Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558332)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Античная древность и средние века

Античная древность и средние века №1 2006 (290,00 руб.)

0   0
Страниц446
ID744994
АннотацияЖурнал «Античная древность и средние века» (сокращение – АДСВ) – международный научный журнал открытого доступа, освещающий вопросы развития теоретического и эмпирического знания в области истории, литературы, культуры и археологии Поздней Античности, Византийской империи и Восточного Средиземноморья в Средние века. «Античная древность и средние века» выпускается с 1960 г. Журнал был создан по инициативе основателя Уральской школы византиноведения д.и.н., профессора Михаила Яковлевича Сюзюмова (1893–1982). Миссия Журнала – содействие коллаборации российского и международного профессионального сообщества в целях интернационализации исследований в области антиковедения и медиевистики. Журнал предназначен для исследователей в области антиковедения, византиноведения и медиевистики, а также смежных областях (лингвистика, социология культуры, политология, правоведение и др.). В Журнале публикуются оригинальные исследовательские статьи, научные обзоры и рецензии, прошедшие одностороннее слепое рецензирование. Учредителем и издателем Журнала является ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Журнал является периодическим изданием (выходит 1 раз в год). Статьи публикуются на русском, английском, немецком, французском, болгарском и сербском языках. Журнал не взимает плату с авторов за подготовку статьи к печати и публикацию. Журнал «Античная древность и средние века» Зарегистрирован как научное периодическое издание Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-76540 от 09 августа 2019 г.). Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (International Standart Serial Numbering - ISSN) с присвоением международного стандартного номера: ISSN 0320-4472, ISSN online 2387-0398. Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки.
Античная древность и средние века [Электронный ресурс] .— 2006 .— 2006 .— №1 .— 446 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/744994

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Античная_древность_и_средние_века_№1_2006.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Античная_древность_и_средние_века_№1_2006.pdf
Стр.1
Федеральное агентство по образованию Уральский государственный университет им. A.M. Горького Кафедра истории древнего мира и средних веков АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА ВЫПУС К 3 7 сборник научных трудов Екатеринбург *v* 2006
Стр.2
К XXI конгрессу Международному византинистов (Лондону 21-26 августа 2006 г.)
Стр.3
УДК 903/904 ББК Т3(0)3 + Т3(0)4 А 723 АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА. ВЫПУСК 37. Екатеринбург : Издательство Уральского университета , 2005 . 438 с. + 5 илл. ISBN 5-7525-1593-9 Рекомендуемое сокращение: АДСВ Сборник научных трудов посвящен XXI Международному конгрессу византинистов (Лондон, 21-26 августа 2006 г.). В сборнике представлены работы преподавателей высших учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских институтов и музеев России (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Барнаул), Украины (Севастополь, Симферополь, Харьков), Армении (Ереван), Болгарии (В. Тырново, Варна, Шумен). Сборник посвящен проблемам истории и культуры Древней Греции, Византии и стран византийского культурного круга. В статьях рассмотрен широкий спектр вопросов экономической, политической, духовной истории, сигиллографии, археологии, истории искусства и историографии античности и средневековья. Сборник предназначен для научных работников и преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. УДК 903/904 ББК Т3(0)3 + Т3(0)4 РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: д.и.н., проф. В.П. Степаненко (отв. редактор) к.и.н., доц. А.С. Мохов (отв. за выпуск), к.и.н., доц. А.С. Козлов, Univ.-Doz. Dr. Dr. h. с. H.-F. Beyer, ISBN 5-7525-1593-9 На обложке: печать Ставракия, императорского протоспафария, tni T(bv oixciaxajv и £jti TCOV pappdpcov, IX в., Государственный Эрмитаж © Авторский коллектив, 2006
Стр.4
A.B. Злйков ЕКАТЕРИНБУРГ ЕЩЕ РАЗ К ПРОБЛЕМЕ ДОРОЖНОЙ ЮРИСДИКЦИИ СПАРТАНСКИХ ЦАРЕЙ 1 Геродот, рассказывая о судебных полномочиях спартанских царей (VI.57.4-5), отмечает, что помимо дел о дочерях-наследницах и об опеке к исключительной компетенции басилевсов относилось также принятие решений ЬЬш Ьт\\юо\,ёш ттерь. В статье, опубликованной в 31-м выпуске АДСВ 2 пункт в перечне Геродота как имеющий отношение не к дорогам в ландшафтно-физическом смысле слова (таково общепринятое понимание этого места), а к государственным вояжам, посольствам, «хождениям». Однако в той же статье была сделана оговорка, что данное предположение носит сугубо гипотетический и предварительный характер, и для того, чтобы добиться большей ясности в этом вопросе, необходимо дальнейшее исследование (см. прим. 46 в указанной работе). Более глубокий анализ соответствующего словоупотребления у греческих авторов и обращение к проблемам правового режима публичных дорог в греческом и римском праве заставили нас отказаться от своей прежней точки зрения. Здесь будут представлены результаты наших новых изысканий в рамках данного сюжета. , нами была предпринята попытка интерпретировать этот 1 Статья подготовлена в рамках проекта «Пространство демократии: природногеографический фактор в политических идеях древней Греции», осуществляемого при поддержке РФФИ (грант № 04-06-80279). 2 ЗАЙКОВ А.В. Юрисдикция спартанский царей (к интерпретации Hdt. VI.57.4-5) // АДСВ. 2000. Вып. 31. С. 6-30. Античная древность и средние века. 2006. Вып. 37
Стр.5
Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции. Хотя греческое слово 6869 помимо основного значения места достаточно часто употреблялось в смысле действия (движение, переход, поездка, путешествие) 3 , наблюдения за употреблением словосочетания 6869 бтросяа заставляют прийти к выводу, что оно всегда означало большую и людную дорогу. В частности, об этом недвусмысленно свидетельствует материал античных лексикографов: в словарях Гесихия и Суды это сочетание используется для объяснения значения слов &ц.а£1то? (sc. 6869) - проезжая (т.е. такая, по которой можно ездить на колеснице) дорога (Hesych. s.v., а 3436; Sud. s.v., а 1489) и Хаофоро? / Хесоф6ро9 (sc. 686?) (Hesych. s.v., X 298 / Sud. s.v., X 280) 4 - дорога, по которой путешествует много людей. Выражение 686? 8тцюа1а входит в ряд устойчивых сочетаний, применявшихся греческими авторами для обозначения как главных улиц внутри города, так и важных транспортных путей между населенными пунктами. В литературных текстах оно встречается хотя и не слишком часто, но все же достаточно регулярно начиная с Геродота и вплоть до Евстафия, епископа Фессалоникийского (комментатор Гомера, живший в XII в.). Вот известные нам случаи использования словосочетания 6869 бтроаьа в греческих литературных текстах: Hdt. VI.57; Aristot. Oecon. 1347a4-8; Dem. Contra Callicl. 16; Schol. in Theocr. 7.5-9o; Diod. Sic. XIII.84.3; Strab. V.3.7; Flav. Joseph. Antiquit. Jud. XX.114; idem. De bello Jud. 11.228; Polyaen. Strateg. 111.9.30; Galen. In Hippocr. Vol. 17a, p. 1001 Kuhen; Athen. X.52; Synes. Epist. 19; Joann. Chrys. Epist. 19; Eustath. Comm. ad Horn. // . XV. 625; XVI. 385; Vita Aesopi (cod. G). 4 (дважды). Нигде данное выражение не используется для обозначения какой-то государственной миссии или поездки в интересах общины, но применяется исключительно для указания на общественную дорогу в значении места - в том значении, которое есть у латинского словосочетания via publica. Итак, следует согласиться с принятым в литературе мнением, что у Геродота речь идет именно о дорожной юрисдикции спартанских царей: их суду подлежали дела, связанные каким-то образом с общественными дорогами, для которых существовал, по всей видимости, особый правовой режим. В своей статье в 31-м выпуске АДСВ мы высказывали сомнения в правильности этого тезиса, причем в качестве одного из ос3 См.: LSJ, s.v. 6869, II. of an Action, travelling, journeying, joutney, voyage; ДВОРЕЦКИЙ И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. II. М, 1958. С. 1152, s.v. 6869, значение 4. 4 Ср. также у Гесихия глоссы Xeax/>6po9 (X 656) и ттато9 (тт 1119 - прохожая и людная дорога).
Стр.6
7 Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции... нований для такого скепсиса было приведено то обстоятельство, что Спарта не только во времена Геродота, но и много позднее не отличалась густотой городской застройки и теснотой улиц, а потому трудно представить, что лакедемоняне выделили вопросы, связанные с поддержанием порядка на городских улицах в особую сферу юрисдикции 5 Однако сейчас нам ясно, что словосочетание 686? 8т|р.оспа, как уже было отмечено, в равной степени относилось как к улицам внутри города, так и к дорогам за его пределами. Поскольку никакой прямой информацией в этой сфере в отношении спартанской практики мы не располагаем, добиться большей ясности здесь возможно единственным способом: поместив спартанский материал в контекст общегреческой (и прежде всего афинской) и римской правовой регуляции вопросов, связанных с публичными дорогами. Во многих греческих государствах в классический и эллинистический период вопросы, связанные с поддержанием порядка на улицах внутри города и в пригородах находились в ведении коллегии астиномов. С данной магистратурой мы знакомы как по нарративным источникам, так и по эпиграфическим материалам - главным образом, по керамическим клеймам 6 , но также и по некоторым декретам 8 7 - причем следует отметить, что большинство надписей, упоминающих астиномов, имеют ионийское происхождение . Лучше всего известна афинская астиномия. Об обязанностях и составе коллегии астиномов в Афинах известно следующее. Здесь эта должность стояла в одном ряду с должностями агорономов и судей по демам и относилась к числу низших магистратур (в других государствах, например, в Херсонесе Таврическом, астиномы принадлежали к группе должностей, являвшихся, скорее, переходными 5 6 См.: ЗАЙКОВ А.В. Юрисдикция спартанский царей... С. 2 5 сл. См., например: PRIDIK Е.М. Astynomennamen auf Amphoren und Ziegelnstempeln aus Sudrussland. Berlin, 1928; ГРАКОВ Б.Н. Древнегреческие клейма с именами астиномов. М , 1928; БОРИСОВА В.В. К вопросу об астиномах Херсонеса // ВДИ. 1955 . № 1. 7 Особого внимания заслуживают афинский декрет 320/31 9 г. до н. э., по которому обязанности астиномов передавались пирейским агораномам (см.: Syll. 3 № 313) , а также пергамский царский закон об астиномах, датируемый первой половиной II в. до н.э. (Эвмен II; см.: KLAFFENBACH G. Die Astynomischrift von Pergamon. Berlin, 1954). 8 Об этом см.: ПАВЛИЧЕНКО Н.А. Коллегия астиномов в эллинистическом полисе //Античный мир и археология. Проблемы античной государственности, материальной и духовной культуры. Саратов, 1990. Вып. 8. С. 55 . .
Стр.7
8 Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции... от низших к высшим) . Если исходить из одного замечания у Демосфе9 на, астиномом, агораномом и судьей по дему в Афинах IV в. до н.э. становился обычно человек бедный, простой, неопытный во многих отношениях, и должность свою он получал по жребию (dvOpamos* nevr\g ках [Зштг\д m i TTOXXGJV crrreipos кш, кХт|ра)тт]У dpxTjv dp^a? - Dem. In Timocr. 112; см. также схолии к этому месту: Schol. in Dem. Or . XXIV, ad /ос) . Должность являлась годичной. Существовал особый закон, запрещавший исполнять обязанности астинома дважды (Dem. Exord. 55.3). Коллегия состояла из десяти человек: пятеро избирались для самого города, пятеро - для Пирея (Aristot. Ath. pol. 50.2; Suda. s.v. daTwop.os\ a 4269; численность коллегии была связана, несомненно, с делением граждан на пять фил). Этой магистратуре принадлежала, прежде всего, административнополицейская власть, однако в судебных разбирательствах, возникавших по искам о нарушении порядка, за которым следили астиномы, эти последние исполняли также и судейские обязанности. Полномочия их отличаются разнообразием 10 , но главной задачей было поддержание порядка, чистоты и нравственных приличий на городских улицах и вообще в публичных местах. Именно поэтому, возможно, в круг их обязанностей входил также надзор за лицами, занимавшимися увеселением народа (Аристотель говорит о флейтистках, псалтристках - женщинах, 9 Нужно иметь в виду, что в литературных текстах слово астином может иметь два значения. С одной стороны, этим термином обозначается член конкретной коллегии должностных лиц, имеющей известный круг обязанностей и'полномочий и четко отличающейся от других магистратур, таких как агорономы, агрономы, стратеги, булевты, судьи, надзиратели над эфебами, смотрители за женщинами, устроители состязаний и проч. (см., напр.: Plat. Leg. 760а-Ь; Isae. De Cleon. 15; Chrysip. /г. 645 = Plut. Мог. 1076/ - 1077а; Philo Jud. De spec, leg. 111.74; IV.20-21; Epictet. Diatrib. III.1.34-35; Liban. Declam. XXVII.1.6; Stob. Anthol. 11.7.26). С другой стороны, это слово используется как обобщенное название для целой группы различных магистратур, объединенных административно-полицейским характером и существующих ради поддержания порядка в городе (Гесихий определяет аоты>6[ю$ как «распорядитель по городу» - Hes. s.v., а 7924); самым ярким примером такого расширительного употребления является использование этого слова Страбоном при описании системы должностных лиц в Индии: Strab. XV. 1.50-52, р. 707-708. Неслучайно в греческих текстах слово астином может использоваться для обозначения разных римских магистратов, прежде всего преторов и эдилов. См. также: Aristot. Pol. 1321Ы8-30. 1 0 Попытка создать исчерпывающий перечень обязанностей астиномов в разных городах была предпринята в работе Н.А. Павличенко, указанной выше: ПАВЛИЧЕНКО Н.А. Коллегия астиномов... С. 55-58.
Стр.8
9 Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции.. игравших на псалтерии, струнном инструменте, и кифаристках: Aristot. Ath. pol. 50.2; также: Harpocr. s.v. daTuvojio?). Астиномы следили, чтобы никто не сваливал мусор ближе 10 стадиев от городской стены; кроме того, они наблюдали за тем, как застраиваются улицы, запрещая делать нависающие балконы, висячие желоба со стоком на улицу и окна, открывающиеся наружу (Aristot., ibid.) . n На плечи астиномов возлагалась, очевидно, и забота о дорогах, по которым направлялись священные процессии к храмам во время праздников. Они должны были, в частности, обеспечить надлежащую ширину этих улиц, а также проследить, чтобы все здесь было починено и отремонтировано, а дороги и площади были освобождены от мусора и нечистот 12 . Следует сказать, что городские улицы и проезжие дороги в сельской местности всегда были предметом контроля и нормативной регуляции со стороны афинских властей. Так, сохранилось свидетельство о том, что Гиппий Афинский (Писистратид) продавал гражданам право иметь сооружения, нависающие с верхних этажей над людными улицами (т а штерсхоута тал/ {теракт / eig тад бтроаьа ? bbovg), а также право на ступеньки, преддверья и двери, открывающиеся наружу; эта мера позволила ему очень быстро собрать значительные средства (Aristot. Оесоп. 1347я4-8). Подобные способы формирования бюджета периодически осуществлялись в Афинах и позднее. Так, когда в 372/371 г. до н.э. афинская казна испытывала серьезные проблемы с деньгами, Ификрат через народное собрание провел постановление, согласно которому все постройки, выступавшие на людные улицы (eg тад бтросгш? b&ovg), нужно было либо убрать, либо их хозяева обязаны были выкупить право сохранить свои дома невредимыми (Polyaen. Strateg. Ш.9.30) 13 . Что касается норм, регулировавших вопросы, связанные с состоянием и использованием проезжих дорог в сельской местности, которые одновременно выполняли функции границ между соседними участками, 1 2 В целом о коллегии астиномов см. следующие работы: ЛАТЫШЕВ В.В. Очерк греческих древностей. Ч. II: Государственные и военные древности. СПб., 1997. С. 223-224 ; ЛЮБКЕР Ф. Реальный словарь классических древностей. Т. 1. М., 2001 . С. 199-200 ; ПАВЛИЧЕНКО Н.А. Коллегия астиномов... С. 52-62 ; STANLEY P. Ancient Greek Market Regulations and Controls. Berkeley, 1976. В упоминавшемся уже афинском декрете 320/31 9 г. до н.э. (Syll. № 313 ) эти обязанности передаются от астиномов агорономам. 3 1 3 См. также примечание к этому месту: БОНДАРЬ Л.Д. Комментарии // Полиэн. Стратегемы. Пер. с греч. СПб., 2002 . С. 395 , прим. 104 .
Стр.9
10 Зайков А.В. Еще раз к проблеме дорожной юрисдикции... то за соблюдением этих правил должны были следить агрономы (не путать с агорономами) (см.: Plat. 844с; ср.: 763c-J) . Здесь самый лучший пример на аттическом материале дает нам 55-я речь Демосфена («Против Калликла об ущербе, нанесенном земельному участку»). Суть этого дела сводится к следующему. Имение Калликла было отделено от соседнего участка проезжей дорогой. Некогда на этом соседском участке вдоль дороги был прорыт ров для отвода дождевой воды. Однако уже давно ров этот был завален. Однажды во время ливня дождевой поток хлынул по дороге и затопил участок Калликла, произведя на нем разрушения. Калликл предъявил иск к соседу с требованием возместить ущерб, поскольку, как утверждает истец, ответчик не имел права заваливать этот ров (см.: Dem. Contra Callicl. LV, особенно 16-21, а также содержание Либания к этой речи). Спор, по сути дела, идет о том, что юристы называют сервитутом, или, другими словами, о признании или непризнании того, что устройство рва на соседском участке для отвода воды с публичной дороги привело к обременению этого участка. Если такой сервитут (обременение) действительно возник и позже не был уничтожен (например, длительным его неиспользованием, если предшественники Калликла и он сам в течение долгого времени не протестовали против того, что ров засыпан землей), тогда суд обязан был вынести решение в пользу Калликла. Ответчик в этом случае был бы признан виновным в том, что он нарушил сервитутное право Калликла на использование рва на соседском участке в качестве средства для защиты от дождевых потоков, а потому должен восстановить ров и возместить истцу весь ущерб. Благодаря 55-й речи Демосфена мы видим, что в Афинах в классическую эпоху существовало весьма развитое и даже, можно сказать, «утонченное» соседское право, где вопросам правового режима проезжих (т.е. публичных) дорог отводилось важное место. «Дорожные» обязанности астиномов в городе и в предместьях и агрономов в сельской местности становятся более понятными благодаря проекту наилучшего государственного устройства Платона, а также благодаря некоторым замечаниям по поводу этой должности, содержащимся в «Политике» Аристотеля. Так, Платон уточняет, что «дорожные» обязанности астиномов заключаются в наблюдении за людьми и животными, дабы они не причиняли никому вреда внутри города и в предместьях (Plat. Leg. 758е - 759а; ср.: Leg. 763d и Resp. 425 c-d); кроме того, астиномы пекутся о чистоте улиц и площадей, о стоке дождевой воды, а также о том, чтобы никто не захватывал городской земли для своих собственных построек и рвов (Plat. Leg. 11%-с). Далее, если человек, живущий на склоне холма, устроит препятствие для стока до
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически