Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт общественных наук
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ:
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
XXVI всероссийские
историко-педагогические чтения
с международным участием
Екатеринбург 2022
Стр.2
УДК 930
ББК Т
И90
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
в качестве научного издания (Решение № 11 от 23.03.2022)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Г. А. Кругликова
кандидат исторических наук, доцент (главный редактор)
А. В. Антонова
ст. преподаватель (отв. за выпуск)
В. Н. Земцов
доктор исторических наук, профессор
И90
Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме:
научно-теоретические подходы и образовательные практики : XXVI Всероссийские с
международным участием историко-педагогические чтения / Уральский государственный
педагогический университет ; главный редактор Г. А. Кругликова. – Екатеринбург : [б. и.],
2022. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-7186-1932-4
В сборник включены материалы, представленные на XXVI всероссийские с международным
участием историко-педагогические чтения, прошедшие в Институте общественных
наук УрГПУ 22-25 марта 2022 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются
актуальные вопросы научной разработки содержания понятий «гражданственность», «идентичность»,
«патриотизм». Представлены исследования в области гражданского, воспитательно-образовательного
характера историко-обществоведческого образования. Актуализированы
вопросы роли и места художественной литературы и искусства в формировании общероссийской
идентичности у детей и молодежи.
Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ,
аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения
истории.
Материалы публикуются в авторской редакции.
The collection includes materials presented at the XXV All-Russian Historical and Pedagogical
Readings with International Participation, held at the Institute of Social Sciences of the Ural
State Pedagogical University on March 23-26, 2021. The collection contains publications that consider
topical issues of the development of the world community in the face of global challenges. The
most important problems of the historical past of Russia as a source of identity preservation in the
globalizing world are actualized. The research in the field of theory and methods of teaching history
is presented.
The publication is designed for researchers, university professors and school teachers, graduate
students and students interested in the problems of history, theory and methods of teaching history.
The materials are published in the author’s edition.
УДК 930
ББК Т
ISBN 978-5-7186-1932-4
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2022
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Национальная идентичность, гражданственность,
патриотизм: история и современное состояние
научной разработки проблемы
Аманбекова С.Е. Детство в ГУЛАГе:
рассказы о депортации в Казахстан………………………………. 9
Вербицкая Т.В. Информационный портал
по истории рода Демидовых (URL: https://демидовы.рус)
как ресурс, позволяющий осуществлять
патриотическое воспитание молодежи…………………………... 19
Грибан И.В., Соловьёва А.А. Репрезентация истории
Второй мировой войны в виртуальном музейном пространстве
25
Донгаузер Е.В. К вопросу о патриотическом воспитании:
понятийный аспект………………………………………………… 33
Емельянова А.И., Ковалевич Е.П., Паперная Н.В.
Роль культурных кодов
в формировании культурной идентичности……………………... 41
Ерменбаева Г.К. Проблемы постсоветской интеграции:
от Ново-Огаревского процесса до Алма-Атинской декларации.. 49
Замов Э.А. Национализм Франческо Криспи…………………… 56
Земцов В.Н. Современная Британия: проблемы формирования
идентичности молодежи…………………………………………... 64
Каримов Ш.Т., Наимов И.Н., Абдурахмонова Н.Т.
Некоторые вопросы развития гражданского общества
в Исламской Республике Иран……………………………………. 70
Кирилюк Д.В. Стратегические императивы
советской школьной политики в 1941-1945 гг.
(по материалам газеты «Правда»)………………………………... 80
Киселева А.В. Социально-психологические особенности
формирования идентичности у студентов……………………….. 85
Клинова М.А. Подготовка ИТР для предприятий
отечественной индустрии 1946-1950 гг. ………………………… 93
Коротаева Е.В. Об индикаторах гражданской идентичности
для дошкольников России и Китая……………………………….. 99
Кругликова Г.А. Культурный потенциал региона
как фактор формирования гражданской
и культурной идентичности школьников………………………... 104
Новиков И.А. Достоверная память о прошлом:
о противодействии фальсификации истории
в молодежной среде (на примере Челябинской области)………. 113
4
Стр.4
Огоновская И.С. Историческая память как инструмент
формирования гражданской жизненной стратегии……………... 120
Печенкина Е.С., Суворов М.В. Гражданское воспитание
и уральское учительство в советских публикациях
1920-1930-х гг. …………………………………………………….. 132
Попп И.А. «Патриотизм» vs «гражданственность»?
