Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659225)
Контекстум

Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных тенденций изобразительного искусства последней трети XX- начала XXI века (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТкаченко Андрей Викторович
АвторыТкаченко Людмила Анатольевна, КемГИК
ИздательствоКемГУКИ
Страниц188
ID743222
АннотацияИсследование знакомит с творчеством кемеровского скульптора А. П. Хмелевского (1951–2008), которое развивалось в русле постмодернизма – основного художественного направления рубежа XX века. Творчество скульптора стало уникальным явлением отечественного и мирового изобразительного искусства.
Кому рекомендованоИздание предназначено преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся современным искусством.
ISBN978-5-8154-0282-9
УДК730(571.17)
ББК85.136(2Рос=4Кем)
Ткаченко, А. В. Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных тенденций изобразительного искусства последней трети XX- начала XXI века : монография / Л. А. Ткаченко; КемГИК; А. В. Ткаченко .— Кемерово : КемГУКИ, 2014 .— 188 с. — ISBN 978-5-8154-0282-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/743222 (дата обращения: 09.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Творчество_скульптора_А._П._Хмелевского_в_контексте_художественных_тенденций_изобразительного_искусства_последней_трети_XX-_начала_XXI_века_.pdf
УДК 730(571.17) ББК 85.136(2Рос=4Кем) Т48 Рецензенты: Т. М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»; А. А. Гук, доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Научный редактор Е. В. Веселовская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НИИ прикладной культурологии ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Ткаченко, А. В., Ткаченко, Л. А. Т48 Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных тенденций изобразительного искусства последней трети XX – начала XXI века [Текст]: монография / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 188 с. ISBN 978-5-8154-0282-9. Исследование знакомит с творчеством кемеровского скульптора А. П. Хмелевского (1951–2008), которое развивалось в русле постмодернизма – основного художественного направления рубежа XX века. Творчество скульптора стало уникальным явлением отечественного и мирового изобразительного искусства. Издание предназначено преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся современным искусством. УДК 730(571.17) ББК 85.136(2Рос=4Кем) Материалы для издания предоставлены Хмелевской Л. М. ISBN 978-5-8154-0282-9 2 © А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко, 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Экспериментирование, инновационные преобразования, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные особенности искусства второй половины ХХ века – начала ХХI века. Этот период породил плеяду самобытных, талантливых мастеров-скульпторов, чье творчество, ещё недостаточно исследованное и знакомое широким кругам общества, определило своеобразие современного художественного городского пространства. Одним из таких мастеров является Алексей Павлович Хмелевской (1951–2008), изучению творческого наследия которого и посвящена настоящая работа. А. П. Хмелевской, будучи разносторонним, многогранным мастером, создал произведения в разных видах и жанрах искусства, однако сам относил себя в первую очередь к скульптораммонументалистам. Данное исследование позволит восполнить существующий пробел в искусствоведческой науке и ввести в научный оборот имя сибирского скульптора. Художественные тенденции искусства ХХ века рассматривались в трудах ведущих историков искусства В. В. Ванслова, Д. В. Сарабьянова, М. Г. Неклюдовой, Т. В. Ильиной, в работах российских эстетиков и культурологов В. В. Бычкова, В. М. Диановой, И. П. Ильина, Н. Б. Маньковской, в философских исследованиях Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, М. С. Кагана. В поле нашего исследования оказались концептуальные основы различных течений и направлений в искусстве: реализма, маньеризма, символического романтизма, постмодернизма – поскольку все они в той или иной степени проявились в творчестве А. П. Хмелевского Творческое наследие этого мастера до настоящего времени остаётся недостаточно изученным. Можно назвать лишь небольшое количество исследовательских работ, вступительных статей к альбомам, каталогам, посвящённых рассмотрению отдельных аспектов творчества скульптора. Среди них – статьи З. Естамоновой, Г. Юдина, Ю. Кожуховой, А. Киреева, Н. Ким, Н. Кузнецовой, И. Ляхова, Е. Ореховской, Л. Оленич, О. Штраус, В. Соловьева. Стилевые особенности творчества А. П. Хмелевского освещены в работах В. А. Откидач, С. Грачёвой, Т. М. Высоцкой. Сведения об основных событиях жизни мастера, которые имеют значение для анализа его творчества, содержатся в биографическом справочнике «Художники Кемерово. 1930–2003», составленном искусствоведом М. Ю. Чертоговой. Статьи о А. П. Хмелевском имеют преимущественно информационный, а не аналитический характер. Все публикации объединяет признание авторами высокой художественности и своеобразия пластики скульптора. Но в них отсутствуют, однако, научная периодизация и всесторонний анализ эволюции его творчества. 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА А. П. ХМЕЛЕВСКОГО В РУСЛЕ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА 1.1. Проблема соотношения традиций и инноваций в искусстве и ее преломление в творчестве художника........................................................................ 5 1.2. Характеристика развития образов и пластических форм в скульптуре второй половины ХХ – начала XXI века.............................................................. 16 1.3. Биография скульптора. Годы учебы, начало творческого пути А. П. Хмелевского (1970-е – начало 1980-х годов)............................................. 33 1.4. Кузбасский период творчества (начало 1980-х – середина 1990-х годов) 44 1.5. Последний период творчества А. П. Хмелевского (середина 1990-х – 2008 год)................................................................................................................... 58 Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ХМЕЛЕВСКОГО ТЕНДЕНЦИЙ ИСКУССТВА XX ВЕКА 2.1. Метод реализма как основа творчества скульптора А. П. Хмелевского.... 73 2.2. Эстетика маньеризма, барокко, романтизма, символизма в творчестве скульптора А. П. Хмелевского.............................................................................. 87 2.3. Черты эстетики постмодернизма в творчестве А. П. Хмелевского............ 102 2.4. Духовно-нравственные искания в творчестве Кемеровского скульптора А. П. Хмелевского (религиозные и трагические мотивы).................................. 116 2.5. Место А. П. Хмелевского в отечественном и мировом искусстве скульптуры.............................................................................................................. 134 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 149 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................... 156 ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 164 СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ............................................................. 186 187
Стр.187

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически