Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01120351.htm
Лохвицкая, Мирра (или Мария Александровна, по мужу Жибер) - талантливая поэтесса (1869 1905), дочь А.В. Лохвицкого . <...> Несколько ее
стихотворений были изданы отдельной брошюрой (М., 1888); затем ее стихотворения появлялись в
разных журналах. <...> Два раза за ее стихотворения
была присуждена ей Академиею половинная Пушкинская премия. <...> Название "русской Сафо" правильно
определяет основной характер поэзии Лохвицкой, весь пафос которой ушел на воспевание любви. <...> Лохвицкая - одна из самых выдающихся русских поэтесс. <...> Стих ее изящен, гармоничен, легок, образы
всегда ярки и колоритны, настроение ясное, язык пластичен. <...> Когда вышел первый сборник стихов
Лохвицкой, демонстративно порывавших всякую связь с "идейной" поэзией, молодую поэтессу
причислили к декадентству. <...> Это - ошибка: в лучшем периоде творчества Лохвицкой нет и тени той
расслабленности, вычурности и вообще болезненности, которые органически связаны с понятием о
декадентстве. <...> Лохвицкая полна сил, страстно хочет жить и наслаждаться. <...> Несмотря на разницу
содержания, в поэзии Лохвицкой сказался тот же прилив бодрости, который выразился в смелом вызове
марксизма. <...> Лохвицкая знать не хочет того нытья, которым характеризуется полоса 1880-х годов. <...> В ней кипит жажда счастья, она готова за него бороться, не
сомневается, что его достигнет, и в упоении повторяет: "я верю вам, грезы, весенние грезы". <...> Представления ее о цели и задачах
жизни совершенно восточные: всю силу своего порыва она направила исключительно в сторону любви. <...> Своеобразная наивность, с которою она создавала апофеоз страсти, дает первому сборнику ее
стихотворений большую прелесть. <...> Упоением первых восторгов любви скрашивалась избитость мотивов
(весна, луна, сирень, лобзания милого, счастье взаимности, сладость первых ласк и т. д.) <...> . С выходом
второго сборника застенчивая окраска юных восторгов исчезает. <...> Рядом со жгучестью, в светлое <...>
Лохвицкая_М._А._Биографическая_справка.pdf
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01120351.htm
Лохвицкая, Мирра (или Мария Александровна, по мужу Жибер) - талантливая поэтесса (1869 -
1905), дочь А.В. Лохвицкого . Училась в московском Александровском институте. Несколько ее
стихотворений были изданы отдельной брошюрой (М., 1888); затем ее стихотворения появлялись в
разных журналах. В 1896 г. выпустила первый сборник (М., 1896), за которым в 1898 - 1905 годах
последовали еще четыре. Первые 2 тома в 1900 г. вышли 2-м изданием. Два раза за ее стихотворения
была присуждена ей Академиею половинная Пушкинская премия. Название "русской Сафо" правильно
определяет основной характер поэзии Лохвицкой, весь пафос которой ушел на воспевание любви.
Лохвицкая - одна из самых выдающихся русских поэтесс. Стих ее изящен, гармоничен, легок, образы
всегда ярки и колоритны, настроение ясное, язык пластичен. Когда вышел первый сборник стихов
Лохвицкой, демонстративно порывавших всякую связь с "идейной" поэзией, молодую поэтессу
причислили к декадентству. Это - ошибка: в лучшем периоде творчества Лохвицкой нет и тени той
расслабленности, вычурности и вообще болезненности, которые органически связаны с понятием о
декадентстве. Лохвицкая полна сил, страстно хочет жить и наслаждаться. Несмотря на разницу
содержания, в поэзии Лохвицкой сказался тот же прилив бодрости, который выразился в смелом вызове
марксизма. Лохвицкая знать не хочет того нытья, которым характеризуется полоса 1880-х годов. "Смело
в даль я гляжу" - заявляет дебютантка. В ней кипит жажда счастья, она готова за него бороться, не
сомневается, что его достигнет, и в упоении повторяет: "я верю вам, грезы, весенние грезы".
Общественных интересов настроение Лохвицкой совершенно чуждо. Представления ее о цели и задачах
жизни совершенно восточные: всю силу своего порыва она направила исключительно в сторону любви.
Своеобразная наивность, с которою она создавала апофеоз страсти, дает первому сборнику ее
стихотворений большую прелесть. Упоением первых восторгов любви скрашивалась избитость мотивов
(весна, луна, сирень, лобзания милого, счастье взаимности, сладость первых ласк и т. д.). С выходом
второго сборника застенчивая окраска юных восторгов исчезает. Чувства певицы приобретают
исключительно знойный характер. "Это счастье-сладострастье": вот основной мотив второго сборника.
Рядом со жгучестью, в светлое настроение Лохвицкой начинает прокрадываться нечто иное. Если
раньше она восклицала: "Солнца, дайте мне солнца", то теперь она заявляет: "Мне мил и солнца луч
приветный и шорох тайн манит меня". Ее начинает привлекать к себе страдание; эпиграф второго
сборника - "amori et dolori". Чем дальше, тем больше исчезает светлое настроение Лохвицкой. Начиная с
третьего сборника, в ее стихотворениях тени гораздо больше, чем света. Очень много говорится о
страданиях, бессилии, смерти. Прежняя простота и ясность сменяются вычурностью. Сюжеты становятся
все изысканнее. 4-й и 5-й сборники произведений Лохвицкой ничего не прибавили к ее известности.
Утратив свежесть чувства, Лохвицкая ударилась в средневековую фантастику, в мир ведьм, культ сатаны
и т. д. Чисто лирических пьес мало; значительную часть обоих сборников занимают неудачные
средневековые драмы. Лохвицкая определяет себя так; "моя душа - живое отражение о небесах
тоскующей земли". Но мистика совершенно не шла к поэтическому темпераменту Лохвицкой;
чувствовалась душевная надломленность, потеря жизненной цели. С. Венгеров.
Стр.1