ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
ОРИЕНТИР НАУКИ –
ПРАКТИЧЕСКАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ДОЛГИЙ ПУТЬ
К ЕДИНЫМ СТАНДАРТАМ
Практическую направленность науки чрезвычайного ведомства начальник Всероссийского
научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций МЧС России Сергей Диденко считает главным условием ее развития
и востребованности. О том, как решается эта задача, об основных результатах работы
и перспективах развития научного учреждения – в нашем интервью.
– Сергей Леонидович, вы уже больше
года возглавляете ведущее научно-исследовательское
учреждение МЧС России.
Какие, на ваш взгляд, самые главные
достижения института в 2020 г.?
– Самая первая веха – это создание серьезного
кадрового потенциала, способного
решать задачи научного характера
и обеспечивать конкретные результаты.
Отличие уходящего года – четкая научнопрактическая
направленность исследований.
Мы открыли кафедры в МФТИ, РАНХиГС,
Политехе, РУДН, с МГУ заключили
соглашение о взаимодействии и в следующем
году начинаем работать с молодыми
специалистами, готовыми посвятить себя
науке. Открыли аспирантуру, возобновили
работу диссертационного совета. Это позволит
нам расширить круг специалистов,
которые обогатят научный потенциал института
своими знаниями и изысканиями.
Второе важное достижение – создание
соответствующих условий для работы
ученых. Но при этом и требования к ним
установлены предельно четкие: каждый
должен что-то привнести в науку РСЧС,
МЧС России.
Мы совершенствовали методику оценпо
деятельности сил и средств РСЧС в условиях
распространения коронавирусной
инфекции, которые размещены на сайте
института и успешно применяются на всей
территории России.
Реализация предложенных методик,
применение на территории субъектов РФ
передовых, научно обоснованных практик
позволили существенно снизить показатели
гибели людей и минимизировать последствия
различных происшествий.
–
Ваш институт сегодня
предлагает и свои прогнозы
заинтересованным в них органам власти,
чтобы они заблаговременно могли
принять соответствующие превентивные
меры. Прислушиваются ли они
к этим прогнозам?
– Уверен, что прислушиваются. Потоки
деятельности каждого специалиста,
которая оформлена приказом и содержит
более ста позиций и критериев – по научным
достижениям, полезным наработкам,
направленным, например, на создание
специальных технических средств или
на глубокую модернизацию ранее существовавших
образцов. Эффективность деятельности
ученых определяется открыто
и гласно. Резюмируя ответ на вопрос, отмечу,
что на сегодняшний день нам удалось
собрать команду ученых и сотруд8
8
| ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Январь 2021
му что к нам неоднократно обращались
за более детальными прогнозами федеральные
органы исполнительной власти,
другие ведомства, включая Роскосмос.
Мы делаем акцент на среднесрочных прогнозах
и даем рекомендации не только
на ближайшие несколько дней, но и на
две-три недели. Этого срока, как правило,
достаточно, чтобы на местах успели
подготовиться и отреагировать. В качестве
примера – работа в Приморском крае,
в Уссурийском городском округе, когда
благодаря выполненным превентивным
мероприятиям количество обрывов линий
электропередачи при прошедшем недавно
ледяном дожде было гораздо меньше
возможного.
– Как у института складываются отношения
с регионами?
– В рамках заключенных субъектами соглашений
о взаимодействии мы запрашиваем
у них и обобщаем, анализируем
10 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Январь 2021
12 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Январь 2021
На пленарном заседании конференции
«Critical Communications Russia – 2020»
председатель совета директоров АО «МС–
Спецтелеком» – компании-разработчика
программных решений – Юрий Горшков
отметил, что суть безопасного города сейчас
сведена к двум ключевым задачам.
«Это функциональные подсистемы, такие
как интеграционная платформа и единый
центр оперативного реагирования.
И огромная “куча” интеграции, которую
нужно провести в регионах, – обрисовал
он ситуацию. – Везде есть региональные
системы. Все это нужно собрать и какимто
образом заставить работать. Притом
системы могут быть и региональные, и муниципальные,
и федеральные». По словам
Ю. Горшкова, все эти разрозненные системы
представляют собой на сегодняшний
день своего рода «зоопарк». «В каждом
регионе огромный “зоопарк” разных систем
и решений, которые нужно собрать
в кучу», – так образно представил докладчик
общую картину дел в стране с АПК
«Безопасный город».
Как он считает, решение проблем заключается
в создании интеграционноаналитической
сервисной платформы.
Иными словами, в ядро системы безопасного
города следует добавить критически
важные системы, такие как подсистемы
видеонаблюдения, оповещения, управления
и поддержки принятия решений,
мониторинга и прогнозирования, приема
обращений и оперативной связи, организации
межведомственного взаимодействия.
О
важности интеграции и унификации
говорил в своем выступлении и ведущий
научный сотрудник Центра сопровождения
научно-исследовательских и опытносведения,
необходимые для проработки
адаптированных методик. Их внедрение
позволит региональным властям более
эффективно выстроить работу, значительно
улучшить профильные показатели защищенности
населенных пунктов субъектов
и граждан, проживающих на их
территории, а значит, сохранить жизни
и здоровье людей, снизить ущерб экономике
и экологии.
Алексей Попов, вед. науч. сотр.; Юрий Капральный, науч. сотр., ВНИИ ГОЧС МЧС России. Фото Степана Змачинского и из архива редакции
В ноябре 2020 г. в Москве прошли два круглых стола, посвященных проблемам развития
в субъектах РФ аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: один – на площадке
VIII Федеральной конференции «Critical Communications Russia: Цифровые технологии
для обеспечения связи и безопасности государства, общества, бизнеса», а другой – в рамках
II Международного пожарно-спасательного конгресса.
пасностью населения и территорий, одно из
главных направлений которого – своевременное
предупреждение ЧС. А это в современных
условиях невозможно без применения
научно обоснованной практики, новых
стандартов, технологий и эффективных методов
действий.
Обеспечение комплексной безопасноTextText
TextText TextText TextText TextText
TextText TextText TextText TextText
TextTTextText TextText TextText TextText
Тесное сотрудничество с губернаторников,
которые имеют четкое понимание
о том, какие направления необходимо
развивать для того, чтобы улучшить систему
спасения, оповещения, управления
на территории.
ским корпусом осуществляется по 65 направлениям.
–
А что на сегодняшний день представляет
собой наука чрезвычайного
ведомства? Как применение научнометодических
подходов помогает решать
вопросы защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера?
– Для того, чтобы наука была важным
и значимым элементом эффективного развития
территорий, необходима ее практическая
и «приземленная» направленность.
Понятно, что не только в России, но и во
всем мире возрастает количество ежегодно
возникающих чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, увеличиваются
их масштабы, меняются конфигурации.
Поэтому и симметричным ответом на
них может и должно стать совершенствование
системы управления комплексной безо–
Нельзя не вспомнить прошлогоднюю
аварию в Норильске. У вас есть перспективные
разработки для ликвидации
таких ЧС?
– Мы – организаторы исследований
в данных областях, в том числе в рамках
системы РСЧС. Существуют специализированные
институты нефти и газа, которые
разрабатывают сорбенты. Есть производители
боновых заграждений, дамб. Наша
же задача заключается в том, чтобы все
имеющиеся наработки обобщить, объединить
усилия для получения конкретного
комплексного решения.
События последнего десятилетия покасти
на территориях субъектов РФ – это серьезный
блок выверенных мероприятий,
в реализацию которого вовлечены все элементы
РСЧС. Внедрение эффективных методов
управления, научных разработок, в том
числе созданных учеными нашего института,
– вот стратегическая задача, итогом решения
которой должны стать спасение максимального
количества жизней, сохранение
здоровья граждан страны, снижение ущерба
экономике и территориям при ЧС.
Хочу с удовлетворением отметить, что
зывают, что количество ЧС только увеличивается.
И это нельзя не брать в расчет.
Например, «Норникель» в свете произошедших
событий создает департамент, который
будет заниматься вопросами прогнозирования,
контроля за предупредительными
мероприятиями на своих объектах.
Как правило, у больших компаний есть
определенные наработки по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
конструкторских работ в области информационных
технологий НИИ специальной
техники, ФКУ «Научно-производственное
объединение “Специальная техника
и связь”» МВД России Геннадий Пучков.
Среди факторов, снижающих эффективность
использования систем видеонаблюдения,
он назвал отсутствие централизованных
межведомственных банков
данных для хранения полученной видеоинформации.
Так, в 90 % случаев информация
транслируется в дежурную часть
ОВД. Одна из проблем также заключается
в том, что у разных ведомств разная аппаратура.
Директор
департамента по работе
с корпоративными клиентами АО «ИскраУралТЕЛ»
(еще один разработчик программных
решений) Алексей Алексеев
видит наиболее продуктивным путь дальнейшей
реализации проекта «Безопасный
город» в использовании услуг не одного,
а нескольких исполнителей, так как конрезультаты
научных исследований ВНИИ
ГОЧС постоянно востребованы. Многие,
например, используются в документах
планирования в сфере гражданской обороны,
защиты населения и территорий на
федеральном, региональном и даже муниципальном
уровнях.
И нам зачастую приходится сталкиваться
с корпоративной этикой неразглашения
тайны. Например, где-то что-то случилось,
компания самостоятельно провела
мероприятия по ликвидации последствий
ЧС, а потом коротко объявляет: «Мы справились
своими силами, ущерб минимальный».
МЧС России всегда выступало против
таких подходов и через органы повседневного
управления, через единые диспетчерские
службы, ЦУКСы
требовало своевременного сообщения
о проблеме для того,
чтобы оперативно подготовить
необходимый комплект
сил и средств, предусмотреть возможное
развитие опасных последствий.
– Как институт определяет перспективные
научные направления? Например,
кто решает, что нам нужны плавающие
транспортеры или, скажем, суда
на воздушных подушках?
– Мы – часть министерства, и взаимодействие
с департаментами при формировании
плана НИОКР позволяет нам определить
необходимость доработки или разработки
какого-то конкретного вида техники. Это
тоже часть научной деятельности – аналитика
и исследования проблемных на–
Хотелось бы затронуть и важнейшую
задачу интеграции систем ГО и РСЧС,
тем более что уже подходит к завершению
общественное обсуждение соответствующего
закона об их слиянии.
Каково ваше отношение к данному
процессу?
– Дело в том, что в настоящее время в состав
ГО входят все те же самые подразделения,
что и в систему РСЧС. То есть
де-юре и де-факто одни и те же органы
управления и силы нацелены на ликвидацию
чрезвычайных ситуаций и в мирное,
и в военное время. Используются единые
сети связи и оповещения, функционирует
одна система подготовки населения.
Поэтому целью интеграции является
правлений. В частности, Департамент
спасательных формирований заказал
прибор поиска людей под снежными
завалами, а мы его изготовили.
Он способен «видеть» на глубине до
5 м. Аналогов такого прибора не существует.
Испытания сейчас проходят
в Эльбрусском высокогорном поисково-спасательном
отряде.
Другой уникальный прибор, который
называется «Завал», позволяет
даже по слабому дыханию, если человек
находится в бессознательном
состоянии, найти его под завалами
разрушенного здания. В ближайшее
время он поступит в Центр по проведению
спасательных операций особого
риска «Лидер» министерства.
Так сложилось, что до сих пор при
ву новой редакции Федерального
закона «О защите
населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций».
Его ключевые положения –
это возложение на РСЧС
задач и функций ГО при
введении режима функционирования
РСЧС – «гражданская
оборона». Также
законопроект определяет
порядок применения понятия
«чрезвычайная ситуация»
в мирное и в военное
время. Одним из важнейших
предлагаемых нововведений является
обязательность выполнения всеми
государственными и иными органами
и организациями, независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности,
решений КЧС субъектов РФ.
Кроме того, предусматривается расИЗ
ПЕРВЫХ УСТ
различные разрозненные проекты. Сейчас
мы пересматриваем политику нашего
взаимодействия с регионом, потому что
возникла потребность помочь синхронизировать
информацию».
О единых стандартах по развитию сиширение
полномочий высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации,
которые получат право привлекать
все имеющиеся в регионе силы и средства
к предупреждению и ликвидации крупномасштабных
ЧС.
Интеграционные процессы предполакуренция
– это здравая и полезная вещь.
И «проект по внедрению системы-112 это
подтвердил, – считает А. Алексеев, – а насколько
при этом будет обеспечена прозрачность
стандартов и методических требований,
покажет время».
В свою очередь, заместитель генесоздание
эффективно функционирующей
на всех уровнях, рациональной по финансово-экономическим
показателям системы,
адекватной современным угрозам
и вызовам.
После проведенных научных исследований
была разработана концепция, определяющая
единый замысел интеграции
систем РСЧС и ГО, которая легла в оснорального
директора АО «ГЛОНАСС»
Александра Аронова подчеркнула, что
наиболее очевидной сегодня является
тенденция к интеграции общих усилий.
«Необходимо объединить имеющиеся решения,
потому что сейчас они действительно
представляют собой “зоопарк”», –
сказала она. В качестве примера привела
случай, когда после вступления в силу
новых лицензионных требований к перевозчикам
федеральному центру потребовалась
информация о пассажирских
маршрутах в регионах: «Мы запросили
эту информацию в конкретном регионе,
и оказалось, что она не синхронизирована,
поскольку ранее осуществлялись
обрушениях домов мы направляем
на разбор завалов десятки, а то и сотни
людей. Бойцы с пилами и лопатами делают
большую работу, хотя с ней гораздо
быстрее справится инженерная машина
разграждения. В консорциуме с рядом
предприятий мы хотим изготовить машину,
которая на колесной базе сможет сама
передвигаться, будет обладать тактикотехническими
характеристиками, не имеющими
аналогов: машина будет легкой,
авиатранспортабельной, максимально
оборудованной не только отвалом и экраном,
но и электронной системой геолокации
для проведения дистанционного подземного
исследования на предмет наличия
коммуникаций. Это будет многофункциональный
универсальный комплекс.
Будущей весной планируем приступить
к глубокой модернизации тяжелого механизированного
моста. Речь идет о создании
авиатранспортабельного, легкого
подъемного механизированного варианта
на базе КАМАЗа, чтобы его можно было
в Ил-76 погрузить и отправить туда, где
в нем есть необходимость.
гается обеспечить в основном за счет административно-управленческих
и организационно-технических
мероприятий,
которые не потребуют значительных капитальных
вложений и финансовых затрат.
Но объединять надо таким образом, чтобы
существующую систему вывести на новый
уровень с более жесткими требованиями
и четким пониманием сил, которые
остаются и продолжат выполнять те же
самые задачи и в мирное, и в военное время.
Ведь для людей нет никакой разницы,
стемы «Безопасный город» говорили и на
Международном пожарно-спасательном
конгрессе. В ходе дискуссии стало очевидно,
что работы по созданию и развитию
компонентов «Безопасного города» в той
или иной степени ведутся всеми субъектами
РФ благодаря принятой государственной
программе «Защита населения и территорий
от ЧС».
В целях повышения эффективности
стью, авиатранспортабелен. Сейчас
он передан в Тульский спасательный
центр.
отчего, например, «раздулась» в их селе
плотина, и отчего пойдет вода на дома –
от бесхозяйственности или неправильной
ее эксплуатации. А может, от взрыва боеприпаса
времен войны либо в результате
диверсии или теракта…
Поэтому абсолютная необходимость
объединения понятна. Другое дело, что
сам процесс надо организовать настолько
правильно, чтобы получить на выходе
четко выстроенную вертикально-интегрированную
систему, которая будет
управляемой.
этой работы до 2022 г. будут разработаны
единые стандарты на всех уровнях
государственной власти. Соответствующий
контракт уже заключен по итогам
конкурсных процедур между МЧС России
и Национальным центром информатизации
(он входит в Ростех).
Как отметил первый заместитель министра
по чрезвычайным ситуациям
Александр Чуприян, АПК «Безопасный
город» может стать основой полноценной
и разветвленной системы обеспечения
безопасности и предупреждения кризисных
ситуаций в РФ, объединив различные
системы всех федеральных органов
– Прошлый год был сложным. Как удавалось
в условиях пандемии реализовывать
идеи?
– Пандемия нам подсказала ряд направлений.
Еще весной мы создали группу ученых,
которые разрабатывали методики,
связанные с деятельностью комиссий по
ЧС в условиях пандемии, с возможностью
пополнения сил РСЧС, с особенностями работы
территориальных органов по управлению
вопросами защиты населения. Выпустили
около 30 методик по различным
направлениям, ставших серьезным подспорьем
нашим коллегам в регионах.
Так же и с опытно-конструкторскими
– Поделитесь, пожалуйста, каковы
планы института на ближайшее будущее?
–
Есть приказ Минобразования, согласно
которому научное учреждение по оценке
результативности научно-исследовательской
деятельности относится к одной
из трех категорий. Первая – лидеры, вторая
– середнячки (ВНИИ входит в их число)
и третья – неудовлетворительная. Мы
поставили перед собой амбициозную задачу
– к 2022 г. войти в первую категорию
НАША СПРАВКА
По состоянию на 2019 г. специально
созданный для этого Совет главных
конструкторов рассмотрел 285 представленных
ему комплектов технической
документации. Были согласованы
технические задания на
проектирование и построение опытных
участков АПК «Безопасный город»
для 70 субъектов РФ. К практической
реализации этих заданий
приступили в 38 субъектах. В настоящее
время в 12 субъектах РФ созданы
и функционируют ключевые элементы
АПК «Безопасный город», обеспечивающие
координацию взаимодействия
и поддержку принятия решений
органов повседневного управления
муниципального и регионального
звеньев РСЧС.
научных центров – лидеров.
Для этого необходимо
иметь определенное количество
публикаций на каждого
ученого, участвовать
в различных конференциях,
вести научно-практическую
работу, обучать аспирантов
и ряд других показателей.
Это нормальное явление –
стремиться вперед, а не сидеть
на месте, чтобы только
не трогали.
И вторая позиция на
перспективу – это науч–
Вы упомянули о методиках, которые
создаются специалистами
института. Какие сферы жизнедеятельности
они затрагивают?
– В целях совершенствования системы
управления рисками ученые
института разработали комплект
методических рекомендаций. Они
затрагивают практически все сферы
деятельности РСЧС. Одни определяют,
например, порядок защиты
населения и территорий в период
прохождения сезонных рисков.
Другие – порядок работы с волонтерскими
организациями. Третьи
посвящены мероприятиям по разисполнительной
власти. Он подчеркнул,
что «чрезвычайные ситуации нельзя полностью
исключить, но можно, предупреждая,
минимизировать их последствия. Инструментом
для этого и является система
“Безопасный город”».
Ученые МЧС России планируют в реБЕЗОПАСНОСТЬ
витию
единых дежурно-диспетчерских
служб муниципальных образований, по
развитию сил РСЧС на муниципальном
уровне и др.
Наши ученые исследуют наработзультате
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, реализуемых
в соответствии с протоколом
профильной межведомственной комисработами.
Мы сделали упор на конкретных
опытных образцах техники для наших
подразделений и в целом системы РСЧС.
Например, создали плавающий транспортер
«Тритон», который в 2 раза легче
существующих образцов, в три раза дешевле
и гораздо проще в эксплуатации.
Он имеет усовершенствованную ходовую
часть, которая включает в себя водомет,
отличается повышенной проходимоки
и опыт всех регионов и используют их
при подготовке научно-методических рекомендаций.
В этих разработках был учтен,
в частности, опыт действий территориальной
подсистемы РСЧС субъектов
Приволжского федерального округа при
тушении природных пожаров и защиты
населенных пунктов в 2010 г., при ликвидации
последствий крушения теплохода
«Булгария» в 2011 г., техногенного пожара
в торговом центре «Адмирал» в Казани
в 2015 г., где эффективно выполнялись
задачи по спасению людей. В этих чрезвычайных
ситуациях были не только положительные
моменты в деятельности
территориальных звеньев РСЧС, но обозначились
и просчеты этой системы в ряде
субъектов РФ.
Отдельно следует отметить разработку
комплекта методических рекомендаций
но-практическая ориентация наших исследований.
Необходимо большее взаимодействие
с территориями, с системой
РСЧС, с федеральными органами исполнительной
власти для того, чтобы понять,
по каким направлениям необходимо развиваться
и в каких разработках есть востребованность.
Институт
продолжит выступать координатором
программы «Мой город готовится».
Сейчас в ней участвуют 270
российских городов. Муниципалитеты
оцениваются по 240 позициям, среди которых
уровень берегоукрепления рек,
расчистки леса, оснащения спасательных
формирований, а также создание органов
управления, покупка пожарного оборудования,
подготовка спасателей, развитие
диспетчерских служб и т. д. Вижу прямую
заинтересованность системы РСЧС и министерства
в том, чтобы муниципалитеты
участвовали в этом движении.
Еще одна наша перспективная тема –
дополнительное профессиональное образование.
В частности, это обучение
специалистов сети наблюдения и лабораторного
контроля, должностных лиц, отвечающих
за вопросы защиты населения
и территорий. Такую программу наши ученые
уже подготовили.
Развивая научное направление, инсии,
разработать также единые понятия
и классификаторы, прогнозные и аналитические
модели по двенадцати ключевым
рискам с типовыми сценариями
реагирования на них. Кроме того, будут
подготовлены проекты документов, формирующих
правовое и нормативно-техническое
обеспечение мероприятий по
построению и развитию АПК «Безопасный
город». А в перспективе – создание
испытательного стенда для апробации
и отладки программно-технических решений.
Будет проведена опытная эксплуатация
разработанных прогнозноаналитических
моделей и сценариев
реагирования на ЧС в пилотных субъектах
РФ.
Участники дискуссии пришли к необходимости
создания системы межведомственного
взаимодействия, сквозной
передачи и обработки информации
в едином информационном пространстве.
В ходе обсуждения также был отмечен
опыт реализации проекта «Безопасный
город» на муниципальном уровне – в Горно-Алтайске.
Здесь
работа в данном направлении
ститут принимает участие в реализации
проектов в научно-образовательном центре
мирового уровня «Инновационные
решения в агропромышленном комплексе»
(Белгородская область). Завершается
вступление НИИ в НОЦ Нижегородской
области. В перспективе – сотрудничество
с партнерами в рамках Московского инновационного
кластера, полноправным членом
которого стал институт.
Беседу вел Виталий Дьячков, наш корреспондент.
Фото из архива редакции
Январь 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 9
началась в 2016 г., а в 2018-м система уже
была введена в эксплуатацию. По словам
руководителя администрации города, система
стала полезной местным властям
прежде всего как средство предупреждения
каждого гражданина в случае грозящей
опасности. Кроме того, «Безопасный
город» отлично работает как инструмент
управления и координации деятельности
экстренных и городских служб, обеспечивающих
безопасность населения. И еще:
«Безопасный город» делает процесс реагирования
на происшествия прозрачным
и оперативным. В муниципальном образовании
никогда не испытывают проблем
в доступе к какой-либо информации, необходимой
для организации реагирования
либо предупреждения какой-либо ситуации.
Январь
2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 11
Январь 2021 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 13
содержаНие
НАУЧНО-ПР АКТИЧЕСКИЙ И МЕТ О ДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ЦЕНТР АЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ МЧС РОССИИ
29 МероПриятия МЧс россии
Совершенствование систем оповещения.
Комплексные проверки систем оповещения
населения будут проходить дважды в год.
30 региоНы
Оптимальное решение
для передачи информации.
Своим опытом в данной сфере делятся
специалисты Удмуртской Республики.
32 НауЧНая кафедра
К вопросам обеспечения
населения зСгО.
Анализ научных подходов в деле защиты
населения в чрезвычайных ситуациях.
ИННОВАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ
РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
4 Новости закоНодательства
26 актуальНо
Новые поправки
в Положение о МЧС России.
Они разработаны для повышения
эффективности выполнения
возложенных на МЧС России функций.
28 Поисковик
Помощь всегда рядом.
МЧС России разработало мобильное
приложение по действиям в ЧС.
2 | гРАЖДАНСКАя зАЩИТА | Январь 2021
34 Методика
О разработке критериев отнесения
объектов к критически важным.
Как менялись научные подходы
в решении этой задачи.
37 сПрашивайте – отвеЧаеМ
вопросы контроля.
38 ликбез
Первая помощь: кого и как учим.
Какие задачи по обучению специалистов
РСЧС требуется решить.
41 развитие
Север должен быть безопасным.
МЧС России разрабатывет новые
способы применения техники в Арктике.
44 обуЧеНие
Подготовка работающего населения
в области гО.
Сформулированы предложения,
касающиеся обязанностей
организаций.
47 вырежи и изуЧи
Примерная программа
курсового обучения
работающего населения
в области гражданской обороны.
51 МНеНия, суждеНия
О защите населения не на словах,
а на деле.
Автор привлекает внимание к проблеме
подготовки населения в области ГОЧС.
54 защита
Поисково-спасательные работы
в условиях завалов.
Какие опасности подстерегают
жителей городов.
57 страНицы истории
Спасательные воинские
формирования МЧС России.
Изначально они входили в систему ПВО.
61 солидарНость
во избежание гуманитарной
катастрофы.
Деятельность Межведомственного
центра в Нагорном Карабахе.
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | декабрь 2020
№ 1 (545)
Стр.4