16+
ISSN 2309-1428
МУЗ ЫК А ЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И
ОБРАЗОВАНИЕ
MUZYKALNOE ISKUSST VO I OBRAZOVANIE
Научный журнал о мире
музыкального искусства и образования
Журнал является рецензируемым изданием
Издаётся с 2013 г. Выходит 4 раза в год
2021 • 2
Том 9
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
До 2019 г. журнал выходил под названием: Вестник кафедры ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образование».
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-75325 от 15 марта 2019 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» –
85002.
Адрес редакции: 115172 г. Москва, Новоспасский переулок, д. 3, к. 3, Музыкальный
факультет Института изящных искусств Московского педагогического
госу дарст венного университета, оф. 203.
Тел.: +7 (495) 632-79-81
E-mail: metod-musik@yandex.ru
При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на журнал
«Музыкальное искусство и образование» обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© МПГУ, 2021
Стр.2
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Барышева Тамара Александровна
доктор психологических наук, профессор
Вудворд Шила
доктор философии, адъюнкт-профессор и директор департамента
музыки Восточно-Вашингтонского университета (США), член Президиума
Международного общества музыкального образования (ИСМЕ)
Гажим Ион
доктор педагогических наук, профессор (Молдавия)
Гергиев Валерий Абисалович
народный артист России, Почётный доктор, профессор
МГУ им. М. В. Ломоносова, почётный профессор Московской
и Санкт-Петербургской консерваторий
Гуревич Владимир Абрамович
доктор искусствоведения, профессор, секретарь Союза композиторов РФ
Дорфман Леонид Яковлевич
доктор психологических наук, профессор
Кирнарская Дина Константиновна
доктор искусствоведения, доктор психологических наук, член Союза
композиторов России, член Союза журналистов России
Мелик-Пашаев Александр Александрович
доктор психологических наук
Соколов Александр Сергеевич
доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России
2
Форрест Дэвид
доктор философии, профессор Университета Мельбурна (Австралия)
Цыпин Геннадий Моисеевич
доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор,
член Союза композиторов России
Щедрин Родион Константинович
почётный профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий,
композитор, народный артист СССР
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е. В. Николаева (главный редактор) – доктор педагогических наук, профессор
Е. Д. Критская (зам. главного редактора) – кандидат педагогических наук, доцент
М. С. Осеннева (ответственный секретарь) – кандидат педагогических наук, доцент
Б. Р. Иофис – кандидат педагогических наук, доцент
Е. П. Красовская – кандидат педагогических наук, доцент
А. В. Торопова – доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Редактор А. А. Кравчук
Верстка Н. И. Лисова
Дизайн И. В. Нартова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.3
ISSN 2309-1428
MUSICAL
ART and EDUCATION
MUZYKALNOE ISKUSSTVO I OBRAZOVANIE
Scientific Journal about the World of Music Art
and Education
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 2013
Comes out 4 times a year
2021 • 2
Volume 9
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
Until 2019 journal was published under the title: Bulletin of the UNESCO Chair
"Musical Аrts and Еducation".
The Journal is registered in the Federal Service for Supervision in the Sphere
of Telecom, Information Technologies and Mass Communications (Roscomnadzor).
Registration sertificate ПИ № ФС77-75325 March 15, 2019
Subscription index in the United Catalogue "Pressa Rossii" – 85002.
Adress: 115172, Moscow, Novospassky pereulok, 3-3, Department of Music,
Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, office 203.
Tel.: +7 (495) 632-79-81.
E-mail: metod-musik@yandex.ru
In case of partial or complete reproduction of the journal materials, the reference
to "Musical Art and Education" Journal is mandatory.
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
© MPGU, 2021
Стр.4
EDITORIAL BOARD
DocT. A. Barysheva
tor of Psychological Sciences, Professor
L. Ya. Dorfman
Doctor of Psychological Sciences, Professor
D. Forrest
PhD, Professor at the Faculty of Arts of the Royal Melbourne Institute
of Technology/RMIT University (Australia)
I. Gagim
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moldova)
PV. A. Gergiev
eople’s Artist of Russia
DocV. A. Gurevichtor of Arts, Professor, Secretary of the Union of Composers of Russia
D. K. Kirnarskaya
Doctor of Arts, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Member of the Union
of Composers of Russian Federation, Member of the Union of Journalists
of the Russian Federation
DocА. А. Melik-Pashaev
C R. K. Shchedrin
tor of Psychological Sciences
omposer, People’s Artist of the USSR
DocA. S. Sokolovtor of Arts, Professor, Member of the Union of Composers of Russia
4
G. M. Tsypin
Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, Member of the Union
of Composers of Russia
Sh. Woodward
PhD, ISME Immediate Past-President, Associate Professor and Director
of Music Education, Eastern Washington University
EDITORIAL BOARD
Nikolaeva E. V. (Editor-in-Chief) – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Kritskaya E. D. (Deputy Editor-in-Chief) – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Оsenneva M. S. (Executive secretary) – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Iofis B. R. – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Krasovskaya E. P. – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Toropova A. V. – Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor
Editor A. A. Kravchuk
Makeup N. I. Lisova
Design I. V. Nartova
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Научные направления издания по отраслям наук:
13.00.00 – Педагогические науки:
13 00 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
13 00 02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
13 00 08 Теория и методика профессионального образования
19.00.00 – Психологические науки:
19 00 01 Общая психология, психология личности, история психологии
17.00.00 – Искусствоведение:
17 00 02 Музыкальное искусство
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Овчинникова Ю. С. Традиционная музыка народов мира в современном
образовании: компаративный анализ американского и отечественного опыта
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федорова А. М., Ксенофонтова С. Б., Никитина А. Ю. Экспериментальное
изучение психотравмирующих факторов и их учёт в содержании музыкальноинструментальной
подготовки будущих музыкантов
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Шкапа Е. А. Исполнительская интерпретация как инструмент изучения
авторского текста в курсах музыкально-исторических и музыкальнотеоретических
дисциплин
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Петрова В. А. Особенности работы концертмейстера в оперном театре
как педагога-репетитора и исполнителя
Красовская Е. П., Гуань Цун. Поликонтекстуальный подход к трактовке вечных тем
в классе фортепиано на примере транскрипции балета С С Прокофьева «Ромео
и Джульетта»
Юй Хуань. Содержательные характеристики эвристического подхода к обучению
игре на тромбоне в музыкальных школах Китая
61
71
90
42
27
5
9
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пантелеева Т. В. Церковное пение в контексте комплексного подхода
к исследованию деятельности московских духовных школ во второй
половине XX века
Плеханова О. Е. Самореализация людей пожилого возраста в музыкальном
искусстве как педагогическая проблема
Гоптарев В. Н., Ергакова В. Н. Проблемы развития детского хорового
творчества в контексте современных социокультурных и культурнообразовательных
парадигм
Осеннева М. С., Лю Цюнь. В поисках подходов к разработке электронного
образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая» для студентов
педагогических вузов России
Моисеев Е. О. Педагогический потенциал программы Melodyne
как современного электронного образовательного ресурса для освоения
эстрадного вокала
6
Пирязева Е. Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников
в контексте электронного музыкального творчества
100
117
130
141
158
167
Подписано в печать 30.06.2021.
Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.7
CONTENTS
The Journal is Devoted to the Following Scientific Fields:
Pedagogical Sciences (13 00 01; 13 00 02; 13 00 08)
Psychological Sciences (19 00 01)
Art Sciences (17 00 02)
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Ovchinnikova Yu. S. Traditional Music of Peoples of the World in Modern Education:
Comparative Analysis of American and Russian Experience
MUSIC PSYCHOLOGY THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Fyodorova A. M., Ksenofontova S. B., Nikitina A. Yu. The Impact of Psychotraumatic
Factors on Future Musicians and Rationalefor the Need for Psychological Support
in Music Education
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Shkapa E. A. Performing Interpretation as a Tool for Studying the Author’s Text
in the Courses of Musical-Historical and Musical-Theoretical Disciplines
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Petrova V. A. Features of the Concertmaster’s Work in the Opera Theatre
as a Teacher-Tutor and Performer
Krasovskaya E. P., Guan Cong. Polycontextual Approach to Interpretation of Eternal
Themes in Piano Class on the Example of the Transcription of the Ballet “Romeo
and Juliet” by S S Prokofiev
Yu Huan. Content Characteristics of the Heuristic Approach to Learning to Play
the Trombone in China Music Schools
61
71
90
42
27
7
9
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.8
CONTENTS
HISTORY, THEORY, AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Panteleeva T. V. Church Singing in the Context of an Integrated Approach
to the Study of the Activities of Moscow Theological Schools in the Second Half
of the 20th Century
Plehanova O. E. The Self-Realization of the Old People in the Musical Art
as a Pedagogical Problem
Goptarev V. N., Ergakova V. N. The Problems of Development the Children`s Choir
Creativity in Context of Modern Sociocultural and Cultural Educational Paradigms
Osenneva M. S., Liu Qun. In Search of Approaches to Development of Electronic
Educational Resource “Musical Culture of China” for Students of Russia Pedagogical
Universities
Moiseev E. O. Pedagogical Potential of the Melodyne Software as a Modern
Electronic Educational Resource for Mastering Pop Vocals
Piryazeva E. N. Soundscape in the Project Activity of Schoolchildren in the Context
of Electronic Music Creativity
8
100
117
130
141
158
167
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2021. Т. 9. № 2
MUSICAL ART AND EDUCATION
2021, vol. 9, no. 2
Стр.9