Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558901)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Герокинезиология. Наука об активном долголетии (700,00 руб.)

0   0
Первый авторОсинский Веслав
АвторыЛях В. И.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц313
ID739873
АннотацияВ монографии всесторонне исследуются теоретические и практические проблемы герокинезиологии – науки об активном долголетии, обосновывающей идеи, принципы, формы и методы физической активности людей пожилого возраста. Раскрываются личностные, социальные и организационные аспекты стимулирования физической активности пожилых людей, особенности разработки и реализации соответствующих программ, содержание диагностических и оценочных процедур с целью их адаптации к индивидуальным потребностям занимающихся. Приводятся комплексы упражнений, направленных на укрепление физических качеств – силы мышц, гибкости, ловкости, равновесия и др.
Кому рекомендованоКнига, без сомнения, будет полезна широкому кругу читателей – от специалистов, занимающихся исследованием теоретических проблем герокинезиологии, до организаторов и инструкторов программ физической активности, а также самих людей старшего возраста, заинтересованных в сохранении и поддержании своего физического и психического здоровья и активной жизнедеятельности на долгие годы.
ISBN978-5-907225-46-6
УДК796.0
ББК75.1
Осинский, В. Герокинезиология. Наука об активном долголетии [Электронный ресурс] / пер.: В.И. Лях, В. Осинский .— М. : Спорт, 2021 .— 313 с. : ил. — Пер. с пол.; Библиогр.: 291-309 .— ISBN 978-5-907225-46-6 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/739873

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Герокинезиология._Наука_об_активном_долголетии_(1).pdf
УДК 796/799 ББК 75.1 О73 Перевод с польского В.И. Ляха Осинский Веслав О73 Герокинезиология. Наука об активном долголетии. / В. Осинский; пер. с польск. В.И. Лях. – М.: Спорт, 2021. – 312 с. ISBN 978-5-907225-46-6 В монографии всесторонне исследуются теоретические и практические проблемы герокинезиологии – науки об активном долголетии, обосновывающей идеи, принципы, формы и методы физической активности людей пожилого возраста. Раскрываются личностные, социальные и организационные аспекты стимулирования физической активности пожилых людей, особенности разработки и реализации соответствующих программ, содержание диагностических и оценочных процедур с целью их адаптации к индивидуальным потребностям занимающихся. Приводятся комплексы упражнений, направленных на укрепление физических качеств – силы мышц, гибкости, ловкости, равновесия и др. Книга, без сомнения, будет полезна широкому кругу читателей – от специалистов, занимающихся исследованием теоретических проблем герокинезиологии, до организаторов и инструкторов программ физической активности, а также самих людей старшего возраста, заинтересованных в сохранении и поддержании своего физического и психического здоровья и активной жизнедеятельности на долгие годы. УДК 796/799 ББК 75.1 © Copyright by Wydawnictwo Lekarskie PZWL, Warszawa, 2013 ISBN 978-5-907225-46-6 (рус.) ISBN 978-83-200-4623-6 (польск.) © Лях В.И., пер. с польск., 2021 © Издательство «Спорт», издание, оформление, 2021
Стр.2
Содержание Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ГЕРОКИНЕЗИОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.1. Демографические аспекты старости: анализ и прогноз . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Современные теории старения: социальные предпосылки и факторы этиопатогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.3. Наследственность и старение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.4. Показания к физической активности пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.5. Герокинезиология – междисциплинарная область научных исследований об активном долголетии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Глава 2. ЛИЧНОСТНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.1. Формирование устойчивой мотивации к занятиям физической активностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.2. Выработка положительных установок на участие в программах физической активности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.3. Социальные и организационные факторы стимулирования физической активности пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 2.3.1. Политика Европейского Союза по созданию условий для повышения физической активности населения. . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.3.2. Преодоление дискриминации по возрастному признаку и устранение препятствий для участия пожилых людей в физической активности . . . 44 2.3.3. Организационные и институциональные факторы развития физической активности пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.4. Будущее – за интегрированными программами физической активности для лиц пожилого возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ . . . . . . . . . . . . 53 3.1. Значение программ физической активности для улучшения физического, нравственного и социального самочувствия пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . 53 3.2. Учет при разработке программ индивидуальных особенностей и физических возможностей пожилого человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Стр.3
4 Герокинезиология 3.3. Принципы подбора упражнений и проведения занятий с пожилыми людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 3.4. Выбор форм и интенсивности физической активности, адекватных цели программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 3.5. Предварительная оценка готовности пожилых людей к участию в программе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 3.6. Основные принципы правильного питания пожилых людей . . . . . . . . . . . . 78 Глава 4. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 4.1. Диагностические и оценочные процедуры в подготовке и коррекции программ физической активности для лиц пожилого возраста . . . . . . . . . . 85 4.2. Оздоровительная концепция физической активности H-RF как теоретическая основа разработки программ для пожилых людей. . . . . 90 4.3. Особенности H-RF-диагностики отдельных аспектов физической подготовленности пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 4.4. Понятие функциональной подготовленности и его структура . . . . . . . . . . . 99 4.5. Фитнес-диагностика физической и функциональной подготовленности в программах физической активности для пожилых людей . . . . . . . . . . . . 103 4.5.1. Методы диагностики и оценивания физической и функциональной подготовленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 4.5.2. Оздоровительный фитнес-тест «Еврофит для взрослых». . . . . . . . . . . 105 4.5.3. Функциональный фитнес-тест для пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . 108 4.5.4. Тесты для оценки повседневных действий пожилых людей . . . . . . . . 111 4.6. Понятие физической активности и методы ее оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . 112 4.6.1. Методы измерения, основанные на наблюдении и анкетировании . . . 114 4.6.2. Диагностика с использованием механических и электронных устройств измерения движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 4.6.3. Методы, основанные на измерении физиологических реакций . . . . . . 119 Глава 5. ЗНАЧЕНИЕ АЭРОБНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СТАРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 5.1. Возрастные изменения физиологических функций и физическая активность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 5.2. Понятия аэробной работоспособности и выносливости. . . . . . . . . . . . . . . 130 5.3. Физиологические механизмы тренировки выносливости. . . . . . . . . . . . . . 134 5.4. Оценка физической работоспособности и выносливости. . . . . . . . . . . . . . 138 5.5. Рекомендации по целенаправленному развитию аэробных способностей: определение частоты, интенсивности, продолжительности и типа тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 5.6. Рекомендуемые формы и режим физической активности. . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.4
Содержание Глава 6. ТРЕНИРОВКА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ (СИЛОВАЯ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 6.1. Оздоровительные эффекты тренировок с сопротивлением и особенности их использования на занятиях с пожилыми людьми . . . . . 149 6.4. Величина нагрузки в силовой тренировке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 6.5. Основные типы упражнений с сопротивлением в программах для пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 5 6.2. Типы мышечных сокращений и методы измерения мышечной силы . . . . 154 6.3. Воздействия силовой тренировки на функциональные возможности организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 6.6. Безопасность и меры предосторожности в силовых тренировках . . . . . . . 169 6.7. Примеры упражнений с сопротивлением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОСТИ ТЕЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 7.1. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и необходимость поддержания подвижности суставов . . . . . . . . . . . . . . . . 181 7.2. Измерение гибкости тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 7.3. Методы тренировки гибкости тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 7.4. Примеры упражнений на гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Глава 8. СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПАДЕНИЙ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 8.1. Причины снижения устойчивости и потери равновесия тела. . . . . . . . . . . 202 8.2. Факторы увеличения риска падений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 8.3. Оценка постуральной устойчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 8.3.1. Клинические тесты для оценки постуральной устойчивости. . . . . . . . 209 8.3.2. Лабораторные измерения постуральной устойчивости. . . . . . . . . . . . . 213 8.3.3. Измерения координационно-двигательных способностей . . . . . . . . . . 214 8.4. Особенности программы, направленной на улучшение равновесия тела и предотвращение падений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 8.5. Примеры упражнений на равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 9.1. Возрастные изменения когнитивных и неврологических функций . . . . . . 226 9.2. Физическая активность и психическое состояние пожилых людей. . . . . . 229 9.3. Воздействие физической активности на мозг человека. . . . . . . . . . . . . . . . 232 9.4. Физическая активность и качество жизни пожилых людей . . . . . . . . . . . . 234 9.5. Мифы и стереотипы, связанные с физической активностью пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Стр.5
6 Герокинезиология Глава 10. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЛИЦАМ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 10.1. Физическая активность при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 10.1.1. Ишемическая болезнь сердца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 10.1.2. Гипертония. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 10.1.3. Инсульт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 10.2. Физическая активность при заболеваниях дыхательных путей и легких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 10.2.1. Астма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 10.2.2. Хроническая обструктивная болезнь легких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 10.3. Физическая активность при диабете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 10.4. Физическая активность при нарушениях опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 10.4.1. Остеопороз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 10.4.2. Остеоартроз и ревматоидный артрит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 10.4.3. Дегенеративные изменения позвоночника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 10.5. Физическая активность лиц с неврологическими и когнитивными расстройствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 10.5.1. Болезнь Паркинсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 10.5.2. Болезнь Альцгеймера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 10.5.3. Рассеянный склероз. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Глава 11. ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 11.1. Требования к инструктору программ физической активности для пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 11.2. Практические рекомендации инструктору по организации и проведению занятий с пожилыми людьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически