Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
образовательное учреждение высшего образования
Genius loci Арктики:
знания, смыслы и практики
Монография
Ответственный редактор
доктор философских наук, профессор Е.В. Кудряшова
Архангельск
2019
1
Стр.1
УДК [316.3:316.61+314.144+314.7+341.232.7]+[008+140.8+130.2]
ББК 60.56:87.6:67.412.2(21)
G 36
Авторский коллектив:
Е.В. Кудряшова, О.Н. Шадрина, Н.М. Теребихин, С.А. Звягин, О.В. Овчинников,
А.Н. Соловьева, Ф.Х. Соколова, А.Е. Шапаров, В.К. Мокшин, О.В. Шипелик,
Н.Н. Кукаренко, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский, К.С. Зайков, А.А. Сабуров,
Т.Ю. Сорокина, Л.А. Зарубина, М.Р. Калинина, Л.А. Жгилева, Ю.П. Окунев
Рецензенты:
главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН,
доктор философских наук, профессор Ю.В. Попков;
Почетный полярник, советник директора, руководитель отдела
«Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России»
Института Наследия, Председатель Комиссии географии полярных стран МГО
Русского географического общества, доктор исторических наук П.В. Боярский;
Председатель Полярной комиссии Русского географического общества,
Почётный полярник, кандидат физико-математических наук В.И. Боярский.
G 36
Genius loci Арктики: знания, смыслы и практики: монография / коллектив
авторов; отв. Ред. Е.В.Кудряшова. – Архангельск: Изд. Дом САФУ им.
В.Н.Булатова, 2019. – 350 с.
ISBN 978-5-261-01419-5
Научный труд представляет результаты междисциплинарных комплексных
исследований эволюции социальных процессов в Арктике. В фокусе исследователей
находятся социальная динамика и стратегии адаптационного поведения
населения Арктического региона (в его географическом, международном значении
и статусе АЗРФ). Рассмотрены особенности функционирования социума
в локальной северной среде, его реакции на внутренние и внешние изменения.
Дан сравнительный анализ решения проблем развития северных территорий,
механизмов и инструментов сохранения и развития человеческого капитала в
российском и международном арктическом пространстве, в т. ч. через сетевое
сотрудничество.
Для специалистов в области социально-гуманитарных наук, государственного
и муниципального управления, преподавателей, аспирантов и студентов
вузов, широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития Арктического
региона.
УДК [316.3:316.61+314.144+314.7+341.232.7]+[008+140.8+130.2]
ББК 60.56:87.6:67.412.2(21)
ISBN 978-5-261-01419-5
© Коллектив авторов, 2019
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В.Ломоносова, 2019
2
Стр.2
Введение: чем сегодня для нас является Арктика?
Меня часто спрашивают о впечатлениях после посещения полярных
территорий. Арктика, с одной стороны, великая и могучая, а
с другой – очень ранимая. Здесь ты понимаешь: человек – не царь
природы, а лишь маленькая песчинка на теле нашей большой Планеты.
Арктика отличается суровой, необычной красотой и величием.
Мне посчастливилось побывать на многих островах и архипелагах
– и они все разные. Казалось бы, здесь нет такого разнообразия
природы, геологической структуры, как в южных широтах, но есть
огромная, завораживающая сила и красота. Остается загадкой: что,
например, движет уникальными животными и птицами, которые
каждое лето возвращаются сюда? Почему они выбрали для жизни
именно эти суровые условия? Так же и человек: я убеждена, кто
хоть раз побывал в Арктике и познал ее, тот стремится сюда снова и
снова. И еще: каждый полярник знает, что высокие широты объединяют
людей, будь то Северный или Южный полюс. Здесь в одиночку
не выжить, здесь работают и живут единой командой, полярники
(практики и исследователи) – это дружная семья.
XXI век часто называют «веком Арктики». В начале нового тысячелетия
не только определились перспективы освоения данного
региона, но и появились инвестиционные ресурсы для реализации
крупномасштабных арктических программ и проектов. Огромные
природные богатства, потенциальные запасы нефти и газа, а также
транзитные возможности делают контроль над циркумполярным регионом
геополитическим приоритетом не только для России, но и для
многих других государств современного мира. При этом Арктика до
сих пор остается самым бесконфликтным регионом Земли.
Для России этот бескрайний северный регион всегда имел большое
значение. Мы знаем и помним имена знаменитых полярных исследователей
(Семён Челюскин, Харитон Лаптев, Фёдор Розмыслов,
3
Стр.3
Александр Колчак, Ян Нагурский, Отто Шмидт, Иван Папанин, Артур
Чилингаров и др.), внесших в разные исторические эпохи большой
вклад в изучение арктических территорий.
Великий помор и наш земляк, ученый-энциклопедист Михаил
Васильевич Ломоносов, чье имя носят Московский государственный
(МГУ) и Северный (Арктический) федеральный (САФУ) университеты,
впервые обосновал необходимость комплексного исследования
полярных морей для развития торгового мореплавания и
обеспечения безопасности русских владений на Севере и Дальнем
Востоке. Именно он отметил ряд важных особенностей арктической
природы и вскрыл некоторые закономерности ледообразования,
дрейфа льдов, перемещения вод в Северном Ледовитом океане.
М.В. Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных
экспедиций для изучения и последующего освоения огромных
северных территорий. Он доказал необходимость и возможность
установления регулярного морского сообщения между Архангельском
и портами Тихого океана – будущего Северного морского пути
(СМП).
Сегодня Российская Арктика – важнейший регион, занимающий
почти 15 % территории нашего государства и имеющий фундаментальное
значение для его развития. В Арктике производится 20 %
ВВП страны, обеспечивается около четверти экспорта, здесь залегает
до 90 % извлекаемых углеводородов всего континентального
шельфа России, добывается до 80 % общероссийских разведанных
запасов газа. Помимо этого здесь находятся залежи драгоценных,
редкоземельных и цветных металлов – золота, никеля, меди, вольфрама,
урана, платины, палладия, молибдена и др., добываются алмазы
и другие драгоценные камни, уголь, гипс.
Но Арктика – не только мощная ресурсная база страны, не только
20 тыс. км государственной границы, более 3 тыс. морских миль
СМП – кратчайшего пути между Восточной Азией и Европой...
Северные моря богаты ценными биоресурсами, а льды – это запас
пресной воды. Российская Арктика – богатейшее историческое и
культурное наследие, сформированное и собранное в т. ч. поколениями
коренных народов Севера. Здесь находятся самая северная
и самая большая особо охраняемая природная территория – Национальный
парк «Русская Арктика» – и около 50 заповедников
разного типа...
4
Стр.4
Начиная с конца 2000-х годов Арктика становится одним из приоритетных
регионов для российского государства. Национальные
приоритеты развития Арктической зоны Российской Федерации
(АЗРФ) представлены в таких документах, как «Основы государственной
политики Российской Федерации в Арктике на период
до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом
Российской Федерации Д. Медведевым 18 сентября 2008 года
(№ Пр-1969)), «Стратегия развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до
2020 года» и «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории
Арктической зоны Российской Федерации» (Министерство
экономического развития Российской Федерации, 19 мая 2016 года
(№ 14605-АЦ/Д29и)). Большое внимание Арктике уделено и в
Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года», в котором поставлена задача роста грузооборота по
СМП до 80 млн т.
Вместе с формированием нормативно-правовой базы происходит
совершенствование государственной системы управления Арктическим
регионом. Указом Президента Российской Федерации
от 3 февраля 2015 года № 50 создана Государственная комиссия по
вопросам развития Арктики, основной задачей которой является координация
взаимодействия органов власти и заинтересованных организаций
при решении социально-экономических и других задач,
касающихся развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности.
Указом Президента России от 26 февраля 2019 года Минвостокразвития
РФ переименовано в Министерство РФ по развитию
Дальнего Востока и Арктики, которое стало федеральным органом
исполнительной власти, ответственным за выработку государственной
политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития
АЗРФ.
Российская Арктика сегодня переживает новый этап своего развития.
Глава российского государства, выступая на V Международном
арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в апреле
2019 года, отметил: «Уже в этом году намерены подготовить и принять
новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года.
Она должна объединить мероприятия наших национальных
проектов и государственных программ, инвестиционные планы
5
Стр.5
инфраструктурных компаний, программы развития арктических
регионов и городов»1
та страны Минвостокразвития России приступило к подготовке
новой стратегии развития АЗРФ, которая определит будущее Российской
Арктики на 15 лет вперед. Именно поэтому такая стратегия
должна создаваться совместно с регионами, муниципалитетами,
гражданским обществом, широким кругом экспертов2
.
АЗРФ сегодня – это более 150 проектов, инвестиции в которые
оцениваются в триллионы рублей, среди них: строительство современного
ледокольного флота и ледостойкой самодвижущейся платформы
«Северный полюс», «Ямал-СПГ» и порт Сабетта; строительство
высокотехнологичных судостроительных верфей в Республике
Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке; разработка полиметаллического
Павловского месторождения на Новой Земле, а также алмазных
месторождений имени М.В. Ломоносова и имени В.П. Гриба;
строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», которая
напрямую соединит регионы Сибири и Урала со стратегическими
предприятиями Северо-Западного федерального округа; создание
сети аварийно-спасательных центров МЧС, объектов СМП и многое
др. Все эти реальные арктические проекты нуждаются в высококлассных
специалистах и научно-экспертном сопровождении.
Именно для обеспечения инновационной, научной и кадровой
поддержки геополитических и экономических интересов России в
Северо-Арктическом регионе в 2010 году был образован Северный
(Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
который сегодня ведет подготовку специалистов для освоения
и развития северных территорий по инженерным, техническим,
математическим, естественно-научным и гуманитарным направлениям3
.
C момента образования дипломы САФУ получили более
1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250
2 https://minvr.ru/press-center/news/23000/
3 В структуре САФУ работает 7 крупных учебно-научных подразделений
– 7 высших школ: Высшая школа информационных технологий и
автоматизированных систем, Высшая школа психологии, педагогики и физической
культуры, Высшая школа гуманитарных наук и международной
коммуникации, Высшая школа экономики, управления и права, Высшая
школа энергетики, нефти и газа, Высшая школа естественных наук и технологий
и Высшая инженерная школа. В Архангельской области и Не6
.
В соответствии с поручением Президен
Стр.6
45 000 чел. (в т. ч. около 5 000 из них – дипломы с отличием)4
. При
подготовке специалистов университет взаимодействует с предприятиями
реального сектора экономики, ведущими деятельность в Арктике,
и имеет более 120 договоров о сотрудничестве с предприятиями
и компаниями, среди которых: «Газпром», «Роснефть», «Лукойл»,
«Штокман Девелопмент», «Объединенная судостроительная корпорация»
(ОСК), «Севмашпредприятие», «Звездочка», «Архангельский
ЦБК», «Беломорский лес», Группа «Илим Палп», компания «ГЛОНАСС»,
«Севералмаз», «Алроса», «Сбербанк», «Нордавиа» и многие
др. Кроме того, федеральный университет сотрудничает с Курчатовским
центром, институтами Российской академии наук, ведущими
вузами страны, коллегами из зарубежных стран (особенно из странчленов
и стран-наблюдателей Арктического совета, а также участниками
Международного сетевого университета Арктики – UArctic и
др.), в т. ч. по созданию и развитию научно-образовательного центра
мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии
и методы исследования».
Многие образовательные программы САФУ являются уникальными,
сформированными в соответствии с запросами работодателей.
Элементами этих программ стали арктические компоненты:
арктические модули, арктические практики, арктические стажировки,
организация арктических экспедиций. Сетевое взаимодействие
выступает обязательным условием, а привлечение ведущих ученых
России и стран-партнеров помогает повысить конкурентоспособность
такой подготовки5
.
нецком автономном округе (НАО) действует 3 филиала (в городах СевероВ
2019 году отмечается 90-летие высшего образования на Российском
двинск, Коряжма, Нарьян-Мар).
4
Севере: осенью 1929 года был открыт Архангельский лесотехнический институт,
преобразованный в 1994 году в Архангельский государственный
технический университет. На базе этого вуза в 2010 году был образован
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
Сегодня в САФУ, единственном из ведущих вузов страны, расположенном
в АЗРФ, учатся юноши и девушки из многих регионов России и
более чем 50 стран мира.
5
Многие программы выходят на международную аккредитацию, полу7
чают
признание профессионального сообщества и проходят профессионально-общественную
аккредитацию.
Стр.7
В 2017 учебном году по госзаданию Минобрнауки России университет
провел мониторинг вузов страны по образовательным
программам «арктической» направленности. Выяснилось, что более
50 из них реализуют около 700 таких специальных программ6
.
В 2016 году был создан Национальный арктический научно-образовательный
консорциум (НАНОК) – добровольное объединение
университетов, научных организаций, предприятий, учреждений,
ведущих деятельность в интересах Российской Арктики, с целью
объединения ресурсов и компетенций в сфере подготовки кадров
и организации научных исследований7
следований активно развивается современный формат обучения –
экспедиции. Студенты, молодые ученые и преподаватели, находясь
«с глазу на глаз» с арктической природой, с помощью новейшего
оборудования открывают тайны Севера. Исследовательская работа,
проведенная во время экспедиций, охватывает различные области
науки: историю, географию, экологию, этнографию, метеорологию,
6 Наш федеральный университет сегодня предлагает около 100 образовательных
программ с «арктическим» вектором. Среди них: Экологическая
безопасность и управление природопользованием в Арктическом регионе;
Управление производственной системой в судостроительном комплексе;
Промышленное и гражданское строительство в холодном климате; Управление
развитием приарктических территорий и др.
7
На сегодняшний день НАНОК объединяет 33 организации, в т. ч. национальный
университет (СПбГУ), 5 федеральных университетов (Северный
(Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
(САФУ), Уральский федеральный университет имени первого Президента
Б.Н. Ельцина (УрФУ), Сибирский федеральный университет (СФУ), Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ),
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)), институты РАН,
ведомственные вузы (Государственный университет морского и речного
флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ им. С.О. Макарова), Северный
государственный медицинский университет (СГМУ), Институт
повышения квалификации руководящих работников и специалистов ТЭК),
Национальный парк «Русская Арктика», Ассоциацию поставщиков нефтегазовой
промышленности «Созвездие».
8
. За эти годы совместными
усилиями сделано многое для решения этих задач в интересах
АЗРФ.
Так, для развития системы подготовки кадров и научных ис
Стр.8
океанографию, арктическую биологию, морские биоресурсы и др.8
Одним из самых значимых экспедиционных проектов стал «Арктический
плавучий университет» (АПУ), который позволил совместить
образовательный процесс и исследовательскую деятельность
прямо на судне – НИС «Профессор Молчанов» Севгидромета.
Это совместный проект САФУ, Федеральной службы по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) и
Русского географического общества (РГО). За 7 лет (с 2012 года)
участниками экспедиции стали более 600 человек, в т. ч. студенты
из разных университетов России и зарубежных вузов-партнеров.
Исследователи прошли более 45 000 морских миль, провели комплекс
атмосферных, морских и наземных исследований в области
гидрометеорологии, гидрологии, биологии, геологии и археологии.
В июле 2018 года в высокие широты отправилась юбилейная, 10-я,
экспедиция АПУ под названием «Terrae Novae», участники проекта
исследовали малоизученные территории архипелага Новая Земля.
А в 2019 году были организованы две экспедиции: международная
– на архипелаг Шпицберген и всероссийская в рамках проекта
«Трансарктика» – на Землю Франца Иосифа, а также Белое, Баренцево
и Карское моря.
Служить Арктике – значит чувствовать ее дух и любить этот
регион. Поэтому среди важнейших задач подготовки кадров – воспитание
патриотически настроенной молодежи, готовой к развитию
арктических территорий, понимающей значение и роль России
в истории и освоении Арктики. Совместно с партнерами по
НАНОК представители исполнительной и законодательной власти
проводят различные арктические мероприятия для молодежи. Например,
летом на уборке Арктики трудятся бойцы студенческого
строительного отряда «Гандвик» Северо-Западного федерального
округа. При поддержке Совета безопасности РФ неоднократно
8 Флаг университета трижды побывал на Северном полюсе. Впервые
это произошло в октябре 2013 года в рамках специального проекта всероссийской
эстафеты олимпийского огня «Сочи 2014» – «Северный полюс».
Во второй раз университетский флаг достиг вершины Земли в середине
апреля 2014 года вместе с участниками VII всероссийской экспедиции «На
лыжах – к Северному полюсу». В третий раз – в августе 2017 года в рамках
конференции, посвященной 40-летию достижения атомным ледоколом
«Арктика» географической точки Северного полюса.
9
Стр.9
проводился Всероссийский конкурс студенческих проектных идей
«Постигая Арктику». Ежегодно во многих регионах 21 мая отмечают
День полярника, а в последний день зимы организуются мероприятия,
посвященные Дню Арктики, или Дню защиты холода9
Но для комплексного и гармоничного развития Арктики нужно
.
учитывать ряд проблем, связанных с экологическими изменениями
и особенностями холодного климата, низкой плотностью населения
и огромной протяженностью территорий, неблагоприятной демографической
ситуацией и необходимостью сохранения историкокультурного
наследия (в т. ч. коренных и малочисленных народов,
проживающих на этих пространствах), особенностями межкультурной
коммуникации и др. Существует объективный процесс: на протяжении
нескольких десятков лет наблюдается отток населения и
квалифицированных кадров из периферийных регионов в крупные
мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург и др.). АЗРФ в этом смысле
не исключение и тоже характеризуется отрицательным сальдо
миграционных процессов (за исключением Красноярского края и
НАО), что объясняется низкой привлекательностью территории для
проживания. Однако в последнее время демографическая ситуация
начинает меняться в положительную сторону в регионах нового
промышленного освоения, таких как Ямало-Ненецкий, Ненецкий и
Чукотский автономные округа. Для того чтобы молодежь оставалась
на Севере, необходимо предоставить ей возможность получить
качественное и доступное образование «на месте», т. е. в субъектах
РФ, находящихся на этих территориях; трудоустроиться и решить
жилищный вопрос; необходимо создать современную, комфортную
среду для проживания и создания молодых семей.
Кстати, в т. ч. с целью сокращения миграционного оттока населения
из стратегически и геополитически важных областей России,
повышения эффективности социально-экономического развития
регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики
страны в целом и были образованы федеральные университеты.
Сегодня их в России 10 и у каждого своя ниша – конкретная
9 С этой идеей зимой 2012 года САФУ выступил совместно с правительствами
Архангельской области, НАО и рядом общественных организаций,
чтобы привлечь внимание к особенностям арктической территории,
к людям, живущим и работающим в непростых климатических условиях,
к проблемам и перспективам развития региона.
10
Стр.10
геополитическая задача10
. Специфика САФУ указана в названии –
это Арктика.
Работа с будущими абитуриентами начинается со школьной скамьи.
Одной из позитивных практик является организация Ломоносовского
набора в федеральный университет. Под эгидой губернатора
Архангельской области выбрано 10 наиболее важных для
региона направлений подготовки: техника и технологии строительства;
электро- и теплоэнергетика; ядерная энергетика и технологии;
машиностроение; химические технологии; промышленная экология
и биотехнология; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое
дело, геодезия; техника и технология наземного транспорта; техника
и технология кораблестроения и водного транспорта; сельское,
лесное и рыбное хозяйство. Лучшим студентам-первокурсникам, обучающимся
по этим направлениям, выплачивается Ломоносовская
стипендия. Кроме того, предприятия-партнеры выделяют лучшим
студентам специальные корпоративные стипендии.
Университет ежегодно проводит многопрофильную международную
олимпиаду для школьников «Будущее Арктики», победители
и призеры которой при поступлении в САФУ получают льготы –
им начисляются дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
А на базе «Сириуса» специалистами университета организуются
лекции и семинары по арктическим проблемам.
Совместно с национальным парком «Русская Арктика», институтом
«Открытое образование» и ведущими школами г. Архангельска
в 2018 году для учащихся младших классов издана «Арктическая
азбука» (под общей редакцией А.Г. Кирилова). На ее основе создаются
учебно-методический комплекс для учителей и рабочие тетради
для школьников. Разработан и внедряется в школах региона
внеклассный учебный курс «Арктиковедение»… А в Издательском
доме имени В.Н. Булатова САФУ каждый год публикуется много интересных
научных, познавательных и популярных книг по Арктике.
Одним из инструментов является взаимодействие вузов с предприятиями
для организации целевого обучения. По данным мони10
УрФУ (г. Екатеринбург) – это реиндустриализация Урала. ДВФУ (г.
Владивосток) – подготовка специалистов и влияние на страны АзиатскоТихоокеанского
бассейна. БФУ (г. Калининград) – акцент на сотрудничестве
с европейскими странами. СВФУ (г. Якутск) – сохранение и развитие
культур коренных народов России и т. д.
11
Стр.11
торинга вузов, входящих в НАНОК, сегодня количество студентов,
обучающихся по договорам целевого приема с организациями, ведущими
свою хозяйственную деятельность на территории АЗРФ,
пока не превышает 5 %. Между тем, если студент знает, что через
4–5 лет его ждут на конкретном предприятии, производстве, то он
уверен в завтрашнем дне. Жизнь показывает, что подготовка специалистов
для реализации глобальных арктических проектов должна
быть практикоориентированной и проходить при тесной взаимосвязи
с реальным сектором экономики. С учетом потребностей предприятий
в соответствующих специалистах необходимо корректировать
количество бюджетных мест на ту или иную специальность,
а образовательные программы – организовывать в тесном взаимодействии
с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность на
арктических территориях.
Большое значение имеют и меры социальной поддержки для населения,
проживающего в АЗРФ. Они преследуют две цели: компенсация
за проживание и работу в экстремальных природно-климатических
условиях и привлечение, закрепление населения в северных
регионах. В 2018 году три аналитических подразделения САФУ
(Арктический правовой центр, Арктический центр стратегических
исследований и Лаборатория арктического биомониторинга) провели
анализ существующих льгот и компенсаций в виде районных
коэффициентов и северных надбавок. Основной вывод: эти меры
перестали быть эффективным инструментом мотивирования людей
к постоянному проживанию и занятости на северных территориях, в
т. ч. на территории АЗРФ. В целом здесь необходима серьезная, слаженная
работа федеральной, региональной и муниципальной власти,
бизнеса, науки и образования. Но льготы и компенсации – это лишь
одна часть из комплекса мер, хотя и очень важная. Научного обоснования
требуют вопросы организации труда в высоких широтах (в т.
ч. вахтового метода), адаптации человеческого организма к холоду,
организации особого питания (рациона, богатого йодом и витаминами),
влияния экологической ситуации на жизнедеятельность людей,
включая коренные малочисленные народы Севера и др.
Все эти проблемы разносторонне обсуждаются на арктических
форумах, конференциях, мероприятиях Госкомиссии по Арктике,
профильных экспертных советах при Совете Федерации и Государственной
думе. Много лет в разработке находится закон об Арктике,
12
Стр.12
новый федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ» и т.
д. Но сделать предстоит еще очень много… При этом необходимо
учитывать, что любопытная ситуация в настоящее время сложилась
в сфере международного взаимодействия в Арктике: с одной стороны,
растет конкуренция между основными игроками, стремящимися
добиться усиления своих позиций в регионе, с другой, ни один
крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было
арктической страной в одиночку. В этих условиях особенно остро
встают вопросы о четкости позиции России как крупнейшего арктического
государства в отношении перспектив освоения и развития
Арктики, проработанности ее собственных проектов в данном
регионе и их согласования (или несогласования) с партнерами по
арктическому диалогу.
Данная коллективная монография (более 20 авторов) является
попыткой представить широкой публике результаты междисциплинарных
комплексных исследований, проводимых аспирантами,
докторантами и сотрудниками САФУ11
. Название для нее – «Genius
loci Арктики: знания, смыслы и практики» – выбрано неслучайно.
«Genius loci» в переводе с латинского означает «гений места», «дух
места» или «гений локус» (в римской религии – дух-покровитель
того или иного конкретного места)12
. Это выражение применимо и
11 Эти исследования были выполнены при финансовой поддержке
РФФИ и Правительства Архангельской области в рамках проекта № 18411-290004
ра «Семиотика и аксиология традиционной культуры как ценностная
матрица современного геокультурного пространства Европейского
Севера России»; проекта РФФИ 17-13-29003-ОГН ОГН-Р_СЕВЕР_А
«Образы Севера и Арктики в структуре социальных представлений
россиян о Родине»; по Программе НИР ФИЦКИА РАН им. академика
Н.П. Лаверова по теме «Экологические и социокультурные факторы сохранения
биоразнообразия и традиционного природопользования на Европейском
Севере и в Арктике» № гос. регистрации АААА-А17-117122990042-2;
Проекта CLINF, договора от 14 марта 2017 года № 14.Y26.31.0009 о выделении
гранта Правительства РФ, полученного на конкурсной основе для
государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством
ведущих ученых в российских образовательных учреждениях
ВПО (постановление Правительства РФ от 09.04.2010 года № 220) и ряда
госзаданий Минобрнауки России в 2015–2018 годах и др.
12
13
Это латинское выражение было чрезвычайно популярным у писателей
XVIII века и оказало существенное влияние, например, на литера
Стр.13
к человеку (или людям), ревностно оберегающему (оберегающим)
неповторимую атмосферу места, в нашем случае многообразной
Арктики. Знания об Арктике связаны в т. ч. с социально-гуманитарными
науками, позволяющими с теоретической и эмпирической
позиций раскрыть сущность и содержание таких важных понятий,
как «Арктика и циркумполярный пояс», «транснациональная и арктическая
идентичность», «архетипы геокультурного пространства
Арктики» и «морское наследие», «трансграничное сотрудничество»
и др.; проанализировать образы и символы, связанные с жизнедеятельностью
людей в Арктике; исследовать представления современников
об Арктическом регионе и Севере; дать сравнительный
анализ процессов, происходящих в межрегиональном и международном
контекстах (миграция населения; подготовка кадров; влияние
изменений климата на здоровье населения; особенности бытия
аборигенных народов; развитие и использование человеческих ресурсов
в локальной северной среде и др.). Арктика выступает территорией
диалога как внутри страны, так и за ее пределами, поэтому
важной частью монографии является представление лучших практик
сетевого сотрудничества, особенно международного (в рамках
НАНОК, Арктического совета, БЕАР, UArctic и т. д.).
Авторский коллектив выражает надежду на то, что эта монография
будет полезна не только для специалистов (социологов, философов,
политологов, демографов, культурологов), государственных
и муниципальных управленцев, преподавателей и студентов высших
учебных заведений, но и для всех, кто интересуется вопросами
развития и освоения Арктики.
турные и архитектурные вкусы в Британии (англ. «spirit of place») и за ее
пределами.
14
Стр.14
содержание
Введение: чем сегодня для нас является Арктика? (Е.В. Кудряшова) . 3
Глава 1. Пространство как фактор и форма социокультурных процессов
в Арктике .............................................................................................. 15
1.1. «Арктическая идентичность» в Скандинавии и России: основные
методологические подходы (О.Н. Шадрина) ........................... 15
1.2. Геокультурное пространство европейской Арктики: мифопоэтика,
образы и символы (Н.М. Теребихин) ..................................... 35
1.3. Морское наследие как символический капитал развития геосоциокультурного
пространства Поморья (С.А. Звягин, О.В. Овчинников)
................................................................................................... 57
1.4. Образы Арктики и Севера в структуре представлений россиян
о Родине (А.Н. Соловьева) ................................................................. 86
Глава 2. Социальная динамика адаптационного поведения людей в арктическом
регионе ....................................................................................... 105
2.1. Современные миграционные процессы в Российской Арктике:
состояние и тенденции (Ф.Х. Соколова, А.Е. Шапаров) ................. 105
2.2. Социальное самочувствие населения в АЗРФ: к постановке
проблемы (В.К. Мокшин, О.В. Шипелик) ......................................... 126
2.3. Исследования здоровья человека в Арктике: опыт проекта
CLINF (Н.Н. Кукаренко) .................................................................... 145
2.4. Человеческие ресурсы в локальной северной среде: проблема
воспроизводства способности личности к деятельности (А.А. Дрегало,
В.И. Ульяновский) ...................................................................... 166
Глава 3. Сетевое сотрудничество в Арктике: национальные и международные
аспекты .............................................................................................. 195
3.1. Подготовка кадров для АЗРФ: проблемы и перспективы
(К.С. Зайков, Е.В. Кудряшова, А.А. Сабуров, Т.Ю. Сорокина) ....... 196
3.2. Арктический Совет (Arctic Council) и Университет Арктики
(University of the Arctic): практика международного сотрудничества
(К.С. Зайков, Л.А. Зарубина, М.Р. Калинина, Е.В. Кудряшова) ........ 234
3.3. Соглашение по укреплению международного арктического
научного сотрудничества: сущность и содержание (Л.А. Жгилева,
Е.В. Кудряшова, Т.Ю. Сорокина) ...................................................... 259
3.4. Граница как место взаимодействия: феномен трансграничного
сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (Л.А. Зарубина,
Ю.П. Окунев) ......................................................................... 284
Заключение: о перспективах научно-образовательного сотрудничества
в Арктике (Л.А. Жгилева, Е.В. Кудряшова) ................................................ 305
информация об авторах.......................................................................... 312
315
Стр.315