов, а также
ведут основные научные исследования в вузе.
В данный сборник вошли материалы, освещающие научноисследовательскую
деятельность кафедры педагогики и психологии,
начиная от её создания и по настоящее время. Во вступительной статье
рассматривается процесс становления коллектива преподавателей и
развитие научного потенциала кафедры. В соответствии с темой сборника
основное внимание уделяется диссертационным исследованиям, которые
проводились преподавателями, аспирантами и соискателями кафедры в
период с 1979 по 2014 год и посвящены, главным образом, подготовке
кадров в профильных вузах. В сборнике помещены статьи видных
представителей научного психолого-педагогического сообщества, в
прошлом преподавателей кафедры, Щедровицкого Г.П. и Решетень И.Н.,
посвящённые актуальным для физкультурно-спортивной сферы вопросам,
в частности организационно-деятельностным играм и проблематике
развивающегося в науке направления педагогика спорта.
Сборник адресован широкому кругу преподавателей, молодых
учёных и студентов, интересующихся вопросами педагогики и
психологии в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Утверждено научно-методическим советом МГАФК в
качестве сборника научных трудов
© МГАФК, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Кадры и направления научной деятельности кафедры педагогики и
психологии МГАФК ......................................................................................... 5
Диссертационные исследования преподавателей, аспирантов и
соискателей, подготовленные на кафедре педагогики и психологии
МГАФК ........................................................................................................... 13
Самооценка как фактор подготовки спортсменов высокой
квалификации (СТРЕЛЬНИКОВА Т.Н) .............................................................. 13
Индивидуальная психолого-педагогическая оценка в подготовке
футболистов высокой квалификации (ПОРТНОВ А.В.) ............................... 19
Формирование у студентов творческого отношения к овладению
профессией тренера-преподавателя (ТОРУНОВА Э.Л.) ................................ 25
Факторы, определяющие эффективность методической
подготовленности будущих учителей физической культуры в процессе
педагогической практики (РЕДХЕР Г.В.) ...................................................... 30
Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у
студентов институтов физической культуры (КОБЕР И.Х.) ....................... 35
Критерии и способы воспитательной работы в СДЮШОР
(СУМАРУКОВА Н.М.) ........................................................................................ 39
Методическая подготовка студентов ИФК в курсе «Гимнастика и
методика преподавания» (ГАММАН Е.Ф.) .................................................... 45
Методы формирования профессионально-педагогической
направленности личности студентов института физической культуры
(на примере цикла психолого-педагогических дисциплин)
(ПЛЕТНЕВА З.П.) .............................................................................................. 51
Интернациональное воспитание студентов института физической
культуры (СКРИПНИК Г.М.) ........................................................................... 56
Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной
гимнастике (АРТАМОНОВА И.Е.) .................................................................... 62
Место и роль педагогики спорта в системе подготовки спортивнопедагогических
кадров ФРГ (МЕТЛУШКО О.С.) ........................................... 67
Формирование готовности студентов ИФК к профессиональнопедагогической
деятельности в процессе практики (ЛИГАЙ Т.П.) ............ 72
Повышение соревновательной надежности фигуристов на основе учета
их личностных характеристик ................................................................... 77
Физическая культура в профессиональной деятельности учителяпредметника
(БАХТЫБЕКОВА Ш.М.) ............................................................... 82
Самовоспитание в процессе профессиональной подготовки
3
Стр.3
специалистов по физической культуре и спорту (ГОЛОВИН И.Л.) ............ 88
Подготовка студентов института физической культуры к
педагогическому взаимодействию (КОЛЬТИНОВА В.В.) .............................. 93
Взаимосвязь двигательного режима и профессиональной деятельности
учителя средней школы (ГОЛУБЕВА Г.Н.) ................................................... 100
Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов
средствами физического воспитания (БУЛАВКИНА Т.А.) .......................... 105
Формирование педагогического мышления у студентов академии
физической культуры (БУЛАВКИНА Т.А.) .................................................... 111
Содержание воспитания личности хоккеиста в условиях спортивной
школы (РИНГ В.М.) ..................................................................................... 117
Акмеологические предпосылки совершенствования руководящей
деятельности заведующего кафедрой физического воспитания вуза
(ЧЕРЕНКОВА С.Л.) .......................................................................................... 123
Особенности познавательной сферы спортсменов как фактор
успешности их обучения в ВУЗе (ЗИНЧЕНКО П.А.) ................................... 128
Развитие творческого потенциала субъектов спортивнопедагогического
процесса (СТРОИЛОВА С.А.) ............................................ 134
Психолого-педагогическая подготовка студентов, осваивающих
профессию менеджера в ВУЗах физкультурного профиля
(ГУДЫМА О.И.) ............................................................................................. 139
Коммуникативная компетентность как фактор успешной спортивной
деятельности регбисток высокой квалификации (НОГИНА Е.В.) ............. 144
Повышение уровня толерантности будущих тренеров с помощью
игрового метода (ПРИГОРОВСКАЯ Т.А.) ....................................................... 150
Педагогическое управление мотивационно-ценностными ориентациями
занимающихся айкидо (КАМАЛЬДИНОВА А.В.) ........................................... 156
Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на
начальном этапе обучения (СИРАКОВСКАЯ Я.В.) ........................................ 163
Особенности рефлексивной позиции тренеров на различных этапах
профессионализации (ВОЩИНИН А.В.) ...................................................... 172
Статьи профессорско-преподавательского состава ................................... 176
Организационно - деятельностная игра как новая форма организации и
метод развития коллективной мыследеятельности
(ЩЕДРОВИЦКИЙ Г.П.) .................................................................................... 176
Педагогика спорта как научная и учебная дисциплина
(РЕШЕТЕНЬ И.Н.) ........................................................................................... 189
Хронология защиты диссертаций преподавателей, аспирантов и
соискателей кафедры педагогики и психологии ........................................ 205
4
Стр.4