УДК 008
ББК 71
М 63
Мир культуры: искусство, наука, образование : сборник научных статей /
сост. А.С. Макурина. – Вып. 9. – Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
2020. – 332 с.
ISBN 978-5-94934-090-5
В сборнике представлены научные статьи, посвященные осмыслению
актуальных вопросов в области искусства, науки, образования и культуры.
Сборник адресован обучающимся и преподавателям образовательных
учреждений творческой направленности, всем тем, кто интересуется проблемами
культуры и искусства.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
ISBN 978-5-94934-090-5
© ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», 2020
© Авторы, 2020
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Поздравление ректора ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Е.Р. Сизовой с 85-летием профессионального
музыкального образования на Южном Урале .....................................................................................................................7
Оснач В.П. Презентация III части книги «По страницам истории» – «На волнах перестройки. 1987–2011»
(Россия, Челябинск) ..............................................................................................................................................................8
Международное заседание круглого стола «Искусство, наука, образование в контексте знаменательных дат
первой четверти XXI века» на базе ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского» .................................................................................................................................................. 13
Круглый стол «Проблемы и вызовы современного образования: от дистанционных образовательных
технологий к живому общению» ........................................................................................................................................ 38
РАЗДЕЛ 1
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Аксенова Д.А., Тимофеева С.П. Особенности поздравлений и пожеланий в социальной сети «Facebook»
и «Вконтакте» на русском, английском и французском языках (Россия, Санкт-Петербург) .................................... 49
Антошкина Ю.А., Каработова В.С. Некоторые отличительные черты фортепианного стиля С.С. Прокофьева
(Россия, Челябинск) ............................................................................................................................................................ 53
Атаманова Д.В., Казанский М.Д. Традиционный музыкальный фольклор села Катенино Варненского района
Челябинской области в публикациях исследователей фольклора Южного Урала (Россия, Челябинск) .................... 58
Ахметбекова Д.М. Восприятие спектаклей современного танца и готовность зрителя к диалогу с автором
(Россия, Челябинск) ............................................................................................................................................................ 62
Бирюков М.Ю. Пропорциональность цветовых отношений, колорит и цветовая гармония как константы
живописного искусства (ЛНР, Луганск) ........................................................................................................................... 67
Былинкина В.В. Развитие сюиты в творчестве белорусских композиторов XХ века
(Республика Беларусь, Минск) ........................................................................................................................................... 70
Валиахметов А.Н. Изучение исторической памяти о гражданской войне в России в современной
отечественной историографии (Россия, Казань) ............................................................................................................. 72
Георгиева М.С. Интонационно-тематические особенности фортепианной миниатюры canzona matinata
op. 39 № 4 н. Метнера (Республика Молдова, Кишинёв) ................................................................................................. 75
Гурченко А.И. Фольклорные традиции белорусов в торжественной церемонии открытия II Европейских игр
в Минске (Республика Беларусь, Минск) .......................................................................................................................... 78
Ефремова И.В. О соотношении понятий игры и интереса в формате бальной традиции
(Республика Беларусь, Минск) ........................................................................................................................................... 81
Заболоцкая А.В. Дефиниция понятия «жанр» в музыкальном и хореографическом искусстве
(Россия, Челябинск) ............................................................................................................................................................ 84
Ивлев Н.Н. Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов факультета изобразительного
искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского в 2015–2020 гг.
(Россия, Челябинск) ............................................................................................................................................................ 87
Касымходжаева С.Б. Опера и фольклор – на примере композиторского творчества Узбекистана
(Республика Узбекистан, Ташкент) ................................................................................................................................. 92
Кочеков В.Ф. Татарская национальная культура в многонациональном культурном ареале Челябинской области
(Россия, Челябинск) ............................................................................................................................................................. 97
Кочина Е.В. Сергей Рахманинов – композитор и пианист (Россия, Орёл) .................................................................... 99
Ли Вэнь Янь. Мировые тенденции становления и развития художественного радиовещания
(Республика Беларусь, Минск) ......................................................................................................................................... 102
Литвинова О.А. Сценическое действие как средство донесения авторской идеи до современного зрителя
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 105
Мальцева Е.А. Железная дорога в советском изобразительном искусстве: эволюция образа
(Россия, Новосибирск) ...................................................................................................................................................... 109
Маслова К.Ю. Некоторые особенности композиторского стиля на примере камерных сочинений К.А.Дебюсси
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 111
Морозов А.В. Совершенствование межкультурного диалога на евразийском цивилизационном пространстве
(Республика Беларусь, Минск) ......................................................................................................................................... 113
3
Стр.3
Моторная С.Е., Юшутин М.Ф. Folk Art and Personality Formation (Россия, Симферополь) ..................................... 117
Муравецкая Т.Н. Хореография как основа творческого развития детей младшего школьного возраста
(Россия, Новый Оскол) ..................................................................................................................................................... 120
Никулин А.А. Универсиада как синтез спорта и искусства (Россия, Челябинск) ........................................................ 123
Новикова Е.С., Павленко Е.Е. Жизнь и творчество Сергея Рахманинова – образец преданности России
(Россия, Новый Оскол, Саратов) .................................................................................................................................... 126
Останькович М.А. Александр Романов (композитор Казахстана) (Республика Казахстан, Нур-Султан) .............. 128
Павленко Е.Е., Павленко О.М. Пути исполнительства и музыкальной педагогики Николая Метнера
(Россия, Саратов, Новый Оскол) .................................................................................................................................... 129
Паневин С.О., Сидорова К.С., Юровская О.Л. Свадебный обряд горнозаводских сел Челябинской области:
драматургия и символика (Россия, Челябинск) .............................................................................................................. 133
Пашнина А.И. Роль дирижерского мышления в работе пианиста-концертмейстера (Россия, Челябинск) .............. 139
Порозов Р.Ю. Практика интерпретации субкультурного освоения городского пространства
(Россия, Екатеринбург) .................................................................................................................................................... 141
Просветов А.В. История балалаечного искусства в 60–90 годы ХХ столетия (Россия, Челябинск) ........................ 147
Просветова Е.Е. Оригинальный репертуар для домры соло в творчестве композиторов-исполнителей
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 150
Растворова Н.В. Советская массовая песня как историко-культурный феномен (Россия, Челябинск) ................... 154
Родцевич А.П. Научно-критическая мысль в области народного творчества Беларуси как объект
компаративного исследования (Республика Беларусь, Минск) ..................................................................................... 158
Секретова Л.А. Не забывать учителей своих… (Россия, Челябинск) .......................................................................... 160
Силантьев И.В. Духовно-музыкальное творчество протоиерея Димитрия Аллеманова в хоровом репертуаре
конца XIX – первых десятилетий XX века (Россия, Москва) ........................................................................................ 162
Сиэ Вэй. Национальные особенности китайского театрального искусства (Республика Беларусь, Минск) ............. 168
Старикова В.В. Музыкальное радиовещание Беларуси ХХ века (на материале архивных поисков)
(Республика Беларусь, Минск) ......................................................................................................................................... 169
Тарбеева М.И., Полякова А.С. «Сохранять традиции народного танца, но осмысляя их по-новому»:
опыт балетмейстера М.С. Годенко в создании авторских хореографических произведений
(Россия, Екатеринбург) .................................................................................................................................................... 172
Тельнова Н.А. Грани таланта: очерк деятельности Ирины Георгиевны Дымовой (Россия, Челябинск) ................... 175
Тупчиенко Б.Н. Интерпретация англосаксонского эпоса «Беовульф» в кинофильме «Беовульф и Грендель»
режисера С. Гуннарссона (Республика Беларусь, Минск) ............................................................................................. 178
Хамидова М.А. От классицизма к романтизму и далее… к модернистским концепциям
(Республика Узбекистан, Ташкент) ............................................................................................................................... 181
Шугаева Е.В. Сравнительный анализ средств музыкальной выразительности риторической музыки эпохи
барокко и романтической музыки (Россия, Челябинск) ................................................................................................ 184
Юсупов И.А. Творческий путь С.А. Круподерова (Россия, Челябинск) ....................................................................... 188
Ясинская К.В. Особенности интонационно-тематической организации symphony-reminiscenсe В. Чолака
(Республика Молдова, Кишинев) ...................................................................................................................................... 196
РАЗДЕЛ 2
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Алёшина Д.Д. Некоторые особенности работы в классе фортепиано с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (Россия, Орёл) ........................................................................................................................ 202
Анурова Т.А., Голентовская Т.А. Музыкально-педагогическая культура родителей и ее влияние
на гармоничное развитие детей (Россия, Белгородская область, п. Прохоровка) ...................................................... 203
Бакулина А.П. Первоначальные этапы обучения игре на классической гитаре (Россия, Новый Оскол) .................. 206
Бутова И.А. Пути совершенствования практической подготовки музыканта-концертмейстера
в многоуровневом вузе-комплексе (Россия, Челябинск) ............................................................................................... 208
Васильчикова Т.Ю. Особенности развития способностей детей дошкольного возраста
в ходе обучения игре на фортепиано (Россия, Новый Оскол) ....................................................................................... 211
4
Стр.4
Егер М.А. Формирование навыков анализа и интерпретации произведений искусства в профессиональной
подготовке будущих педагогов изобразительного искусства (ЛНР, Луганск) ........................................................... 214
Егорова ЮА. Педагогическое целеполагание как условие эффективности процесса обучения в классе
специального фортепиано в ДШИ и ДМШ (Россия, Республика Татарстан, Чистополь) ...................................... 218
Едакина А.С. Спектр использования современных компьютерных технологий в сфере композиции
и компьютерного исполнительства (Россия, Челябинск) .............................................................................................. 221
Ерошкина Н.А. Актерское мастерство для начинающих артистов-вокалистов (Россия, Челябинск) ....................... 224
Ибрагимов Р.С. Общение и его роль в жизни человека (Россия, Симферополь) ........................................................ 227
Кисленко О.В. Дистанционная работа на отделении эстрадного пения,
приобретённый опыт и защита государственных экзаменов в новых условиях (Россия, Челябинск) ...................... 229
Колесникова Е.В. Предметно-музыкальная образовательная среда как педагогическое условие тьюторского
сопровождения студентов музыкальных вузов (Россия, Челябинск) ........................................................................... 234
Коночкина О.И. Медиатехнологии в системе художественного образования (ЛНР, Луганск) ................................. 237
Костюк О.Н. Факультет изобразительного искусства на современном этапе в системе художественного
образования Челябинской области (Россия, Челябинск) ............................................................................................... 240
Крестовская О.С. Обучение пению учащихся музыкального колледжа на начальном этапе
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 243
Кузина М.В., Царько С.А. Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного
профиля (Россия, Елец, Липецк) ...................................................................................................................................... 245
Кучер Н.Ю. Применение методов контекстного обучения в подготовке музыковедов: теоретический аспект
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 248
Лукашевская В.А. Ответственность педагога-скрипача за музыкальное будущее своего воспитанника
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 252
Маховых Ю.А. Этническая идентичность и стрессоустойчивость студентов высшего учебного заведения
(Россия, Севастополь) ...................................................................................................................................................... 255
Меремьянина Л.Н. Инновационно-технологические аспекты формирования исполнительской компетентности
будущих учителей музыки (ЛНР, Стаханов) ................................................................................................................ 257
Морозова Е.В. Об особенностях подхода к обучению поколений Z и Aльфа (Россия, Москва) ............................... 261
Неверов А.Я. Патриотизм как национальная идея или новая идеология российского общества
(Россия, Курган) ................................................................................................................................................................ 263
Неволина С.П. Вопросы профессиональной оснащенности педагога-музыканта (Россия, Челябинск) ................... 267
Опренко Л.С. Эстетическая роль современного искусства в воспитании молодежи (ЛНР, Луганск) ...................... 270
Ротмистрова О.В., Супронова А.Н. Дидактический потенциал произведений изобразительного искусства
на занятиях по русскому языку как иностранному (Россия, Санкт-Петербург) ....................................................... 272
Рыбакова Н.Н. О необходимости повышения качества подготовки выпускников ДМШ (Россия, Челябинск) ...... 276
Рыжковская К.С. Формирование стилевых умений джазового пения у обучающихся музыкального колледжа
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 278
Садыкова И.Р. Значение волевых качеств в профессиональной деятельности дирижера-хормейстера
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 284
Сайгафарова Л.Т., Останькович М.А. Дистанционное обучение. Возможности и перспективы
(Республика Казахстан, Нур-Султан) ............................................................................................................................ 287
Сапрыкина А.Е. Динамика стрессоустойчивости на этапах профессионального становления личности.
Современное состояние вопроса (Россия, Севастополь) .............................................................................................. 289
Сафронова М.В. Особенности вокальной подготовки студентов кафедры хорового дирижирования
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 291
Севостьянов Р.В. Современные методы работы над нотным текстом в музыкальном колледже
(Россия, Челябинск) .......................................................................................................................................................... 294
Титова С.С., Морозова О.П. Практические аспекты преподавания теоретических дисциплин на примере
курса «Музыка. Фортепиано» по программам дополнительного образования: применение медиаконтента
по методикам преподавания фортепиано (Россия, Челябинск) .................................................................................... 297
5
Стр.5
Ушаков И.Б., Шамгунов А.Н. Медицинская ноксология: перспективы развития как научной и учебной
дисциплины (Россия, Москва, Челябинск) ...................................................................................................................... 302
Фесенко Е.А., Шелягина Л.И. Развитите творческого интеллекта (Россия, Челябинск) ............................................ 304
Харьковская М.И., Коджаева Е.С. Начальный этап работы над музыкальным произведением
(Россия, Новый Оскол) ..................................................................................................................................................... 308
Хмыров А.В. О специфике подготовки звукорежиссеров в вузах Узбекистана
(Республика Узбекистан, Ташкент) ............................................................................................................................... 310
РАЗДЕЛ 3
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Ефремова А.Ю. Механизмы развития токсических эффектов метотрексата при лечении псориаза
и их профилактика (Россия, Санкт-Петербург) ............................................................................................................ 313
Корсикова В.В. Анализ причин и уровня смертности ликвидаторов последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС (Россия, Санкт-Петербург) ................................................................................................... 317
Куриляк М.М. Основы патогенеза, диагностики и лечения гипертрофической кардиомиопатии
(Россия, Пермь) ................................................................................................................................................................. 321
Самусенкова Д.В., Жулин И.В. Опасность злоупотребления мускатным орехом
(Россия, Санкт-Петербург) ............................................................................................................................................. 324
Чудиевич С.Н., Соколова П.Г., Сулименко М.В. Токсикология горчичного газа: механизм действия,
методы терапии отравлений (Россия, Санкт-Петербург) ............................................................................................. 328
6
Стр.6