Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2021. Т. 21, № 1
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
А. А. Корольков
C. Мендонса
В. И. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2021
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ...................................................................................................................................5
РАЗДЕЛ I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Штагер Е. В. (Владивосток, Россия). Актуализация конвергентного подхода
в образовательном процессе инженерного вуза .........................................................7
Сапрыгин Б. В. (Новосибирск, Россия). Когнитивный подход в языковом образовании:
методологические замечания ...................................................................23
РАЗДЕЛ II
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. (Алматы, Казахстан).
Основные тренды «постковидного» образования ..................................................39
Яковлева И. В., Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия), Глиос Г. Н. (Барнаул, Россия).
Дистанционное образование в современной России: гуманистические
и гуманитарные аспекты .......................................................................................................54
Гусев А. М. (Новосибирск, Россия). Российское образование (настоящее и будущее):
социально-философский анализ .....................................................................68
РАЗДЕЛ III
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Щурин К. В. (Минск, Беларусь). «Философия техники» как системообразующая
дисциплина в подготовке инженера .....................................................................87
Ванцев Ю. В. (Самара, Россия). О коммуникативно-продуктивном методе обучения
............................................................................................................................................ 104
РАЗДЕЛ IV
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Говорушенко А. В., Кретова Л. Н., Храпченков В. Г. (Новосибирск, Россия).
Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе ............................ 128
Мжельская Т. В., Дураков И. А., Катионов О. Н. (Новосибирск, Россия). Модель
воспитания педагога в высшей школе: педагогическое наследие профессора
Т. Н. Троицкой ......................................................................................................... 143
Крупина Л. И., Баронская Е. И. (Кемерово, Россия). Преодоление парадокса
познавательного процесса как способ расширения границ классической
науки............................................................................................................................................... 160
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
31.03.2021
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 16,1.
Уч.-изд. л. 13,2.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 49.
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2021. Т. 21, №1
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090 Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2021, vol. 21, no. 1
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
«Rospechat» - 82326
Subscribe Index
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2021
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.3
CONTENT
A word from the editor .........................................................................................................................5
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Shtager E. V. (Vladivostok, Russia). Updating the converged approach in the
educational process of engineering university ...................................................................7
Saprygin B. V. (Novosibirsk, Russia). A cognitive approach in language education:
methodological observations ..................................................................................................23
PART II. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Begalinova K. K., Achilova M. S., Begalinov A. S. (Almaty, Kazakhstan). Main trends
of “post-covered” education .....................................................................................................39
Yakovleva I. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia), Glios G. N. (Barnaul, Russia).
Distance education in modern Russia: humanistic and humanitarian aspects......54
Gusev A. M. (Novosibirsk, Russia). Russian education (present and future): a sociophilosophical
analysis .................................................................................................................68
PART III. SPECIFIC TECHNIQUES AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE
OF EDUCATION
Shchuryn K. V. (Minsk, Belarus). “Philosophy of technology” as a system-forming
discipline in the engineer training.........................................................................................87
Vantsev Yu. V. (Samara, Russia). On the communicative-productive training
method ............................................................................................................................................ 104
PART IV. HUMAN PROBLEMS IN THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Govorushenko A. V., Kretova L. N., Khrapchenkov V. G. (Novosibirsk, Russia).
Adaptation of first-year students to study at the university ................................... 128
Mzhelskaya T. V., Durakov I. A., Kationov O. N. (Novosibirsk, Russia). Model
of upbringing a teacher at the university: pedagogical heritage of professor
T. N. Troitskaya ............................................................................................................................ 143
Krupina L. I., Baronskaya E. I. (Kemerovo, Russia). Overcoming the paradox of the
cognitive process as a way to expand the boundaries of classical science ....... 160
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
31.03.2021
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 16,1.
Publisher’s
sheets: 13,2
Circulation
1000 issues.
Order № 49.
Siberian Branch
of the Russian
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Academy of Sciences
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2021, vol. 21, no. 1
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Стр.4