К вопросу национального восприятия дефиниций……………… 137
Саипова К.В. Воспитание чувства патриотизма у молодежи:
через призму изучения толерантности узбекского народа
в годы войны……………………………………………………….. 142
Самошина С.Н. Национальная художественная литература
как основа формирования гражданской
общероссийской идентичности…………………………………... 150
Самсонова Т.Н. Гражданственность современных
российских школьников: состояние и факторы формирования... 157
Соколова Е.С. К вопросу о преемственности
наградных систем Российской империи и СССР
1930-х – начала 1940-х гг.: мемориальный потенциал
и политико-юридические стратегии……………………………… 163
Субанов Т.Т. Исторический опыт становления
педагогического менеджмента в формировании
гражданской идентичности молодежи…………………………… 170
Султанбаева К.И. Российские тюркологи XIX-XX веков
о развитии национальной идентичности………………………… 181
Трофимов А.В. Визуальное отражение темы
советского патриотизма в журнальной периодике 1945 года…... 187
Упоров И.В. Патриотизм и российская идентичность
в контексте исторической динамики
отношений власти и общества……………………………………. 193
Чернышева Л.Г., Ясакова А.Ю. Мас-рестлинг как фактор
национального самосознания, формирования
духовно-нравственных и гражданских качеств личности………. 202
Шистеров М.В. Перспективы развития
историко-педагогического образования в России………………. 207
РАЗДЕЛ 2. Гражданский, воспитательно-образовательный
характер историко-обществоведческого образования:
теория, методика и образовательные практики
Антонова А.В. Использование цифровых инструментов
и сервисов в процессе обучения истории с целью реализации
патриотического воспитания подрастающего поколения………. 216
5
Стр.5
Аскарова Г.М. Значение и пути совершенствования
профессиональной деятельности студентов
на уроке кыргызского языка………………………………………. 220
Бердникова Е.М. Технология проблемного обучения
как способ реализации проектной деятельности в школе………. 224
Бородина О.А. Роль художественного слова в воспитании
современных школьников: историческая память,
гордость за народ и любовь к родине…………………………….. 229
Бушев А.А., Олешкова А.М. Отношение
интернет-пользователей к вакцинации от COVID-19
(на примере новостных пабликов «ВКонтакте» города Серова).. 235
Гузненко З.И. Знание истории родного края как условие
формирования гражданской идентичности
подрастающего поколения (в помощь учителю)………………... 245
Елисафенко М.К. Учительство как пример
народного просвещения…………………………………………… 256
Ерёмина Т.Ю. Роль и место традиционной культуры
народов Вятского края в образовательном процессе……………. 260
Захарова М.В. Воспитательный потенциал
формирующего оценивания при изучении курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)…………….. 266
Карымсакпаева С.Н. Принципы дифференциации на уроках
русского языка и литературы……………………………………... 273
Клименко И.М., Ган О.И. Какие культурные стереотипы
формирует школьный учебник истории Украины
у учащейся молодежи……………………………………………... 278
Лиханова С.А. Использование активных методов
и приемов обучения по формированию
гражданской идентичности обучающихся
на уроках интегрированного курса «Обществознание»………… 282
Масакова Н.С. Технология визуализации как средство
развития метапредметных умений при работе
с информацией на уроках обществознания……………………… 290
Милованов К.Ю. Некоторые вопросы развития
отечественной школы и комплекса наук об образовании
в 40-90 гг. ХХ в. …………………………………………………… 298
Миняшев В.С. О необходимости исторического сочинения
на ЕГЭ по истории………………………………………………… 305
Москаленко М.Р., Каргаполова Е.С., Леоненко Е.Г.
Изучение со студентами цивилизационной специфики России
как фактор формирования патриотического сознания………….. 313
6
Стр.6
Мусихина Е.И. Значение школьного волонтерского движения
в формирование общероссийской идентичности
у подрастающего поколения……………………………………… 318
Осекова Т.К. Современные проблемы во взаимодействии
педагогов и родителей в организации
учебно-воспитательной деятельности в школе………………….. 322
Першина Ю.В. Изучение темы «Праведники народов мира»
с использованием педагогических технологий
деятельностного типа……………………………………………… 328
Пестерев Е.В. Зачинатель молодежного движения
1990-х годов города Екатеринбурга……………………………… 335
Погорелов С.Т. Формирование гражданской идентичности
младших школьников в процессе изучения предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»……………… 338
Попов М.В., Шитов А.К. Свердловский государственный
педагогический институт иностранных языков
(СУИИЯ-СГППИЯ) – второй педагогический вуз
Свердловска………………………………………………………... 344
Протасова Э.Е. Родительские комитеты – форма
социального сотрудничества семьи и школы
в исторической ретроспективе……………………………………. 353
Романова Е.Н., Олешкова А.М. Женский образ
в телевизионной рекламе………………………………………….. 361
Рыжкова О.В., Хисамова И.И. Проект
«PRO_Город трудовой доблести» как форма просвещения
и формирования позитивной городской идентичности
молодежи…………………………………………………………… 369
Сатыбалдиев М.М. Роль русской и советской литературы
в воспитании учащихся в духе патриотизма
и интернационализма……………………………………………… 374
Уфимцева М.А. Перестройка работы пионерских организаций
в годы Великой Отечественной войны:
на материалах Свердловской области……………………………. 380
Фесик К.А. Игрушка в СССР как отражение
советского проекта воспитания в 1920-1930-е гг. ………………. 386
Черноухов Э.А., Королева Т.Г. Земская медицина
Екатеринбургского уезда в 1914-1917 гг. ……………………….. 391
Хисамова И.И. Влияние пандемии COVID-19
на образ мигрантов в российских интернет-СМИ………………. 398
Якина Л.Н. Образовательные технологии
социокультурного направления работы
в гражданском становлении читателей
в библиотеке университета……………………….………………. 408
7
Стр.7
Ярцев С.В. Из опыта работы ТГПУ им. Л. Н. Толстого
по гражданско-патриотическому воспитанию
студентов-историков………………………………………………. 415
Даренская И.В., Зубова Л.П. Механизм партнерства педагога
и родителей в процессе педагогического сопровождения
формирования гражданской идентичности……………………… 421
8
Стр.8