УДК 793.31(075.8)
ББК 85.32я73
П14
Утверждено на заседании кафедры народного танца 30.08.2018 года,
протокол № 1.
Рекомендовано к изданию УМС факультета хореографии КемГИК
24.12.2018 года, протокол № 4.
факультета хореографии Кемеровского государственного института культуры,
заслуженный работник культуры Российской Федерации;
Щанкин В. И., доцент кафедры балетмейстерского творчества
Рецензенты:
и международных конкурсов, член Всемирного совета танцев при ЮНЕСКО,
почётный работник культуры Кузбасса, заслуженный артист России,
Селивёрстов В. А., режиссёр-балетмейстер, лауреат всероссийских
художественный руководитель театра-танца «Сибирский калейдоскоп»
Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова.
П14
Палилей, А. В., Бондаренко, А. А., Бондаренко, С. Г.
Танец и методика его преподавания: народно-сценический
танец [Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению
подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура»,
профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом»
/ авт.-сост.: А. В. Палилей, А. А. Бондаренко, С. Г. Бондаренко.
– Кемерово: КемГИК, 2019. – 119 с.
ISBN 978-5-8154-0485-4
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы методики и практики
преподавания дисциплины «Танец и методика его преподавания: народно-сценический
танец». Пособие предназначено для бакалавров направления подготовки
51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим
любительским коллективом», а также может быть использовано в учебном
процессе обучающимися и преподавателями средних профессиональных учебных заведений
при изучении хореографических дисциплин, в специализированных хореографических
классах, а также руководителями хореографических любительских коллективов.
УДК
793.31(075.8)
ББК 85.32я73
ISBN 978-5-8154-0485-4 © А. В. Палилей, А. А. Бондаренко, С. Г. Бондаренко, 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2019
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития общества предъявляет повышенные
требования к профессиональному формированию специалистов в области
народно-сценического танца. Большое значение в образовательном процессе
вузов культуры приобретает совершенствование педагогических
методов при подготовке высококвалифицированных специалистов народно-сценического
танца.
Дисциплина «Танец и методика его преподавания: народно-сценический
танец», как часть блока специальных дисциплин в системе
профессионального обучения бакалавров направления «Народная художественная
культура», обеспечивает подготовку руководителей ансамбля
народно-сценического танца для учебных заведений среднего профессионального
и дополнительного образования, а также педагогов-репетиторов
ансамблей народного танца; способствует усвоению базовых терминов и
понятий в области методологии народно-сценического танца и технологий
хореографического образования, а также теории и методики преподавания
народного танца, изучению опыта ведущих педагогов народносценической
хореографии.
Данное учебно-методическое пособие послужит одним из источников
знаний и практическим руководством по учебной дисциплине «Танец
и методика его преподавания: народно-сценический танец» для обучающихся
направления подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура»,
профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом».
Целью
учебно-методического пособия является формирование целостных,
системных знаний и представлений обучающихся об истоках,
стилистике, разнообразной манере исполнения танцев народов, проживающих
в России, ближнего и дальнего зарубежья, современных тенденциях
их развития на основе анализа практической, методической деятельности
ведущих педагогов России, а также умений осуществлять программное
и методическое обеспечение учебного процесса, организовать
учебно-воспитательный процесс по народно-сценическому танцу.
Основными задачами учебно-методического пособия являются:
развитие профессиональных качеств будущих хореографов-балетмейстеров,
выработка танцевальной техники, совершенствование координации
движений;
усвоение теории и методики преподавания народно-сценического
3
танца, изучение опыта ведущих педагогов народно-сценической хореографии;
Стр.3
изучение основных факторов, влияющих на развитие народного
танцевального искусства;
изучение основных элементов народных танцев, особенностей
композиционного построения традиционных танцев (предусмотренных
программой курса);
накопление теоретических знаний и практических навыков по сочинению
и проведению занятий на основе народно-сценического танца.
подготовка обучающихся к применению полученных знаний
в учебной, творческо-практической и научной деятельности.
Предлагаемое учебно-методическое пособие расширит познания
ния: народно-сценический танец» состоит из трех глав:
В главе 1 народно-сценический танец рассматривается как неотъемобучающихся
в области теории и практики народно-сценического танца,
методики организации и проведения учебных занятий.
Учебно-методическое пособие «Танец и методика его преподавалемая
составляющая художественно-образовательной системы обучающихся
в вузе культуры, раскрываются основные этапы становления и развития
народно-сценического танца и его роль в подготовке педагогахореографа.
В
главе 2 представлены основные способы подготовки обучающихся
к педагогической деятельности и практические аспекты обучения студентов
народно-сценическому танцу: методы, приемы, организационные
формы урока, дается методика изучения технически сложных движений
на уроках народно-сценического танца.
В главе 3 приводятся способы организации самостоятельной работы
обучающихся по выполнению практических заданий.
В конце каждой главы предложены контрольные вопросы для самопроверки
знаний и умений, приобретенных студентами в ходе выполнения
практической работы. Также издание снабжено списком литературы,
терминологическим словарем и приложениями с примерами планов
практических и индивидуальных занятий и этюдом на основе женских
танцевальных движений туркменского народного танца «Натьиляр».
Данное пособие окажет обучающимся помощь в освоении дисциплины
«Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец»,
начинающим преподавателям и художественным руководителям творческих
коллективов – в решении практических задач при обучении и
воспитании исполнителей в любительских хореографических коллективах,
в осуществлении педагогической и балетмейстерской деятельности.
4
Стр.4