УДК 730(571.17)
ББК 85.136(2Рос=4Кем)
Т48
Рецензенты:
Т. М. Степанская, доктор искусствоведения,
профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»;
А. А. Гук, доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Кемеровский
государственный университет культуры и искусств»
Научный редактор
Е. В. Веселовская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
НИИ прикладной культурологии ФГБОУ ВПО «Кемеровский
государственный университет культуры и искусств»
Ткаченко, А. В., Ткаченко, Л. А.
Т48
Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных
тенденций изобразительного искусства последней трети
XX – начала XXI века [Текст]: монография / А. В. Ткаченко,
Л. А. Ткаченко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств,
2014. – 188 с.
ISBN 978-5-8154-0282-9.
Исследование знакомит с творчеством кемеровского скульптора А. П. Хмелевского
(1951–2008), которое развивалось в русле постмодернизма – основного художественного
направления рубежа XX века. Творчество скульптора стало уникальным явлением
отечественного и мирового изобразительного искусства.
Издание предназначено преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся
современным искусством.
УДК 730(571.17)
ББК 85.136(2Рос=4Кем)
Материалы для издания предоставлены Хмелевской Л. М.
ISBN 978-5-8154-0282-9
2
© А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко, 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Экспериментирование, инновационные преобразования, многоликость,
разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные
особенности искусства второй половины ХХ века – начала ХХI века. Этот
период породил плеяду самобытных, талантливых мастеров-скульпторов,
чье творчество, ещё недостаточно исследованное и знакомое широким
кругам общества, определило своеобразие современного художественного
городского пространства. Одним из таких мастеров является Алексей Павлович
Хмелевской (1951–2008), изучению творческого наследия которого
и посвящена настоящая работа. А. П. Хмелевской, будучи разносторонним,
многогранным мастером, создал произведения в разных видах и жанрах
искусства, однако сам относил себя в первую очередь к скульптораммонументалистам.
Данное исследование позволит восполнить существующий
пробел в искусствоведческой науке и ввести в научный оборот
имя сибирского скульптора.
Художественные тенденции искусства ХХ века рассматривались
в трудах ведущих историков искусства В. В. Ванслова, Д. В. Сарабьянова,
М. Г. Неклюдовой, Т. В. Ильиной, в работах российских эстетиков и
культурологов В. В. Бычкова, В. М. Диановой, И. П. Ильина, Н. Б. Маньковской,
в философских исследованиях Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева,
М. С. Кагана. В поле нашего исследования оказались концептуальные основы
различных течений и направлений в искусстве: реализма, маньеризма,
символического романтизма, постмодернизма – поскольку все они
в той или иной степени проявились в творчестве А. П. Хмелевского
Творческое наследие этого мастера до настоящего времени остаётся
недостаточно изученным. Можно назвать лишь небольшое количество исследовательских
работ, вступительных статей к альбомам, каталогам, посвящённых
рассмотрению отдельных аспектов творчества скульптора.
Среди них – статьи З. Естамоновой, Г. Юдина, Ю. Кожуховой, А. Киреева,
Н. Ким, Н. Кузнецовой, И. Ляхова, Е. Ореховской, Л. Оленич, О. Штраус,
В. Соловьева.
Стилевые особенности творчества А. П. Хмелевского освещены
в работах В. А. Откидач, С. Грачёвой, Т. М. Высоцкой. Сведения об основных
событиях жизни мастера, которые имеют значение для анализа
его творчества, содержатся в биографическом справочнике «Художники
Кемерово. 1930–2003», составленном искусствоведом М. Ю. Чертоговой.
Статьи о А. П. Хмелевском имеют преимущественно информационный,
а не аналитический характер.
Все публикации объединяет признание авторами высокой художественности
и своеобразия пластики скульптора. Но в них отсутствуют, однако,
научная периодизация и всесторонний анализ эволюции его творчества.
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА
А. П. ХМЕЛЕВСКОГО В РУСЛЕ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
1.1. Проблема соотношения традиций и инноваций в искусстве и ее преломление
в творчестве художника........................................................................ 5
1.2. Характеристика развития образов и пластических форм в скульптуре
второй половины ХХ – начала XXI века.............................................................. 16
1.3. Биография скульптора. Годы учебы, начало творческого пути
А. П. Хмелевского (1970-е – начало 1980-х годов)............................................. 33
1.4. Кузбасский период творчества (начало 1980-х – середина 1990-х годов) 44
1.5. Последний период творчества А. П. Хмелевского (середина 1990-х –
2008 год)................................................................................................................... 58
Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ХМЕЛЕВСКОГО
ТЕНДЕНЦИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА
2.1. Метод реализма как основа творчества скульптора А. П. Хмелевского.... 73
2.2. Эстетика маньеризма, барокко, романтизма, символизма в творчестве
скульптора А. П. Хмелевского.............................................................................. 87
2.3. Черты эстетики постмодернизма в творчестве А. П. Хмелевского............ 102
2.4. Духовно-нравственные искания в творчестве Кемеровского скульптора
А. П. Хмелевского (религиозные и трагические мотивы).................................. 116
2.5. Место А. П. Хмелевского в отечественном и мировом искусстве
скульптуры.............................................................................................................. 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................... 156
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 164
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ............................................................. 186
187
Стр.187