ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1486)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Марат Нигматулин (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Елена Шишмакова (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3’2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
И.А. Чирков
Приоритеты и особенности
государственной политики
в области воспитания
и образования в СССР и РФ.
Ретроспектива с 1917 по 2021 ãã.
А.Б. Вифлеемский
Ядро без пушки
7
Основные этапы развития воспитания и образования в СССР и постсоветской
России. Проблема вытеснения производственного воспитания
из советского и российского образования. Конституция РФ как основной
документ, определяющий политику воспитания и образования в РФ.
Изменения в трактовке понятия «воспитание»: патриотизм и гражданственность
как неотъемлемая часть воспитания.
17
Необходимость публикационной активности для научно-педагогических
работников. Цитируемость в Российском индексе научного цитирования
как обязательное условие включения учёного в диссертационный совет.
Особенности формирования РИНЦ. Ядро РИНЦ как группа
журналов, отобранных по определённым принципам. Меры по
преобразованию РИНЦ.
Б.А. Кузнецов
Судный день, или
Победившая жадность
А.Ф. Лисин
ЕГЭ по химии 2020 —
технология всероссийского
обмана
25
Завершение деятельности Ассоциации издателей «Российский учебник».
Монополизация рынка российских школьных учебников. Нарушение
принципов правового регулирования издательской деятельности.
36
Реальные результаты сдачи ЕГЭ по химии в 2020 г., причины их
резкого снижения по сравнению с 2019 г. Произвольная и нелинейная
процедура получения тестовых экзаменационных баллов как причина
ухудшения качества подготовки специалистов в высшей школе. Меры
по нормализации ситуации с ЕГЭ и недопущению связанных с экзаменом
скандалов.
А.А. Остапенко
Семейные школы
как упр¸к системе
А.Н. Шевелев
Глобальные вызовы
современному школьному
образованию и перспективы
отечественных историкопедагогических
исследований
50
Причины возникновения семейных школ в России. Анализ проблем,
трудностей и достоинств семейных школ, их возможная роль в развитии
системы отечественного школьного образования.
57
Авторское структурирование вызовов современному образованию разного
уровня: глобальные, национальные и внутрисистемные вызовы.
Характеристика глобальных вызовов школьному образованию России
в современных условиях его развития (геополитических, цифровых,
молодёжно-поколенческих, глобализации и национальной идентичности
образования). Варианты перспективных междисциплинарных тем
историко-педагогических исследований, связанных с состоянием
современной российской школы.
2
Народное образование 3’2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А.Б. Вифлеемский
Обязательно ли участие
в ÂÏÐ?
67
Сущность понятия «Всероссийская проверочная работа». Методические
рекомендации Рособрнадзора по проведению ВПР. Вопрос о правомерности
их проведения. ВПР как «инновационный» способ контроля,
осуществляющийся с грубым нарушением законодательства, в ущерб
реализации образовательных программ.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Г. Асмолов
Персонализация
образования
и антропология будущего
75
Педагогические учебные заведения как антропологические университеты.
«Школа антропологии будущего». Образование как порождение возможностей
развития человека, культуры и общества через системы деятельности.
Программа развития личностного потенциала как антропологический
проект. Смысловые ориентиры для развития инновационного
образования и продвижения программы.
В.А. Адольф,
К.В. Адольф,
А.В. Фоминых
Безопасность личности
в контексте е¸ образованности
А.А. Ермолин
Консерваторы против
«прогрессистов»: Я — для других
или Я — для ñåáÿ?
С.Ю. Курганов,
А.В. Хуторской
Куда и как исчезла школа?
Диалоги о будущей «нешколе»
Памяти Сергея Юрьевича Курганова
83
Основа безопасности личности и государства. Выявление ценностных
ориентаций учащихся (по методике М. Рокича «Ценностные
ориентации»). Определение понятия «коррупция». Необходимость
базовой подготовки, мотивирующей к неприятию коррупции. Задачи
антикоррупционного образования.
88
Достоинства и недостатки классического консервативного образования.
Признаки «прогрессивной» и «консервативной» систем образования.
Специфика их функционирования. Воспитательный принцип
гуманистической педагогики «Свобода и Ответственность».
93
Обсуждение педагогических систем Давыдова-Эльконина и БиблераКурганова.
Нешкола Е.Е. Шулешко как одно из эффективных
и демократичных педагогических направлений. Нешкола в школе: отмена
уроков, звонков и перемен (на примере частной гимназии «Очаг»).
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В.С. Лазарев
Управление инновационными
проектами в школе
103
Современная трактовка термина «проект». Структура проекта.
Особенности качественной постановки проблемы. Типы проблемных
ситуаций. Причинно-следственный анализ проблемы. Разработка способа
решения проблемы. Качество планирования инновационного проекта как
залог его успешной реализации. Определение цели и задач проекта.
Оценка инновационного проекта. Применение методов проектного
управления к управлению изменениями в школах.
3
Народное образование 3’2021
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.А. Слепенкова,
Н.П. Щетинина,
Н.Д. Базарнова
Социальный проект
в системе профессиональной
подготовки педагога
Г.А. Уланова,
О.В. Пополитова
О подходах к организации
дополнительного
профессионального
образования педагогов
115
Педагогический потенциал воспитательной технологии социального
проектирования. Анализ сложившейся практики подготовки студентов
педагогических вузов к организации собственных социальных проектов
и аналогичных проектов школьников. Условия, определяющие
эффективность практического опыта социальных проектов как средства
гражданского и профессионального воспитания будущих педагогов.
124
Ориентация программ дополнительного профессионального образования
на опережающее обновление компетенций для реализации современного
содержания и технологий образования. Опыт подходов к организации
повышения квалификации педагогов сельской школы. Условия для повышения
результативности ДПО. Данные мониторинга по выявлению
уровня сформированности метапредметных компетенций педагогов,
проведённого на репрезентативной выборке в Ярославском регионе.
ТEХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
И.А. Бирич,
О.Г. Панченко
Теория и практика
А.С. Макаренко в свете
педагогической антропологии:
от П.П. Блонского
до М.П. Щетинина
131
«Генетический принцип» в педагогической психологии. Новая модель
школы. Развитие в ребёнке целостного мировосприятия. Освоение
культурных основ. Единая Трудовая Школа П.П. Блонского. Воспитательный
коллектив как основная форма педагогически целесообразной
организации жизни детей. Теория воспитания А.С. Макаренко.
Мировоззренческая и методологическая позиция А.С. Макаренко.
Развитие личности как содержательная основа воспитания. Диалектика
ответственности и защищённости личности в коллективе. Обоснование
и реализация системы перспективных линий по А.С. Макаренко.
М.П. Щетинин как продолжатель традиции выдающихся русских
педагогов.
М.В. Богуславский,
Э. Меттини
Творческое восприятие
педагогами Италии
воспитательной системы
А.С. Макаренко
140
Генезис исследований педагогического наследия А.С. Макаренко
в Италии. Классификация педагогических направлений воспитательной
системы А.С. Макаренко в трактовке известных итальянских
учёных-педагогов. Влияние идейно-творческого наследия А.С. Макаренко
на формирование педагогических концепций в Италии во второй
половине XX в.
4
Народное образование 3’2021
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.Б. Лебединцев
Обучение один на один:
становление учебной
самостоятельности
153
Выполнение учеником роли обучающего своих товарищей. Очевидные
ошибки в организации обучения один на один. Различия ситуаций «учить
одного» и «учить группу». Технология взаимодействия при обучении один
на один. Требования к изложению учебного содержания. Памятка обучающему.
Организация деятельности самообучающей группы. Самостоятельная
подготовка ученика к последующему обучению. Характеристика и пример
специфического дидактического материала.
К.М. Орлова
Кросс-культурное
исследование представлений
российских и итальянских
учителей об эмоциях
в школьном обучении
В.А. Ясвин
Педагогическая
поддержка самоопределения
старшеклассников
в сфере технических наук
и промышленности
167
Авторский опросник «Восприятие эмоций в школьном обучении».
Представления российских и итальянских педагогов об эмоциональной
составляющей учебного процесса: об умении распознавать позитивные
и негативные эмоции учеников, о влиянии эмоций на мотивацию учеников,
о роли учителя в управлении эмоциональными состояниями учеников,
об эмоциональной открытости самих педагогов.
177
Технология педагогического сопровождения социально-профессионального
самоопределения старшеклассников на примере сферы технических наук
и промышленности. Профессиограмма «Инженер» как методологическая
основа технологии. Интеграция различных институтов и инструментов, организация
открытой информационно-развивающей среды и проектирование
индивидуальных траекторий социально-профессионального самоопределения
старшеклассников.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
А.А. Абаринов
Квартирный вопрос
М.В. Богуславский
Исаак Яковлевич Лернер —
классик современной
дидактики
187
Очерк о жизни и творческой деятельности А.С. Макаренко.
190
Жизненный путь выдающегося отечественного учёного-дидакта И.Я. Лернера.
Характеристика результатов его научно-педагогической деятельности.
Поисковая познавательная задача, её содержание и характеристика. Система
и типология задач, пути их включения в учебный процесс. Создание системы
постепенно усложняющихся познавательных задач по гуманитарным
предметам, индивидуализированной в зависимости от возможностей учащихся.
Разработка культурологической теории содержания общего образования.
М. Степанов
Вехи славной жизни.
Памяти Полины Ф¸доровны
Егоровой, члена редколлегии
журнала «Народное образование»
199
История жизни П.Ф. Егоровой, её основные заслуги и достижения.
Реализация инициатив в воспитательной работе, заложение школьных
традиций. Инициирование новаторских форм обучения и воспитания
школьников, создание групп продлённого дня.
Стр.6