УДК 625.7
Ольга Валентиновна Соснина, магистрант
Мария Петровна Клековкина, канд. техн.
наук, доцент
(Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет)
E-mail: sosnina.ol@yandex.ru,
megapolis775@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ СНЕГОТАЯНИЯ ПРИ ЗИМНЕМ
СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В статье представлены основные виды снежно-ледяных отложений, образующиеся на
дорожном покрытии, мероприятия по содержанию автомобильных дорог в зимний период.
Рассмотрен такой способ очистки от снега и льда автомобильных дорог как использование
систем снеготаяния, их виды в зависимости от структуры дорожного покрытия, по источнику
тепла, направления их использования, а также преимущества и недостатки. Приведен опыт
зимнего содержания дорог с использованием систем снеготаяния в разных странах.
Определены перспективы и направления применения систем снеготаяния, их эффективность
в борьбе с зимней скользкостью и предупреждении образования снежно-ледяных отложений
на автомобильных дорогах.
Ключевые слова: зимняя скользкость, автомобильная дорога, обогрев покрытия,
дорожное покрытие, зимнее содержание, система снеготаяния.
Зимний период является одним из самых сложных для содержания
эксплуатации автомобильных дорог. Зимним считается период с момента
установления среднесуточной отрицательной температуры воздуха осенью и
заканчивающийся с момента перехода отрицательной температуры через 0 ˚С.
Все виды снежно-ледяных отложений, которые образуются на дорожном
покрытии, в соответствии с [1] подразделяют на:
- рыхлый снег, образуется на дорожном покрытии в виде ровного по
толщине слоя. Плотность свежевыпавшего снега может изменятся от 0,06 до
0,20 г/см3. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим,
влажным и мокрым. При наличии рыхлого снега коэффициент сцепления шин с
покрытием снижается до 0,2.
- снежный накат – представляет собой слой снега, уплотненного колесами
проходящего автотранспорта. Он может иметь толщину от нескольких мм до
нескольких десятков мм. Плотность составляет от 0,3 до 0,6 г/см3.
Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката от 0,1 до 0,25.
- стекловидный лед образуется на дорожном покрытии в виде гладкой
стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм, иногда в виде матовой белой
шероховатой корки толщиной до 10 мм и более, плотность составляет от 0,7 до
0,9 т/м3. Коэффициент сцепления с покрытием составляет от 0,08 до 0,15. Такой
вид зимней скользкости наиболее опасен для движения автомобилей и
пешеходов.
Мероприятия по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных
дорогах можно разделить на 3 группы по целевой направленности:
Стр.1