Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558305)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Поэтика традиционных восточнославянских игр (340,00 руб.)

0   0
Первый авторГаврилова Мария
АвторыРос. гос. гуманитар. ун-т
ИздательствоМ.: РГГУ
Страниц437
ID719509
АннотацияВ книге восточнославянские игры XIX – начала XX в. исследуются в качестве акциональных текстов с помощью методов филологического анализа. Автором разработана сюжетная типология игр и составлен указатель традиционных восточнославянских игровых сюжетов, устанавливающий между ними вариантно-инвариантные связи. Используя указатель в качестве инструмента структурного анализа, автор описывает внутреннее устройство и специфику акционального сюжета по сравнению с повествовательным.
Кому рекомендованоКнига адресована антропологам, социологам, культурологам и историкам, интересующимся традиционными играми, а также фольклористам и филологам, исследующим структуру сюжетов различных видов текстов.
ISBN978-5-7281-2487-0
УДК793
ББК63.5(3)
Гаврилова, М. В. Поэтика традиционных восточнославянских игр [Электронный ресурс] / Рос. гос. гуманитар. ун-т, М. В. Гаврилова .— 2-е изд. (эл.) .— М. : РГГУ, 2019 .— 437 с. — Библиогр.: с. 298-331; Дериватив. электрон. изд. на основе печат. изд. (М. : РГГУ, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 437 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7281-2487-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/719509

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика_традиционных_восточнославянских_игр.pdf
УДК 793 ББК 63.5(3) Г12 Редакционно-издательским советом РГГУ Рекомендовано к изданию Г12 Гаврилова, Мария Владимировна Поэтика традиционных восточнославянских игр [Электронный ресурc] / М. В. Гаврилова ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текст. дан. (1 файл pdf : 437 с.). — М. : Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-7281-2487-0 В книге восточнославянские игры XIX – начала XX в. исследуются в качестве акциональных текстов с помощью методов филологического анализа. Автором разработана сюжетная типология игр и составлен указатель традиционных восточнославянских игровых сюжетов, устанавливающий между ними вариантно-инвариантные связи. Используя указатель в качестве инструмента структурного анализа, автор описывает внутреннее устройство и специфику акционального сюжета по сравнению с повествовательным. Книга адресована антропологам, социологам, культурологам и историкам, интересующимся традиционными играми, а также фольклористам и филологам, исследующим структуру сюжетов различных видов текстов. УДК 793 ББК 63.5(3) Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Поэтика традиционных восточнославянских игр [Текст] / М. В. Гаврилова ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — М. : РГГУ, 2018. — 429 с. — ISBN 978-5-7281-2039-1. В оформлении обложки использован рисунок из книги Г. С. Виноградова «Русский детский фольклор» (1930) В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7281-2487-0 © Гаврилова М. В., 2018 © Российский государственный гуманитарный университет, 2018
Стр.5
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава 1. КАК ИЗУЧАТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ? . . . . . . . . . . 19 Игры как жанр фольклора: традиционные и посттрадиционные, простые и сложные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 История сбора и изучения традиционных восточнославянских игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Методы исследованиия традиционных игр: риторические предубеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Игра – это детская деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Игра – это пространство свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Игра – это красота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Игра – это агон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Игра – это пережиток других явлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Игра – это зачаток других явлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Исследовательские методы, обусловленные риторическими подходами: выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Определение игры как жанра фольклора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Игра-процесс и игра-продукт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Правила и сюжет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Методы изучения традиционных игровых сюжетов . . . . . . . . . . . 50 Реконструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 «Литературоведческий» подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Сравнительно-историческое исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Структурный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Выводы. Какие игры и как изучаются в этой работе? . . . . . . . . . . 54 Глава 2. ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ: СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Существующие способы классифицировать игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Классификация игр как экспликация представлений об их структуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Для чего нужна классификация? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Классификации, основанные на внешних критериях . . . . . . . . . . 60 Классификации-каталоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Классификация Е.А. Покровского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Классификации педагогов-практиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Классификация «Клуба друзей игры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 5
Стр.6
Описательные классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Общие недостатки классификаций, К основанных на внешних критериях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 лассификационные принципы, связанные Типология дотеатрально-игровых явлений с содержанием игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Л.М. Ивлевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Единство слова и действия как классификационный принцип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Классификации по способу действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Классификация Я.И. Душечкина и соавторов . . . . . . . . . 71 Классификация В.Г. Марца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Классификация М.Н. Мельникова по словесной составляющей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 В.Н. Всеволодский-Гернгросс: сочетание слов и действия как классификационный принцип . . . . . . . . . 74 Структурно-тематическое единство как классификационный принцип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Формально-тематическая классификация Элис Б. Гомм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Тематическая классификация В.Н. Всеволодского-Гернгросса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 В.Н. Всеволодский-Гернгросс: структурно-тематический «стержень» игры . . . . . . . 80 Классификация по типу сюжета: два класса игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Игры класса I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Кто противоборствует . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Как противоборствуют: типология И.А. Морозова и И.С. Слепцовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Игровое действие и игровое движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Тип конфликта: классификация М.А. Ключевой . . . . . . . . . . . 87 За что происходит борьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Игры класса I: сюжетные типы и подтипы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Тип I–1: борьба за смену роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Тип I–2: борьба за игрока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Тип I–3: борьба за собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Тип I–4: борьба за территорию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Игры класса II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Различия игр классов I и II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Критерии деления игр класса II на сюжетные типы . . . . . . . 104 Игры класса II: сюжетные типы и подтипы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Тип II–1: упражнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 6
Стр.7
Содержание Тип II–2: простое состязание (поединок) . . . . . . . . . . . . 106 Тип II–3: разыгрывание предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Тип II–4: жребий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Тип II–5: перебор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Тип II–6: аттракцион . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Тип II–7: песня-игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 Игры класса II: сюжетные подтипы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 «Сомнительные» случаи: чем еще игры класса I отличаются от игр класса II? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Победа и проигрыш: случай игры «Ярки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Функционально эквивалентные действия: случай игры «Краски» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Выводы. Как делить игры на типы и как использовать типологию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Глава 3. ПЕРСОНАЖИ ТРАДИЦИОННЫХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ИГР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Что такое «игровой персонаж»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Субъект действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Субъекты действия в играх класса I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 Субъекты действия в играх класса II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Лицо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Коллектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Судьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Роль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Что такое «игровая роль»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Роль водящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Водящий-антагонист и водящий-солист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Наименования персонажей традиционных восточнославянских игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Териоморфные персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Антропоморфные персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Персонажи-демоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Персонажи-предметы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Полиморфность игровых персонажей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Как персонажи традиционных игр проявляют себя? . . . . . . . . . . . . . . . 147 МетамотивыОбразные мотивы традиционных восточнославянских игр . . . 147 «Водящий противопоставлен остальным» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 «Водящий-чужой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 «Потусторонний водящий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 7
Стр.8
Мотивы второго уровня обобщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 «Слепой водящий / невидимые игроки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 «Черный водящий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 «Огненный водящий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 «Водящий, который странно ходит» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 «Богатый водящий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 «Нечистота» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 «Смерть» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 «Кухня» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 «Пища / трапеза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Хлебные (зерновые) продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Съедобные растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Сало, масло . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Обобщение «пищевых» образных мотивов . . . . . . . . . . . . 197 Мотивные комплексы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Свойства образных мотивов в восточнославянских играх . . . . 206 Выводы. Почему персонажи игр похожи на персонажей мифов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Глава 4. СЮЖЕТНАЯ СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 Что такое «сюжет игры»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 Игра и сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Два принципа структурной организации игр как акциональных текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Принцип структурной организации «ряд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Уровни структурной организации вербальных текстов по принципу «ряд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Уровни структурной организации игрового действия по принципу «ряд» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Ряды игроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Ряды действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Ряды образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Принцип «ряд»: что нового структурная специфика акционального сюжета сообщает нам об устройстве вербальных текстов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Принцип структурной организации «круг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Уровни структурной организации вербальных текстов по принципу «круг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 Уровни структурной организации игрового действия по принципу «круг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 8
Стр.9
Содержание Персонажи-«круги» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 «Круговое» действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Принцип «круг»: что нового структурная специфика акционального сюжета сообщает нам об устройстве вербальных текстов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 «Двухмерность» игрового действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Сюжетная оценка субъектов действия . . . . . . . . . . . . . . . . 266 Конечность и бесконечность сюжетного развертывания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 Сочетание разных принципов структурной организации . . . . . 274 Разные структурные принципы в рамках одного текста . . . . 274 Структура серий текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Игры и трикстерские циклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Сходство игр и трикстерских рассказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Сходство персонажей игр и трикстеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 Отличия игроков от трикстеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 Игры, трикстеры и противостояние социальных групп . . . 285 Выводы. Почему вербальный текст – «искажение» акционального? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Приложение 1. Сюжетный указатель традиционных восточнославянских игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 Игры класса I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Игры класса II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 Приложение 2. Анализируемые тексты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически