Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558305)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Краеведение. Кемеровская область (220,00 руб.)

0   0
Первый авторУсков Игорь Юрьевич
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц175
ID733880
АннотацияВ учебном пособии рассматривается специфика объекта краеведения, показана роль видных ученых в разработке методов краеведческих исследований, раскрываются основные практики краеведческой работы, прослежены основные этапы развития кузбасского краеведения. Особое внимание уделено характеристике символов местного сообщества Кузбасса.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета социально-культурных технологий КемГИК 02.10.2018 г., протокол № 1.
Кому рекомендованоУчебное пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для всех интересующихся проблемами развития краеведения в регионе.
ISBN978-5-8154-0472-4
УДК908(571.17)(075.8)
ББК26.89(2Рос-4Кем)я73
Усков, И. Ю. Краеведение. Кемеровская область [Электронный ресурс] : учебное пособие по направлению подготовки 51.03.04 "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия", профиль "Культурный туризм и экскурсионная деятельность" / КемГИК, И. Ю. Усков .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2019 .— 175 с. — Библиогр.: с. 132 .— ISBN 978-5-8154-0472-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/733880

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Краеведение._Кемеровская_область_.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.174
Краеведение._Кемеровская_область_.pdf
УДК 908(571.17)(075.8) ББК 26.89(2Рос-4Кем)я73 У75 Утверждено на заседании кафедры музейного дела КемГИК 30.08.2018 г., протокол № 2. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета социально-культурных технологий КемГИК 02.10.2018 г., протокол № 1. Рецензенты: Д. Д. Родионова, канд. филос. наук, зав. кафедрой музейного дела ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»; А. В. Тараканов, канд. ист. наук, зав. методическим отделом ГАУДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Усков, И. Ю. У75 Краеведение. Кемеровская область [Текст]: учебное пособие по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» / И. Ю. Усков; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 175 с. ISBN 978-5-8154-0472-4 В учебном пособии рассматривается специфика объекта краеведения, показана роль видных ученых в разработке методов краеведческих исследований, раскрываются основные практики краеведческой работы, прослежены основные этапы развития кузбасского краеведения. Особое внимание уделено характеристике символов местного сообщества Кузбасса. Учебное пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также для всех интересующихся проблемами развития краеведения в регионе. УДК 908(571.17)(075. 8) ББК 26.89(2Рос-4Кем)я73 ISBN 978-5-8154-0472-4 © Усков И. Ю., 2019 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры, 2019 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Целью учебного пособия «Краеведение. Кемеровская область» является формирование системных теоретических знаний и практических навыков использования методик краеведения в практике музейного дела. В рамках образовательной программы по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» актуальными представляются следующие практики краеведческой работы: музей – научно-методический центр краеведения; региональный компонент в образовательном пространстве; краеведческие ресурсы познавательного туризма. Самой массовой группой комплексного профиля в музейной сети России являются краеведческие музеи (более 800), которые документируют различные стороны жизни (природные условия, историческое развитие, экономику, быт, культуру) конкретного административно-территориального региона или населенного пункта. Музейное строительство содействует трансформации процесса познания родного края из новации в традицию, обеспечивает сохранение и передачу накопленного исследовательского опыта. Местные музеи («музеи местного края») изначально возникали как научные центры краеведения. В контексте современных цивилизационных процессов (глобализация, всепроникающая интеграция) возрастает роль краеведческого музея как действенного механизма передачи культурно-исторического наследия локального социума. Через хронологическую последовательность композиционных схем музейной экспозиции краеведческий музей реализует преемственность социокультурного опыта между поколениями, связывая прошлое с будущим через интерпретацию в настоящем1. Местный материал краеведческих музеев благодаря своей конкретности, наглядности и аксиологичности крайне востребован в педагогической практике, так как активизирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает более осознанному усвоению самых сложных тем социально-политического, экономического и культурного характера. Замечательным феноменом отечественной культуры и образования являются школьные музеи, обладающие значительным образова1 Киселев А. В. Цивилизационный статус краеведческого музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2014. – № 2. – С. 15–28. 3
Стр.3
тельно-воспитательным потенциалом. Особенность образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Создать школьный музей, обеспечить эффективное выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятникоохранных функций можно лишь при условии достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания целей и методов выявления, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия краеведческими и музейными средствами2. Изучение родного края через призму его туристической самобытности – цель туристического краеведения, объектом которого является рекреационно-туристический комплекс, предметом – природные и историкокультурные рекреационные ресурсы родного края. Вообще, краеведение, музееведение и туризм органично взаимосвязаны между собой. Гид-экскурсовод (музеевед), как и руководитель похода, представляют региональный компонент (информационное поле, аккумулируемое краеведением) в экскурсии, тем самым создают туристический продукт3. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся способности применять теоретические основы и методологию историкокультурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия; участвовать в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм. В результате освоения содержания материала учебного пособия обучающийся должен: знать: – основные исследовательские подходы в определении сущности краеведения, формы и методы краеведческой деятельности; – основные этапы развития и современное состояние кузбасского краеведения; – базовую информацию о символах Кузбасса; 2 Туманов В. Е. Школьные музеи // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 2. – С. 74–80. 3 Северный В. Я. Тройственный союз в туризме // Балибаловские чтения. – Кемерово, 2005. – Вып. 4. – С. 83–85. 4
Стр.4
уметь: – определять специфику предмета изучения – краеведения; – использовать краеведческую информацию при разработке различных экскурсионных маршрутов и программ; владеть: – способностью использовать историко-краеведческий подход в изучении, сохранении, освоении и пропаганде историко-культурного и природного наследия; – способностью использовать полидисциплинарный потенциал краеведения в профессиональной деятельности. Учебное пособие состоит из трех глав: «Краеведение как отечественный социокультурный феномен», «История кузбасского краеведения», «Местное сообщество Кузбасса: отражение в символах». В целях организации самостоятельной работы студентам предлагаются вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы. В приложения включены законодательные, нормативно-распорядительные и делопроизводственные документы по истории краеведения в России и в Кемеровской области, а также этимология некоторых региональных топонимов. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………….... 3 Глава 1. Краеведение как отечественный социокультурный феномен………………………………………………………………….. 6 1.1. Теоретико-методологические основы краеведения……………… 6 1.2. Формирование краеведческого знания (XVIII – начало XX в.)..... 12 1.3. Кемеровская область: географическое положение, геологическое строение, административно-территориальное устройство……... 21 Глава 2. История кузбасского краеведения………………………… 39 2.1. Накопление историко-географического знания о Кузнецкой земле в XVII в…..………………………………………………………... 39 2.2. Научное открытие Кузнецкой земли в XVIII в..………………...... 44 2.3. Родной край: обретение имени ……………………………………. 51 2.4. Становление кузнецкого исторического краеведения…….…….. 56 2.5. Краеведческое движение в Кузбассе в 1920 – начале 1940-х гг… 67 2.6. Развитие организационных форм кузбасского краеведения в конце 1940–1980-х гг…...……………………………………….……. 87 Глава 3. Местное сообщество Кузбасса: отражение в символах…. 103 3.1. Язык земли: топонимия Кемеровской области..………………….. 103 3.2. Объекты культурного наследия в Кузбассе ……………………… 113 3.3. Кузбасская геральдика ………………………………………...…… 119 Заключение……………………………………………………………… 130 Список рекомендуемой литературы…………………………………… 132 Приложения.………………. ……………………………………………. 134 Предметный указатель ………………………………………………….. 173 174
Стр.174

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически