Необходимо быть готовыми в любой момент в полной мере задействовать
оборонный и политический потенциал ОДКБ для обеспечения безопасности,
поддержания мира и стабильности в наших странах.
Президент Российской Федерации Владимир Путин
(27542)
№ 39
октября
2021 ã.
8
Принципы Хромченкова,
или В море как дома
Сегодня в Военно-Морском Флоте Российской
Федерации отмечается День командира надводного,
подводного и воздушного корабля. Учрежденный
Главнокомандующим ВМФ в 2007 году по инициативе
ветеранских организаций в честь победы в
Наваринском сражении, этот профессиональный
праздник прочно вошел в календарь флотских
памятных дат.
На большом десантном корабле
«Саратов» с особым уважением
относятся ко всем, кто в
различные годы командовал
одним из старейших кораблей
соединения. Шутка ли, сам
корабль на целый год старше
самой бригады! Вошедший в
состав Военно-Морского Флота
в середине 60-х годов, он без
малого 56 лет верой и правдой
несет службу в ближней и дальней
морских зонах.
Первым, кто поднялся на
командирский мостик, был
капитан-лейтенант Игорь Махонин,
за успешно проведенные
боевые службы в Средиземном
море награжденный орденом
Красной Звезды. Впоследствии
Игорь Георгиевич стал
адмиралом и закончил службу
в должности заместителя
Главнокомандующего ВМФ по
тылу – начальника Тыла Военно-Морского
Флота. С тех пор
сменилось несколько поколений
командиров. Среди легендарных
командиров капитан 2
ранга в отставке Амир Гафуров,
награжденный Указом Президента
Российской Федерации в
1994 году медалью «За отвагу».
В его наградном листе скромно
значится: «За отвагу и личную
высокую самоотверженность,
проявленные в ходе выполнения
правительственных задач».
И сегодня Амир Фавзиахметович
Гафуров во флотском строю.
Ветеран командует экипажем
новейшего большого гидрографического
катера «Юрий Белов»
Черноморского флота.
В этом списке и капитан 2
ранга Олег Владимирович Починов.
Указом Президента России
за умелое руководство, успешное
выполнение служебных обязанностей
и успешное решение
боевой задачи по перевозке российских
миротворцев из Туапсе
в греческий порт Салоники
в 1999 году офицер был награжден
медалью ордена «За заслуги
перед Отечеством» II степени.
О своих предшественниках
рассказывает нынешний и
четырнадцатый по счету командир
БДК «Саратов» капитан 2
ранга Владимир Хромченков,
который утверждает, что их
заслуги являются для него примером
и служат своеобразным
У моряков-спасателей
В готовности к погружению
Почти две недели спасательное судно «Коммуна» с подводным аппаратом
АС-28 на борту выполняло задачи поисково-спасательного обеспечения в районе
Новороссийской ВМБ.
Если точнее – комплекс
«аппарат-носитель» все это время
стоял в указанном полигоне
боевой подготовки в готовности
оказать помощь подводным
лодкам, которые погружались на
различные глубины. На этих глубинах
подводные лодки проверяли
работу материальной части
и решали другие специальные и
тактические задачи.
Во время нахождения в оперативной
зоне Новороссийской
ВМБ экипаж СС «Коммуна»
отрабатывал упражнения
по борьбе за живучесть судна,
обслуживал грузоподъемное
устройство, предназначенное
для спуска и подъема подводного
аппарата АС-28, выполнял
регламентные работы на технике
и реализовывал различные
вводные командования. Работой
экипажа руководили старший на
борту групповой капитан Анатолий
Терновенко и капитан СС
«Коммуна» Сергей Попов.
Экипаж глубоководного обитаемого
аппарата АС-28 во время
учений подводных лодок находился
в часовой готовности к
немедленному погружению. Об
этом боевом дежурстве говорит
командир аппарата АС-28
капитан 3 ранга Юрий Мачалин:
«Наш аппарат находился
в полной технической готовности
с заряженными аккумуляторными
батареями. В случае
получения соответствующего
приказа от командования АС-28
выдвинулся бы в нужную точку
и пришел на помощь подводной
лодке. Для решения задач поисково-спасательного
обеспечения
экипаж АС-28 хорошо подготовлен.
В его состав сегодня входят:
мой помощник лейтенант
Олег Матюшко, техник-акустик
старший мичман Вадим Трубников
и техник-электрик мичман
Дмитрий Ельшин. Все они
вовремя сдали положенные
зачеты. Недавно в состав экипажа
вошел выпускник ЧВВМУ
имени П.С. Нахимова 2020 года
лейтенант Олег Матюшко. В
июне текущего года он тоже сдал
соответствующие зачеты в рамках
своей компетенции и в настоящее
время продолжает совершенствовать
навыки управления
подводным аппаратом».
Находясь в боевой готовности,
экипаж АС-28 тоже выполнял
учебные упражнения и тренировался
по вводным капитана
3 ранга Юрия Мачалина. «Учебные
занятия преследовали цель
в очередной раз проверить реакцию
членов экипажа на возможное
возникновение «нештатной»
ситуации на борту подводного
аппарата, – продолжает тему
боевой подготовки командир
АС-28. – К примеру, экипаж
отработал свои действия при
вводной «Повышение давления
во втором отсеке».
(Окончание на 3-й стр.)
Силы обеспечения
За рамками возможного
Экипаж морского самоходного плавучего крана СПК-54150 – одна из ударных
единиц судов обеспечения Черноморского флота, которые постоянно несут
вахты по обеспечению боевой учебы черноморцев. Только вчера «вспомогач»
вернулся из Новороссийской ВМБ, где по срочной вводной работал с рейдовым
оборудованием, совершал погрузку-разгрузку кораблей, а сегодня уже стоял
«под парами», чтобы в главной базе уйти в сторону Стрелецкой бухты для
переброски с волны на причал оборудования для подъема судов.
Да и как ему задерживаться
у стенки, если на флоте идет
интенсивная боевая учеба, а без
доставки для нее разрядного
груза, сами понимаете, ни одно
огневое упражнение немыслимо.
Ранним утром нашей встречи
морской плавкран находился
в положенной ему получасовой
готовности, ожидая команды –
сам ли двинет по прибрежной
севастопольской акватории или
по погоде пойдет под страховкой
буксира. Моряки работали
привычно, спокойно, бодро, и
со стороны казалось, что в этом
есть некая рисовка, ведь накануне
ветер крепчал, и обещали
штормовое предупреждение. Но
потом пришло ощущение, что
никакая это не рисовка, а просто
хорошо отработанные действия.
И что, собственно, предстоит?
Обыденность, которую экипаж
по предназначению выполняет
день за днем. Перевалка многотонья
флотских грузов…
Ну как было не задать
какой-нибудь нестандартный
вопросик:
– А если придется действовать
за гранью ваших возможностей,
в дальней морской зоне,
справитесь?
Сменный помощник капитана
(он же – начальник эксплуатационной
службы судна)
Александр Елисеев даже не
улыбнулся на наивность гостьи,
а просто констатировал:
– Мы выполняем все согласно
техническим возможностям
судна, но, как и положено
морякам, держим в уме и форсмажор,
чтобы не растеряться в
чрезвычайной ситуации. Понаориентиром
в службе. На командирском
мостике офицер с 2018
года, и за это время приобрел
солидный опыт. Только в 2020
году «Саратов» прошел более 150
ходовых суток, оставив за кормой
без малого 26 тысяч миль.
До конца года нынешнего остается
еще несколько месяцев, а
наплаванность корабля уже приблизилась
к отметке в 23 тысячи
миль с не меньшим количеством
проведенных в море суток.
Не случайно Хромченков
называет вверенный ему «Саратов»
уникальным кораблем. Несмотря
на почтенный возраст, стальной
ветеран выглядит моложавым
и ухоженным. По его внешнему
виду не скажешь, что дело идет к
шестому десятку. И немалая заслуга
в том всего экипажа, который,
по словам Владимира Александровича,
любит службу, море и свой
родной корабль. А для того, чтобы
так было, и командиру, и его
заместителю по военно-политической
работе старшему лейтенанту
Евгению Ивашеву пришлось
приложить немало усилий, чтобы
буквально собственными руками
собрать настоящий коллектив
единомышленников. Не случайно
сегодня экипаж «Саратова» на
95% состоит из военнослужащих,
проходящих службу по контракту.
Явление если не уникальное, то
определенно заслуживающее внимания.
С потенциальными кандидатами
на службу по контракту
командованием корабля велась
кропотливая индивидуальная работа.
Сколько личных бесед и телефонных
звонков пришлось совершить
и каждому из них не только
рассказать о перспективах службы
на флоте, но и предложить вполне
конкретную должность с учетом
личных морально-психологических
качеств и полученных гражданских
специальностей.
Но и этого показалась мало!
К очередной идее подтолкнуло
само название корабля. И сейчас
на его борту служат 10 контрактников
из Саратова и области.
Что ж, согласитесь, довольно
весомый аргумент в укреплении
и развитии шефских связей с
этим российским регионом.
Командир говорит, что экипаж
«Саратова» небольшой.
Всего-то немногим более 80
человек. Но что примечательно:
Владимир Александрович знает
каждого по имени и отчеству!
Если кого-то нет на построении,
то у Хромченкова глаз, как говорится,
наметан: сразу заметит
отсутствующего.
В службе Хромченков главную
ставку делает прежде всего
на офицерский костяк – своего
заместителя по военно-политической
работе старшего лейтенанта
Евгения Ивашева, старшего
помощника капитана 3 ранга
Александра Фомина, командира
электромеханической боевой
части капитана 3 ранга Александра
Волчкова.
– При равных шансах в курсантские
годы в будущем командиром
становится далеко не
каждый. Что для вас означает
быть командиром? Какими он
должен обладать качествами? –
интересуюсь у Хромченкова.
(Окончание на 4-й стр.)
Александр Елисеев (справа) и Александр Мирошко
добится, и на дальнюю зону
замахнемся, для чего занимаемся
в учебно-тренировочном центре,
на своем борту тренировки
проводим… А почему об этом
спрашиваете?
Тогда я честно призналась,
что когда-то писала о ситуации
периода подготовки к Сочинской
олимпиаде. Новейших
плавкранов у черноморцев не
было, а такие, как, скажем,
ПК-32050, находились в плачевном
состоянии. В обиходе
моряки называли их «чемоданами»
по причине крайнего
износа корпуса, того самого
понтона, который держит на
плаву всю многотонную крановую
конструкцию. На таком
«чемодане» страшно было
переходить в ближайшие бухты,
а не то что в Кавказский
регион, путь в который лежит
через феодосийские «гремящие
широты».
– То, что собираетесь осилить,
– в тревоге говорила я тогда
капитану морского погрузчика,
– за рамками возможности!
– Быть может, – отвечал он,
– но нас неплохо подлатали.
Дойдем.
И они не только дошли! Они
выполнили весь объем требовавшихся
на тот момент работ,
не жалуясь на риск, трудовой
напряг, долгий отрыв от дома и
отсутствие нормального бытового
комфорта.
– Принимаю, – согласился
Александр Владимирович, сам
прошедший морскую практику
на ветеранах-плавкранах.
Наверное, он мог бы в нюансах
рассказать и об упреждении
форс-мажора как ракетчик,
командир БЧ-2, ведь долгая
корабельная служба капитана
3 ранга запаса Елисеева проходила
на кораблях 30-й ДНК, от
БПК «Смелый» и СКР «Безукоризненный»
до ПКР «Москва».
Две боевые службы, потом рабочий
судоводительский диплом и
управленческий опыт в отряде
судов обеспечения ЧФ…
(Окончание на 3-й стр.)
Стр.1