Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637653)
Контекстум
Электро-2024

Лавров П. Л.: Биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID7246
АннотацияОб авторе (Лавров Петр Лаврович).
Кому рекомендованоОб авторе
Лавров П. Л.: Биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 2000 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7246 (дата обращения: 06.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14). <...> С 1852 публиковал статьи по вопросам военной техники, естествознания; с 1857 начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Л. печатались в герценском "Колоколе"). <...> В 1861 Л. произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского устава, травли студентов в печати. <...> В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное общество ("Земля и воля". <...> Осенью 1870 по рекомендации одного из деятелей французского рабочего движения, Л. <...> Варлена, вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871. <...> По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом <...> (Цюрих, Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего и социалистического движения. <...> Организовал (1878) русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с русскими организациями "Чёрный передел" и "Народная воля" и принял на себя представительство последней за границей. <...> Л. - один из инициаторов собраний (конец 1880 - начало 1881) различных фракций русской революционной эмиграции для обсуждения вопросов теории социализма и "практических действий русских социалистов в России", один из организаторов народовольческой "Русской социально-революционной библиотеки" (1880-82), заграничного Красного Креста "Народной воли" (1882), редактор (вместе с Л. А. Тихомировым) "Вестника Народной воли" (1883-86), участник создания "Социалистической библиотеки" Цюрихского литературного социалистического фонда (1889), "Группы старых народовольцев". <...> В 70-90-х гг. поддерживал отношения с представителями немецкого, французского, английского, американского, польского, сербского, хорватского, чешского, болгарского, румынского, скандинавского революционного движения <...>
Лавров_П._Л._Биографическая_справка.pdf
Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14).6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской области, - 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Родился в помещичьей семье. В 1842 окончил Артиллерийское училище в Петербурге; в 1844-66 преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. В 1858 получил звание полковника. С 1852 публиковал статьи по вопросам военной техники, естествознания; с 1857 начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Л. печатались в герценском "Колоколе"). С конца 50-х гг. выступал со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук. В 1861 Л. произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского устава, травли студентов в печати. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное общество ("Земля и воля". В 1863-66 был негласным редактором "Заграничного вестника". После выстрела Д. В. Каракозова в царя в 1866 арестован, предан военному суду и в 1867 сослан в Вологодскую губернию. Здесь Л. написал работу "Исторические письма". В феврале 1870 при содействии Г. А. Лопатила бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью 1870 по рекомендации одного из деятелей французского рабочего движения, Л. Варлена, вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871. По поручению Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-76 редактор журнала и газеты "Вперёд!" (Цюрих, Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего и социалистического движения. В 1877 Л. из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878) русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с русскими организациями "Чёрный передел" и "Народная воля" и принял на себя представительство последней за границей. Л. - один из инициаторов собраний (конец 1880 - начало 1881) различных фракций русской революционной эмиграции для обсуждения вопросов теории социализма и "практических действий русских социалистов в России", один из организаторов народовольческой "Русской социально-революционной библиотеки" (1880-82), заграничного Красного Креста "Народной воли" (1882), редактор (вместе с Л. А. Тихомировым) "Вестника Народной воли" (1883-86), участник создания "Социалистической библиотеки" Цюрихского литературного социалистического фонда (1889), "Группы старых народовольцев". В 70-90-х гг. поддерживал отношения с представителями немецкого, французского, английского, американского, польского, сербского, хорватского, чешского, болгарского, румынского, скандинавского революционного движения, сотрудничал во многих их изданиях. Л. печатался в ряде легальных русских газет и журналов (выявлено около 60 псевдонимов Л.). Своё мировоззрение Л. определял как антропологизм (воздействие идей Л. Фейербаха). Философская деятельность началась в конце 50 - начале 60-х гг. В работах о Г. Гегеле (1858-59), "Очерках вопросов практической философии. Личность" (1860), в "Трех беседах о современном значении философии..." (1861) и др. Л., опираясь на рационалистические традиции в философии, выступил с критикой религии и мистических форм идеализма. В этих произведениях обнаружил преимущественно интерес к проблемам личности в философии и социологии. Выступая против "исключительно одностороннего увлечения естественными науками", возникшего в среде русской молодёжи в значительной степени под влиянием Д.М. Писарева, Л. видел главную задачу науки в том, чтобы раскрыть "законы нравственности, т. е. законы общественных отношений человека", дать молодому поколению руководство для "сознательного участия в общественной жизни". Итогом философского творчества этого периода явились известные "Исторические письма" (1868-69, отдельное издание 1870), где, перерабатывая теоретические концепции П.Ж. Прудона, О. Конта, Г. Спенсера и др. мыслителей, Л. дал анализ таких понятий, как история, прогресс, культура, цивилизация, идеал, государство, нация и др. Начало исторической жизни человечества связано, по Л., с появлением у дикаря на чисто физиологической основе "сознательного стремления к прогрессу". Важную роль в его теории прогресса играет различение культуры и цивилизации. Первая характеризует социальную среду, связанную с застывшими формами жизни, воспроизводящимися согласно обычаю. Вторая - прогрессивное движение общественных форм, смену различных фазисов культуры, происходящую под воздействием критической мысли. "Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре" (Избранные сочинения на социально-политические темы, т. 1, 1934, с. 244). А поскольку "мысль реальна лишь в личности" (там же, с. 245), постольку двигателем прогресса является интеллигенция - небольшая группа личностей, способная наслаждаться развитием и вырабатывающая потребность развития. Первоначальный прогресс этого меньшинства был куплен "порабощением большинства" (т. н. "цена прогресса"); уплата интеллигенцией своего долга перед народом заключается "... в посильном распространении удобств жизни, умственного и нравственного развития на большинство, во внесении научного понимания и справедливости в общественные формы" (там же, с.
Стр.1