Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 548707)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Специальная психология (420,00 руб.)

0   0
АвторыЕлецкая О. В., Сорокин В. М., Матвеева М. В., Логинова Е. А., Щукин А. В.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц577
ID733051
АннотацияВ учебное пособие с практикумом включены теоретический и практический материал для усвоения дисциплин: «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Психолого-педагогическая работа с детьми с СДВГ», «Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Методология психолого-педагогического исследования» и др., а также планы практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной литературы по главам.
Кому рекомендованоУчебное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат) при изучении дисциплины «Специальная психология»; логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
ISBN978-5-00136-129-9
УДК376.3(075.8)
ББК74.6я73
Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова, А.В. Щукин .— М. : ВЛАДОС, 2020 .— 577 с. : ил. — (Учебник для вузов (бакалавриат)) .— ISBN 978-5-00136-129-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/733051

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специальная_психология_учебное_пособие_с_практикумом_для_вузов.pdf
УДК 376.3(075.8) ББК 74.6я73 Е50 Рецензенты: Л.Я. Миссуловин, доктор психологических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина) Ю.А. Королева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии (ОГПУ) О.В. Елецкая — кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург Научный редактор: Е50 Елецкая О.В., Сорокин В.М., Матвеева М.В., Логинова Е.А., Щукин А.В. Специальная психология : учебное пособие с практикумом для вузов / ISBN 978-5-00136-129-9 териалВ учебное пособие с практикумом включены теоретический и практический маями СДВГ», «Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с речевыми нарушенидля усвоения дисциплин: «Современные проблемы науки и специального с дефектологического образования», «Психолого-педагогическая работа с детьми мо », «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными воз[О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М.В. Матвеева, Е.А. Логинова, А.В. Щукин] / Под общ. ред. О.В. Елецкой. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2020. — 575 с. жностями здоровья», «Методология психолого-педагогического исследования» с и др., а также планы практических занятий, задания для самостоятельной работы чебное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подгонойтудентов, тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительУ литературы по главам. товки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат) при изучении дисциплины «Специальная психология»; логопедам, психологам, дефектологам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья. УДК 376.3(075.8) ББК 74.6я73 © Елецкая О.В., Сорокин В.М., Матвеева М.В., Логинова Е.А., Щукин А.В., 2020 ISBN 978-5-00136-129-9 © ООО «Издательство ВЛАДОС», 2020 © Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2020 © Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................................... 8 Глава 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии ......................12 История становления специальной психологии .............................................12 Современные представления о предмете специальной психологии .............23 Принципы специальной психологии ...............................................................28 Методы специальной психологии ....................................................................38 Межпредметные связи специальной психологии ...........................................60 План практической работы ...............................................................................63 Контрольные вопросы и задания ......................................................................66 Тестовые вопросы по теме ................................................................................67 Рекомендуемая литература (основная) ............................................................68 Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................68 Глава 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии ................................................................................70 Категория развития в психологии ....................................................................70 Категория нормы в психологии ........................................................................79 Модели психического развития ........................................................................92 Проблема патологии в специальной психологии ..........................................101 План практической работы .............................................................................109 Контрольные вопросы и задания ....................................................................112 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................115 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................117 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................117 Глава 3. Дизонтогенез: понятие, типы и причины ........................................118 Подходы к определению дизонтогенеза ........................................................118 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития ............................................................................................................122 Общие категории психологии дизонтогенеза ...............................................128 Параметры дизонтогнеза. Психологическая структура нарушенного развития ....................................................................................150 Причины дизонтогенеза ..................................................................................155 Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии ..................................................................................160 Систематика отклонений в психическом развитии ......................................166 Депривационные феномены и проблема личности в дизонтогенетической психологии ...............................................................176 План практической работы .............................................................................180 Контрольные вопросы и задания ....................................................................183 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................183 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................184 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................184
Стр.4
Оглавление Глава 4. Основы психологической диагностики отклоняющегося развития .................................................................................186 История развития психологической диагностики отклоняющегося развития ..............................................................................186 Особенности диагностики в специальной психологии .................................194 Цель, задачи, методы диагностики в специальной психоогии ...............194 Принципы психологической диагностики отклоняющегося развития .....................................................................................................206 Психодиагностика детей младенческого возраста ..................................207 Психодиагностика детей от 1 года до 5 лет ..............................................209 Психологическая диагностика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ...............................................................214 Современные подходы к изучению лиц с ОВЗ ...............................................217 Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка .................................................................227 Компенсация в специальной психологии ......................................................228 План практической работы .............................................................................232 Контрольные вопросы и задания ....................................................................236 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................238 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................240 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................240 Глава 5. Психическое недоразвитие .................................................................241 Понятие об умственной отсталости ................................................................241 Когнитивное развитие лиц с умственной отсталостью.................................243 Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью ................................................................................................243 Особенности внимания лиц с умственной отсталостью .........................246 Особенности памяти лиц с умственной отсталостью ..............................248 Развитие личности умственно отсталых лиц .................................................258 Деятельность умственно отсталых лиц ..........................................................258 План практической работы .............................................................................269 Контрольные вопросы и задания ....................................................................275 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................280 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................283 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................283 Глава 6. Задержанное психическое развитие .................................................284 Понятие о задержке психического развития .................................................284 Психологические особенности детей с задержкой психического развития ....................................................................................291 Развитие личности детей с задержкой психического развития ...................299 Деятельность детей с задержкой психического развития ............................307 План практической работы .............................................................................311 Контрольные вопросы и задания ....................................................................316 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................319 4
Стр.5
Оглавление Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................319 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................319 Глава 7. Дефицитарное развитие ......................................................................321 Понятие о нарушениях зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата ............................................................................................................321 Психическое развитие лиц с патологией слуха .............................................323 Особенности развития лиц с нарушениями слуха ...................................323 Развитие личности детей с нарушениями слуха ......................................327 Психическое развитие лиц с патологией зрения ...........................................329 Из истории тифлопсихологии ...................................................................329 Роль зрения в жизни человека ...................................................................331 Причины и классификации лиц с нарушенным зрением .......................331 Познавательная процессы и их особенности в условиях слепоты и слабовидения ............................................................................333 Топографические представления и пространственная ориентация незрячих ................................................................................340 Мыслительные, речевые и коммуникативные процесс в условиях нарушенного зрения ...............................................................343 Эмоциональная сфера в условиях нарушенного зрения .........................344 Развитие личности детей с нарушениями зрения ...................................346 Психическое развитие детей с нарушениями речи .......................................347 Психическое развитие детей с ФФНР .......................................................347 Особенности познавательных функций и эмоциональной сферы детей с ФФНР ............................................................................347 Особенности личности и особенности общения детей с ФФНР .......349 Особенности импрессивной и экспрессивной речи у детей с ФФНР.....................................................................................350 Психическое развитие детей с ОНР ..........................................................352 Особенности познавательной сферы у детей с ОНР, алалией ..........352 Особенности личности и особенности общения детей с ОНР ..........356 Особенности импрессивной и экспрессивной речи детей с ОНР, алалией ......................................................................................358 Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР ............................359 Психические особенности детей с заиканием, брадилалией, тахилалией .................................................................................................360 Особенности познавательной сферы детей с заиканием, брадилалией, тахилалией, баттаризмом ...........................................360 Особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями голоса, заиканием, тахилалией...........................................................362 Особенности личности детей с заиканием ........................................364 Психическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ............................................................................................................368 Особенности развития детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата ............................................................................368 5
Стр.6
Оглавление Развитие личности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата ............................................................................378 Деятельность лиц с дефицитарным развитием .............................................379 План практической работы .............................................................................382 Контрольные вопросы и задания ....................................................................426 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................428 Тифлопсихология .............................................................................................428 Сурдопсихология ..............................................................................................429 Логопсихология ................................................................................................429 Психология детей с нарушениями ОДА ..........................................................433 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................434 Тифлопсихология .............................................................................................434 Сурдопсихология ..............................................................................................435 Логопсихология ................................................................................................435 Психология лиц с нарушениями ОДА .............................................................436 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................436 Тифлопсихология .............................................................................................436 Сурдопсихология ..............................................................................................437 Логопсихология ................................................................................................437 Психология лиц с нарушениями ОДА .............................................................439 Глава 8. Поврежденное развитие ......................................................................440 Понятие о поврежденном развитии ...............................................................440 Когнитивное развитие лиц с поврежденным развитием .............................441 Развитие личности при поврежденном развитии. Деятельность лиц с поврежденным развитием ............................................................................448 План практической работы .............................................................................448 Контрольные вопросы и задания ....................................................................452 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................453 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................454 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................454 Глава 9. Искажённое развитие ...........................................................................455 Современное представление о расстройствах аутистического спектра (РАС) ....................................................................................................455 Когнитивное развитие при РАС ......................................................................461 Специфика развития личности при РАС ........................................................464 Коммуникация при РАС ...................................................................................466 План практической работы .............................................................................468 Контрольные вопросы и задания ....................................................................473 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................475 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................476 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................476 6
Стр.7
Оглавление Глава 10. Дисгармоническое развитие .............................................................478 Клинико-психологическая структура психопатии ........................................478 Классификации психопатий............................................................................482 Этиология и патогенез психопатии ................................................................492 Патологическое формирование личности .....................................................493 Отклонение темпа полового созревания .......................................................495 План практической работы .............................................................................497 Контрольные вопросы и задания ....................................................................501 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................501 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................503 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................503 Глава 11. Социализация лиц с ОВЗ ....................................................................504 Теоретические подходы к социализации личности ......................................504 Социальная интеграция ..................................................................................507 Педагогическая (образовательная) интеграция ............................................533 План практической работы .............................................................................540 Контрольные вопросы и задания ....................................................................541 Тестовые вопросы по теме ..............................................................................542 Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................545 Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................545 Заключение .............................................................................................................547 Краткий словарь терминов и понятий ..................................................................550 Рекомендации к подготовке докладов и рефератов, написанию курсовых и дипломных работ ................................................................................566 Темы докладов и рефератов ..................................................................................567 Вопросы к экзамену ...............................................................................................570 Темы курсовых и дипломных работ ......................................................................572 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически