Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Хоровая аранжировка (110,00 руб.)

0   0
Первый авторСтенюшкина Татьяна Сергеевна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц59
ID733733
АннотацияПрактикум ориентирован на приобретение практических навыков работы с хоровой партитурой, создание собственных трактовок народных песен с учётом региональных, жанровых, исполнительских особенностей и особенностей конкретного хорового или ансамблевого состава.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 29.12.2018 г., протокол № 2. Стенюшкина, Т.
Кому рекомендованоДля обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 "Искусство народного пения", профиль "Хоровое народное пение", квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
ISBN978-5-8154-0479-3
УДК784.4(076.5)
ББК85.314я73
Стенюшкина, Т. С. Хоровая аранжировка [Электронный ресурс] : практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 "Искусство народного пения", профиль "Хоровое народное пение", квалификация (степень) выпускника "бакалавр" / КемГИК, Т. С. Стенюшкина .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2019 .— 59 с. — ноты .— ISBN 978-5-8154-0479-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/733733

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Хоровая_аранжировка_.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Хоровая_аранжировка_.pdf
УДК 784.4(076.5) ББК 85.314я73 С79 Утвержден на заседании кафедры народного хорового пения 20.12.2018 г., протокол № 4. Рекомендован к изданию методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 29.12.2018 г., протокол № 2. Стенюшкина, Т. С. С79 Хоровая аранжировка [Текст]: практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Т. С. Стенюшкина; Кемеров. гос. институт культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. институт культуры, 2019. – 59 с. ISBN 978-5-8154-0479-3 УДК 784.4(076.5) ББК 85.314я73 ISBN 978-5-8154-0479-3 © Т. С. Стенюшкина, 2019 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2019 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Хоровая аранжировка является одним из способов освоения, сохранения и обновления песенного фольклора в современных условиях, которая, кроме того, позволяет учесть все вокально-хоровые особенности конкретного коллектива, его технический и исполнительский уровень, решить учебные задачи. Аранжировка способствует расширению и обогащению репертуара народно-певческого коллектива, недостаток которого ощущает практически каждый руководитель. Это относится к любому детскому или взрослому коллективу, только начинающему или имеющему большой опыт концертной деятельности, самодеятельному или профессиональному, многоголосному хору или небольшому по составу ансамблю. В процессе переложения бытового варианта народной песни для концертного исполнения можно решить две задачи: 1) сохранение первоисточника как основы; 2) развитие фольклорного первоисточника и его обогащение. В практике народно-певческого исполнительства существуют различные формы коллективов, каждая из которых имеет свои задачи, средства художественной выразительности, свой стиль и репертуар. Если аутентичный коллектив является хранителем и первоисточником фольклора и его репертуар составляют песни только своей местности, то фольклорный ансамбль исполняет песни в оригинальном варианте, в аранжировке или собственном распеве. Он может воплощать на сцене одну или несколько традиций, используя при этом самые характерные их особенности. Народный хор – это сценическая форма воплощения народного искусства. Его задача – пропаганда народной песни, народной манеры пения в их стилизованном варианте. Основа творчества народного хора – авторская песня и обработка. Репертуар каждого коллектива должен соответствовать его исполнительскому стилю, профессиональному уровню, вокально-хоровой структуре. Основой репертуара в любой исполнительской форме является народная песня, но в каждом конкретном случае очень важно найти соотношение жанровых, стилистических, вокальных особенностей первоисточника и возможностей данного коллектива, его исполнительского стиля. Учесть это соотношение может помочь аранжировка песенного первоисточника в соответствии с направлением работы народно-певческого коллектива. 3
Стр.3
Важно помнить, что аранжировка, вызванная практической необходимостью, является процессом творческим. Это связано с многообразием жанров русского песенного фольклора, региональными особенностями, неповторимостью творческого стиля каждого коллектива и его руководителя, разнообразием певческих составов (ансамбль или хор, однородный или смешанный, с полным набором голосов или неполным). Всё это требует творческого подхода к первоисточнику, который позволит сохранить его неповторимость, с одной стороны, и дать ему новую жизнь – с другой. Одной из важных функций аранжировки является восстановление подлинного тембрального звучания фольклорного первоисточника и первоначального состава исполнителей, который определяется исходя из жанровой основы песни, региональных особенностей. Экспедиционные записи и исследования свидетельствует о том, что песенный фольклор в настоящее время чаще всего записывается от женских ансамблей. Именно благодаря им сохраняется песенный фольклор, особенности традиционной хореографии. Женщины в настоящее время исполняют песни разных жанров, даже те, которые не принадлежат к женской исполнительской традиции (походные, рекрутские, солдатские и т. д.). Поэтому, стремясь к правдивому и сценически оправданному исполнению, необходимо правильно определить состав исполнителей для песни, в котором она будет звучать убедительно и в соответствии с её жанровым своеобразием. И здесь тоже важен творческий подход и знание жанровых, стилевых особенностей песенного фольклора, вокальнохоровой структуры народного хора или ансамбля, особенностей строения партитуры народной песни. Аранжировка, как способ творческого развития песенного фольклора, как метод расширения репертуара, помогает обогатить, развить и вынести на сцену бесценные сокровища русской народной музыки. Целью освоения дисциплины «Хоровая аранжировка» является формирование представления об основах редактирования, переложения и обработки подлинного народно-песенного материала и авторских произведений для различных хоровых составов, а также навыков применения знаний на практике. Дисциплина «Хоровая аранжировка» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана. Для освоения дисциплины необходимы знания, умения, компетенции, сформированные в ходе изучения дисциплин профессионального цикла: «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Методика работы с народно-певческим коллективом», «Народные певческие стили», «Методика собирания и нотации русских народных песен», «Практическое руководство хоровым коллективом». 4
Стр.4
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: - способность и готовность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2); - способность и готовность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3); - способность записывать, нотировать, аранжировать подлинный народно-песенный материал (ПК-15). В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения: знать: – основные определения по изучаемой дисциплине: «аранжировка», «редактирование», «обработка», их основные отличия; – принципы переложения партитур русских народных песен и авторских произведений для различных хоровых составов; – способы и приёмы хоровой аранжировки; – приёмы составления хоровой партитуры на основе инструментального сопровождения; - основные правила редактирования фольклорных первоисточников; уметь: – определять принадлежность песни к тому или иному певческому стилю; – выбрать наиболее рациональный хоровой состав, соответствующий стилю, жанру песни; – применить различные приёмы переложения хоровых партитур на практике; владеть: – приёмами переложений фольклорных первоисточников и авторских произведений для различных составов хоров и ансамблей; – навыками составления хоровой партитуры на основе инструментального сопровождения; – приёмами редактирования и простейшей обработки фольклорных первоисточников для различных хоровых и ансамблевых составов. Дисциплина «Хоровая аранжировка» изучается студентами очной и заочной форм обучения в течение 2-го и 3-го семестров. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически