Н.С.Лесков. О "Квакереях"
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в 11 томах. Т. 9
Государственное издательство художественной литературы, М.: 1958
OCR Маханов Т.Т.
---------------------------------------------------------------------------(Post-scriptum
* к "Юдоли")
{* Приписка (лат.).}
Honny soit qui mal у pense
{Пусть будет стыдно тому,
кто об этом плохо подумает
(франц.).}
Мои
вызвали у
ретроспективные
некоторых
лиц
рассказы, напечатанные
недоумения: некоторым
романтическое веяние римского католичества, к
относились обер-прокурор синода
тогдашней поры, но что тогда будто бы
квакерское, религиозное
подходит
к
тому
времени
кн. Голицын
отнюдь
думается, что эпизод с выведенной у меня квакершей Гильдегардой как будто бы
не
резонерство". А
и
отдает
и
другие,
в
основательности
"совоспитанные
своих
они
светом
иной, позднейшей
писали
о
религиозных влияний", утверждает, будто "квакеров даже и не видали в
до нынешнего (1892) года, когда
сведений
прибыли
я
сюда
разных сторон доходящие до
замечания
под
считаю
привезли в Россию денежную помощь для голодных".
Такие замечания очень многозначительны для писателя, и
меня
именем
на
все
читателям моих воспоминаний объяснение.
Вначале скажу, что я, конечно, читал и знаю, что писали о
в России протоиерей Морошкин и граф Дм. Толстой, а о
Редстоке
написанная мною самим, и за сведениями об этом англичанине мне
надобности обращаться к сочинениям кн. Мещерского, - а
достоверностью доказано, что в тридцатых годах
значительный
стороннее
влияние
протестантство, но это отнюдь не
сообщаю
среди
русской
затем
ему". Некто
по
же, более
поры,
наступившей после появления в русском обществе англичанина, лорда
Причем мне делают указания на сочинения протоиерея Михаила Як. Морошкина
гр. Дм. Андр. Толстого о иезуитах, а также и на то, что
кн. Мещерский
уверенный
Редстока.
и
Редстоке
прочих
истории "посторонних
России
и
Друзей
эти
необходимостью
с
дать
католичестве
есть
нет
перехожу
римского
доказывает, что
тогда
католичества, а
совсем
знати
не
от
только
книга,
никакой
к
объяснениям по самому существу выраженных "недоумений".
Совершенно справедливо и в исторических изысканиях последнего времени с
успех
имело
не
имели
участия в русской жизни и другие религиозные веяния, исходившие
родственного круга, то для оправдания себя
воспоминания, касающиеся
лично
я
почел
бы
людей,
известных под общим наименованием "пиетистов" (от pietas - благочестие), в
числе которых были и квакеры.
Так как в "Юдоли" я
моего
сказать, что по отношению к протестантам мы в своем родственном кругу были в
особливых, сближающих условиях, так как одна из моих теток была
англичанином, и все мы (тогдашняя молодежь) выросли в уважении к
достаточным
замужем
за
и благочестию родственного нам английского семейства, в котором наши старшие
нередко ставили нам, молодым, на вид образцы деятельной христианской
послужившие нам во многом примерами. Мне кажется, одной этой ссылки было
довольно, чтобы читателю стало ясно, как в семью нашу проникал немножко
английской религиозности и почему живая душа тети Полли после
движений туда и сюда - на оба колена - нашла облегчение
свету в содружестве такой
красивая квакерша
своих
и
женщины, как
Гильдегарда
своею "крестною
описанная
случайно, быстро ее поняла и оценила, а потом страстно к ней
часто называла ее
Гильдегарда над моею тетушкою водного крещения не повторяла.
Московские
старожилы, которым
Васильевна, которую
матерью", хотя
сколько-нибудь
население "Шкотовского дома" в Леонтьевском
без
мною молодая
тетя
памятно
переулке, конечно
и
религиозные.
Отсюда они разъезжались "на места" по России, и по
попутный
Полли
всякого
и
очень
привязалась
встретила
и
сомнения
там, в этом старом доме, пока он принадлежал г-же Шкот (мачехе
тетки), всегда был выбор англичанок, занимавших места воспитательниц. И
всегда были особы нравственные, иногда очень образованные
всегда
преимуществу
английское
знают, что
мужа
моей
это
строго
в
те
верованиям
жизни,
дух
к
бы
хромых
ход
дворянскую
и
под
из
жизнь
которому
другие
неизвестно
потому
странно, откуда взялась квакерша в русском доме тридцатых-сороковых
Этим читателям помнится, что тогда в
читателей
скорее
упомянутым
заглавием "Юдоль",
показалось
годов?!
покровительственно
влиятельные
врезывалось
особы
было "суровое -
читателям
Стр.1