МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
Т. Е. Санжиева
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
БУРЯТИИ
Рекомендовано УМС БГУ
в качестве практикума для обучающихся
по направлению подготовки 46.04.01 История
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
1
Стр.1
УДК 930(571.54) (075.8)
ББК 63.1 (2 Рос. Бур)Я73
С 181
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Протокол № 1 от 17.02.2021 г.
Р е ц е н з е н т ы
Л. В. Курас, д-р ист. наук, профессор, вед. науч. сотрудник,
Институт общественных наук БНЦ СО РАН
В. Д. Дугаров, д-р ист. наук, профессор кафедры всеобщей
и отечественной истории, Бурятский госуниверситет
имени Доржи Банзарова
Текст в авторской редакции
Санжиева Т. Е.
С 181
История исторической науки Бурятии: практикум /
Т. Е. Санжиева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2021. – 64 с. ISBN 978-5-9793-1582-9
В пособии дано развернутое описание преподавания дисциплины «История
исторической науки Бурятии» для магистерской программы. В нее
включены основные разделы рабочей программы дисциплины: темы лекций
и практических занятий, приведены темы докладов, а также темы для обсуждения
на коллоквиуме. Основной задачей пособия является приобретение
навыков научно-исследовательской деятельности.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки 46.04.01
История.
УДК 930(571.54) (075.8)
ББК 63.1 (2 Рос. Бур)Я73
ISBN 978-5-9793-1582-9
2
© Т. Е. Санжиева, 2021
© Бурятский госуниверситет
имени Доржи Банзарова, 2021
Стр.2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕГЛАМЕНТ КУРСА
«ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ БУРЯТИИ»
Изменения политической и социально-экономической жизни
нашей страны на рубеже XX–XXI вв. потребовали от историков
значительных усилий в выработке новых теоретикометодологических
подходов к истории России, к определению содержания
понятийного и категориального аппарата, более глубокому
изучению исторической мысли России XIX – начала XXI в. Все
это и предопределило выход учебного пособия, в котором были
предприняты попытки по-новому взглянуть на историю исторической
науки Бурятии.
Учебное издание – практикум - представляет собой электронное
учебно-методическое пособие для дисциплины «История исторической
науки Бурятии» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 46.04.01.
История очной формы обучения и подготовлено в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «История исторической науки Бурятии» относится к
обязательным дисциплинам вариативной части Блока I в структуре
ОП. Б1.В.07
Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных
компетенций.
ПК-1 – способность к подготовке и проведению научноисследовательских
работ с использованием знания фундаментальных
и прикладных дисциплин программы магистратуры.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представления о:
–сущности, формах и функциях исторического знания;
–современных концепциях развития мирового исторического
процесса;
– общих закономерностях и национальных особенностях становления
и развития исторической науки в России и Бурятии.
знать:
– периодизацию, основные этапы и особенности развития исторической
науки Бурятии;
– биографии и вклад ведущих исследователей в историческую
3
Стр.3
науку Бурятии;
– проблемы истории, теории и методов историографии;
– историю формирования исторической мысли Бурятии;
– факторы и явления, влияющие на формирование исторического
знания и развития исторической науки;
– изменение теории и методики изучения истории в соответствии
со сменявшими друг друга познавательными парадигмами;
– основные этапы развития научных учреждений в Бурятии;
– исторические концепции ведущих историков Бурятии.
уметь:
– аргументировать свою точку зрения по дискуссионным проблемам
истории Бурятии;
– анализировать исторические исследования на основе научной
методологии и методов историографического анализа;
– свободно оперировать основными теоретическими понятиями
курса;
– использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения
формирования исторических школ и направлений;
– на основе комплексного анализа эволюции исторической науки
и общественно-политического развития России определять значимость
исторической концепции того или иного историка.
владеть:
– навыками научно-исследовательской работы;
– ведения научной дискуссии;
– навыками выявления, как общих тенденций, так и своеобразия
в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических
концепциях историков на основе меняющихся познавательных
парадигм.
Основная цель данного курса состоит в выработке у студентов
навыков самостоятельной работы с исторической литературой,
умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный
исторической наукой и на этой основе вести научноисследовательскую
работу. Курс базируется на знании обучающимися
историографии и истории России и Бурятии.
Программа курса включает изучение истории исторической
науки о Бурятии, знакомство с историческими концепциями ведущих
историков Бурятии, анализа их исторических трудов. В программе
курса историография Бурятии коррелируется с биографией
исследователей и формированием научно-исследовательских учре4
Стр.4
ждений, изучается процесс создания исторических школ.
В задачи курса входят:
1) анализ основных этапов становления и развития исторической
науки в Бурятии;
2) изучение биографии и исследовательской деятельности ученых,
посвятивших свои труды истории Бурятии, в том числе из других
регионов;
3) развитие институтов исторической науки, анализ деятельности
академических учреждений, вузов по развитию исторических
знаний о Бурятии;
4) изучение периодических изданий, посвященных исследованию
истории Бурятии;
5) исследование теоретико-методологических основ исторической
науки Бурятии;
6) анализ проблематики научных исследований истории Бурятии;
7)
дать более объективную и взвешенную оценку вклада того
или иного историка в российскую историографию.
Объектом курса является история исторических исследований о
Бурятии.
Предметом изучения истории исторической науки Бурятии являются
особенности развития исторической науки в нашем регионе.
Курс построен на основе хронологическо-проблемного метода,
предусматривающего изучение истории исторической науки по
этапам: дореволюционный, советский, постсоветский. Каждый этап
имеет свои особенности, особенно последний, когда были сформированы
новые оценки двух предыдущих этапов.
Использование таких методов как периодизации, сравнительноисторический,
ретроспективный позволяют рассмотреть процесс в
динамике: изменение методологии, организация исследовательских
центров, открытие исторических кафедр в вузах, подготовка научных
кадров, изменение тематики исследований и т.д.
Таким образом, курс предусматривает изучение истории становления
и развитие научных учреждений, научноисследовательскую
деятельность отдельных историков, историографический
анализ работ историков. Изучение курса позволяет
выявить исторические концепции историков, определить какие выводы
историков оказались отвергнуты последующими поколениями,
а также определить реальный вклад того или иного ученого в
5
Стр.5
историческую науку Бурятии. Большое внимание в курсе уделено
организации научно-исследовательской деятельности научными
учреждениями и формированию исторических школ и направлений.
Учебное пособие завершается списком рекомендованной литературы,
в который включены все доступные опубликованные издания.
Литература сгруппирована в соответствии с приведенной периодизацией.
Последний раздел из-за большого объема состоит из трех
блоков: общая литература, литература, посвященная досоветскому
периоду, и литература, исследующая советский и постсоветский
периоды.
Курс рассчитан на 52 часа (31 ч. – 1 семестр, 21 ч. – 2 семестр) и
читается студентам первого курса магистратуры исторического факультета.
Курс предполагает лекционные – 14 часов, семинарские –
14 часов занятий, самостоятельная работа – 80 часов. По итогам
изучения курса студенты сдают в 1 семестре – зачет, во 2 семестре –
экзамен. Зачет и экзамен по курсу основан на балльно-рейтинговой
системе.
Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу
в семестре и за ответ на зачете/экзамене. За работу в семестре студент
может получить максимально 60 баллов. Минимальная сумма
баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре
меньше этой суммы баллов, к зачету/экзамену не допускаются.
Работа в семестре подразумевает:
- выступление с докладом: максимально 10 баллов;
- за развернутый ответ на семинарском занятии: максимально
10 баллов;
- за активное участие в коллоквиуме: максимально 20 баллов.
6
Стр.6