Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14).6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской
области, - 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ,
публицист, социолог. Родился в помещичьей семье. В 1842 окончил Артиллерийское училище в
Петербурге; в 1844-66 преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. В 1858
получил звание полковника. С 1852 публиковал статьи по вопросам военной техники, естествознания; с
1857 начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Л. печатались в
герценском "Колоколе"). С конца 50-х гг. выступал со статьями по педагогике, философии, истории
физико-математических наук. В 1861 Л. произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал
публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского
устава, травли студентов в печати. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное
революционное общество ("Земля и воля". В 1863-66 был негласным редактором "Заграничного
вестника". После выстрела Д. В. Каракозова в царя в 1866 арестован, предан военному суду и в 1867
сослан в Вологодскую губернию. Здесь Л. написал работу "Исторические письма". В феврале 1870 при
содействии Г. А. Лопатила бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью 1870 по рекомендации
одного из деятелей французского рабочего движения, Л. Варлена, вступил в 1-й Интернационал,
участвовал в Парижской Коммуне 1871. По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где
сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-76 редактор журнала и газеты "Вперёд!" (Цюрих,
Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного
рабочего и социалистического движения. В 1877 Л. из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878)
русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с
русскими организациями "Чёрный передел" и "Народная воля" и принял на себя представительство
последней за границей. Л. - один из инициаторов собраний (конец 1880 - начало 1881) различных
фракций русской революционной эмиграции для обсуждения вопросов теории социализма и
"практических действий русских социалистов в России", один из организаторов народовольческой
"Русской социально-революционной библиотеки" (1880-82), заграничного Красного Креста "Народной
воли" (1882), редактор (вместе с Л. А. Тихомировым) "Вестника Народной воли" (1883-86), участник
создания "Социалистической библиотеки" Цюрихского литературного социалистического фонда (1889),
"Группы старых народовольцев". В 70-90-х гг. поддерживал отношения с представителями немецкого,
французского, английского, американского, польского, сербского, хорватского, чешского, болгарского,
румынского, скандинавского революционного движения, сотрудничал во многих их изданиях. Л.
печатался в ряде легальных русских газет и журналов (выявлено около 60 псевдонимов Л.).
Своё мировоззрение Л. определял как антропологизм (воздействие идей Л. Фейербаха).
Философская деятельность началась в конце 50 - начале 60-х гг. В работах о Г. Гегеле (1858-59),
"Очерках вопросов практической философии. Личность" (1860), в "Трех беседах о современном значении
философии..." (1861) и др. Л., опираясь на рационалистические традиции в философии, выступил с
критикой религии и мистических форм идеализма. В этих произведениях обнаружил преимущественно
интерес к проблемам личности в философии и социологии. Выступая против "исключительно
одностороннего увлечения естественными науками", возникшего в среде русской молодёжи в
значительной степени под влиянием Д.М. Писарева, Л. видел главную задачу науки в том, чтобы
раскрыть "законы нравственности, т. е. законы общественных отношений человека", дать молодому
поколению руководство для "сознательного участия в общественной жизни". Итогом философского
творчества этого периода явились известные "Исторические письма" (1868-69, отдельное издание 1870),
где, перерабатывая теоретические концепции П.Ж. Прудона, О. Конта, Г. Спенсера и др. мыслителей, Л.
дал анализ таких понятий, как история, прогресс, культура, цивилизация, идеал, государство, нация и др.
Начало исторической жизни человечества связано, по Л., с появлением у дикаря на чисто
физиологической основе "сознательного стремления к прогрессу". Важную роль в его теории прогресса
играет различение культуры и цивилизации. Первая характеризует социальную среду, связанную с
застывшими формами жизни, воспроизводящимися согласно обычаю. Вторая - прогрессивное движение
общественных форм, смену различных фазисов культуры, происходящую под воздействием критической
мысли. "Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной
культуре" (Избранные сочинения на социально-политические темы, т. 1, 1934, с. 244). А поскольку
"мысль реальна лишь в личности" (там же, с. 245), постольку двигателем прогресса является
интеллигенция - небольшая группа личностей, способная наслаждаться развитием и вырабатывающая
потребность развития. Первоначальный прогресс этого меньшинства был куплен "порабощением
большинства" (т. н. "цена прогресса"); уплата интеллигенцией своего долга перед народом заключается
"... в посильном распространении удобств жизни, умственного и нравственного развития на
большинство, во внесении научного понимания и справедливости в общественные формы" (там же, с.
Стр.1