Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Еврей в России

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц22
ID7413
Кому рекомендованоОчерки
Лесков, Н.С. Еврей в России : Очерк / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1884 .— 22 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/7413 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Николай Лесков. <...> Несколько замечаний по еврейскому вопросу Лесков, читаемый сегодня История этого текста, написанного популярнейшим русским классиком и, однако, до сей поры практически читателям неизвестного, выясняется из двух источников: из книги Андрея Лескова "Жизнь Николая Лескова" (М" 1984. <...> После того как на юге России в 1881-1882 гг. прошла волна погромов, царское правительство решило создать для рассмотрения причин произошедшего особую комиссию. <...> Вопрос стоял в следующей плоскости: являются ли погромы ответом "толпы" на эксплуатацию, которой якобы подвергали евреи окружающее население, и соответственно надо ли для устранения причины погромов пресечь экономическую деятельность евреев и отгородить их от прочего населения или надо решать еврейскую проблему на путях общего развития народной жизни, вовлекая евреев в общегражданский процесс. <...> Лесков был избран в качестве автора по теме "быт и нравы евреев". <...> Выбор Лескова в качестве автора был неслучаен, хотя и не лишен пикантности: автор "Владычного суда", "Жидовской кувырколлегии" и "Ракушанского меламеда" считался в этом вопросе признанным экспертом, однако не избежал и обвинений в антисемитизме, довольно, впрочем, темных и смутных как по причине их абсурдности, так и потому, что подобные обвинения бывает унизительно опровергать. <...> Лесков на его предложение согласился и засел за работу. <...> К декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. <...> Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. <...> , написал Я, Николай Лесков, а представил ее к печати некий Петр Львович Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором". <...> В 1916 г. Юлий Гессен совершенно случайно наткнулся на черновик и беловик анонимной рукописи по еврейскому вопросу (что и привлекло его, так как Гессен был крупнейшим знатоком темы и инициатором "Еврейской энциклопедии"). <...> Еврей в России (сокращенный вариант) ...Но действительно <...>
Еврей_в_России.pdf
Николай Лесков. Еврей в России --------------------------------------------------------------Воспроизведение сокращенной публикации в "Дружбе Народов" Москва "Книга" 1990 ББК 84Р1-4 Л50 ISBN 5-212-00577-9 Л 4702010104-135 http://nidela.chat.ru/ --------------------------------------------------------------Аннинский. Несколько замечаний по еврейскому вопросу Лесков, читаемый сегодня История этого текста, написанного популярнейшим русским классиком и, однако, до сей поры практически читателям неизвестного, выясняется из двух источников: из книги Андрея Лескова "Жизнь Николая Лескова" (М" 1984.Т.2. С.226-228) и из комментариев известного историка и архивиста Юлия Гессена. История такова. После того как на юге России в 1881-1882 гг. прошла волна погромов, царское правительство решило создать произошедшего особую комиссию. Ее возглавил граф для рассмотрения причин К.Пален. Вопрос стоял в следующей плоскости: являются ли погромы ответом "толпы" на эксплуатацию, которой якобы подвергали евреи окружающее население, и соответственно надо ли для устранения причины погромов пресечь экономическую деятельность евреев и отгородить их от прочего населения или надо решать еврейскую проблему путях общего развития народной жизни, вовлекая на евреев в общегражданский процесс. Таков был контекст. Стремясь участвовать в работе комиссии Палена и влиять на ее решения, еврейская община Петербурга решила подготовить соответствующие материалы, заказав нескольким писателям, евреям и неевреям, тематические разработки. Лесков был избран в качестве автора по теме "быт и нравы евреев". Выбор Лескова в качестве автора был пикантности: автор "Владычного суда", "Жидовской неслучаен, хотя и не лишен кувырколлегии" и "Ракушанского меламеда" считался в этом вопросе признанным экспертом, однако не избежал и обвинений в антисемитизме, довольно, впрочем, темных и смутных как по причине их абсурдности, так и потому, что подобные обвинения бывает унизительно опровергать. В начале 1883 г. к Лескову явился с соответствующим П.Л.Розенберг. Лесков на его предложение согласился и засел за декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. 21 декабря 1883 г. текст был цензурован и отпечатан брошюрой в предназначенных не для продажи, а исключительно для количестве 50 экземпляров, комиссии Палена. Автор указан не был. На своем личном экземпляре Лесков сделал напечатанную с разрешения министра внутренних дел написал Я, Николай Лесков, а представил ее к графа печати некий надпись: "Эту книгу, Дм. А. Толстого, Петр Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором". Экземпляр с этой надписью, переданный сыном писателя в архив, впоследствии практически и все 50 книжек тиража. Однако сведения о печать: обсуждались и цитировались фрагменты из него в отчетах проникли о Львович пропал. Утрачены были тексте комиссии. Узкий круг знал секрет авторства: сохранилось письмо Н.Лескову от Владимира Соловьева, что тот прочел "Еврея в России" и что "по живости, полноте и силе аргументации" считает его лучшим по этому предмету трактатом, какой только знает. Однако сколько-нибудь широкому кругу Н.Лескова осталась неизвестной: она не вошла не только в прижизненных изданий его сочинений, но и в библиографические указатели в работе читателей работа ни творчества. Русский писатель, выступивший в защиту евреев, остался при своей темной и смутной в этом отношении репутации. В России такое бывает. Продолжилась эта история треть века спустя. В 1916 г. Юлий Гессен совершенно случайно наткнулся на черновик и беловик анонимной еврейскому вопросу (что и привлекло его, так как у Гессен него в оригинал лесковского очерка. В 1919 г. Гессен издал его государственном издательстве отдельной экземпляров, с именем автора Н.С.Лескова на руках в его предложением юрист работу. К одно из его рукописи по был крупнейшим знатоком темы и инициатором "Еврейской энциклопедии"). Вчитавшись, он припомнил что-то близкое в отчетах комиссии Палена. Остальное было вопросом техники: сличив почерк, Гессен убедился, что книжкой, тиражом 60 тысяч обложке и Заголовок очерка в издании Гессена немного исказился: "Евреи в России". Вступительная статья Ю.Гессена увенчивалась справкой "от издательства", авторский Петроградском портретом.
Стр.1