Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611265)
Контекстум

"О ""Квакереях"""

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID7473
Кому рекомендованоОчерки
Лесков, Н.С. "О ""Квакереях""" : Очерк / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1893 .— 5 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/7473 (дата обращения: 06.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

.} Мои ретроспективные рассказы, напечатанные под заглавием "Юдоль", вызвали у некоторых лиц недоумения: некоторым из читателей показалось странно, откуда взялась квакерша в русском доме тридцатых-сороковых годов?! <...> Голицын и другие влиятельные особы тогдашней поры, но что тогда будто бы отнюдь неизвестно было "суровое квакерское, религиозное резонерство". <...> А потому упомянутым читателям думается, что эпизод с выведенной у меня квакершей Гильдегардой как будто бы не подходит к тому времени и отдает светом иной, позднейшей поры, наступившей после появления в русском обществе англичанина, лорда Редстока. <...> Причем мне делают указания на сочинения протоиерея Михаила Як. <...> Некто же, более прочих уверенный в основательности своих сведений по истории "посторонних религиозных влияний", утверждает, будто "квакеров даже и не видали в России до нынешнего (1892) года, когда они прибыли сюда под именем Друзей и привезли в Россию денежную помощь для голодных". <...> Вначале скажу, что я, конечно, читал и знаю, что писали о католичестве в России протоиерей Морошкин и граф Дм. <...> Совершенно справедливо и в исторических изысканиях последнего времени с достоверностью доказано, что в тридцатых годах среди русской знати имело значительный успех стороннее влияние римского католичества, а не протестантство, но это отнюдь не доказывает, что тогда совсем не имели участия в русской жизни и другие религиозные веяния, исходившие от людей, известных под общим наименованием "пиетистов" (от pietas - благочестие), в числе которых были и квакеры. <...> Мне кажется, одной этой ссылки было бы довольно, чтобы читателю стало ясно, как в семью нашу проникал немножко дух английской религиозности и почему живая душа тети Полли после своих хромых движений туда и сюда - на оба колена - нашла облегчение и попутный ход к свету в содружестве такой женщины, как описанная мною молодая и очень красивая квакерша Гильдегарда Васильевна, которую тетя Полли встретила <...>
О_Квакереях.pdf
Н.С.Лесков. О "Квакереях" ---------------------------------------------------------------------------Собрание сочинений в 11 томах. Т. 9 Государственное издательство художественной литературы, М.: 1958 OCR Маханов Т.Т. ---------------------------------------------------------------------------(Post-scriptum * к "Юдоли") {* Приписка (лат.).} Honny soit qui mal у pense {Пусть будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает (франц.).} Мои вызвали у ретроспективные некоторых лиц рассказы, напечатанные недоумения: некоторым романтическое веяние римского католичества, к относились обер-прокурор синода тогдашней поры, но что тогда будто бы квакерское, религиозное подходит к тому времени кн. Голицын отнюдь думается, что эпизод с выведенной у меня квакершей Гильдегардой как будто бы не резонерство". А и отдает и другие, в основательности "совоспитанные своих они светом иной, позднейшей писали о религиозных влияний", утверждает, будто "квакеров даже и не видали в до нынешнего (1892) года, когда сведений прибыли я сюда разных сторон доходящие до замечания под считаю привезли в Россию денежную помощь для голодных". Такие замечания очень многозначительны для писателя, и меня именем на все читателям моих воспоминаний объяснение. Вначале скажу, что я, конечно, читал и знаю, что писали о в России протоиерей Морошкин и граф Дм. Толстой, а о Редстоке написанная мною самим, и за сведениями об этом англичанине мне надобности обращаться к сочинениям кн. Мещерского, - а достоверностью доказано, что в тридцатых годах значительный стороннее влияние протестантство, но это отнюдь не сообщаю среди русской затем ему". Некто по же, более поры, наступившей после появления в русском обществе англичанина, лорда Причем мне делают указания на сочинения протоиерея Михаила Як. Морошкина гр. Дм. Андр. Толстого о иезуитах, а также и на то, что кн. Мещерский уверенный Редстока. и Редстоке прочих истории "посторонних России и Друзей эти необходимостью с дать католичестве есть нет перехожу римского доказывает, что тогда католичества, а совсем знати не от только книга, никакой к объяснениям по самому существу выраженных "недоумений". Совершенно справедливо и в исторических изысканиях последнего времени с успех имело не имели участия в русской жизни и другие религиозные веяния, исходившие родственного круга, то для оправдания себя воспоминания, касающиеся лично я почел бы людей, известных под общим наименованием "пиетистов" (от pietas - благочестие), в числе которых были и квакеры. Так как в "Юдоли" я моего сказать, что по отношению к протестантам мы в своем родственном кругу были в особливых, сближающих условиях, так как одна из моих теток была англичанином, и все мы (тогдашняя молодежь) выросли в уважении к достаточным замужем за и благочестию родственного нам английского семейства, в котором наши старшие нередко ставили нам, молодым, на вид образцы деятельной христианской послужившие нам во многом примерами. Мне кажется, одной этой ссылки было довольно, чтобы читателю стало ясно, как в семью нашу проникал немножко английской религиозности и почему живая душа тети Полли после движений туда и сюда - на оба колена - нашла облегчение свету в содружестве такой красивая квакерша своих и женщины, как Гильдегарда своею "крестною описанная случайно, быстро ее поняла и оценила, а потом страстно к ней часто называла ее Гильдегарда над моею тетушкою водного крещения не повторяла. Московские старожилы, которым Васильевна, которую матерью", хотя сколько-нибудь население "Шкотовского дома" в Леонтьевском без мною молодая тетя памятно переулке, конечно и религиозные. Отсюда они разъезжались "на места" по России, и по попутный Полли всякого и очень привязалась встретила и сомнения там, в этом старом доме, пока он принадлежал г-же Шкот (мачехе тетки), всегда был выбор англичанок, занимавших места воспитательниц. И всегда были особы нравственные, иногда очень образованные всегда преимуществу английское знают, что мужа моей это строго в те верованиям жизни, дух к бы хромых ход дворянскую и под из жизнь которому другие неизвестно потому странно, откуда взялась квакерша в русском доме тридцатых-сороковых Этим читателям помнится, что тогда в читателей скорее упомянутым заглавием "Юдоль", показалось годов?! покровительственно влиятельные врезывалось особы было "суровое - читателям
Стр.1