Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 558901)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

ГДР: миролюбивое государство, читающая страна, спортивная нация? (249,00 руб.)

0   0
АвторыГроссбёльтинг Томас , Шматов И. , Карин Л. , Кузовлев В.
ИздательствоМ.: Социум
Страниц386
ID719384
АннотацияБыла ли ГДР «государством мира», «читающей страной», «спортивной нацией»? По праву ли она могла называть себя «очагом антифашизма»? На самом ли деле у женщины и мужчины были равные права? И действительно ли успехи Финляндии в недавних исследованиях PISA можно объяснить копированием системы образования ГДР? Шестнадцать известных авторов анализируют легенды ГДР, которые имеют свое воздействие по сей день. Авторы детально и непредвзято изучают суждения и предубеждения относительно социалистического немецкого государства, освещают с разных ракурсов отдельные сферы общества ГДР и противопоставляют мнениям проверенные факты. Важная книга, которая делает дискуссию по этой теме предметной.
ISBN978-5-91603-630-5
УДК94(430.2)
ББК63.3(4Шем)63
ГДР: миролюбивое государство, читающая страна, спортивная нация? = Friedensstaat, Leseland, Sportnation? DDR-Legenden auf dem Prüfstand [Электронный ресурс] / ред.: Т. Гроссбёльтинг, пер.: И. Шматов, пер.: Л. Карин, пер.: В. Кузовлев .— 2-е изд. (эл.) .— М. : Социум, 2020 .— 386 с. — Пер. с нем.; Электрон. изд. на основе печат. изд. (М.: Мысль, 2017) ; Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 386 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-91603-630-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/719384

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГДР_миролюбивое_государство,_читающая_страна,_спортивная_нация.pdf
УДК 94(430.2) ББК 63.3(4Шем)63 Г26 SFriedrich Naumann Фонда Фридриха Науманна за свободу (Германия) Фонда Фридриха Науманна за свободу (Герм TIFTUNG FÜR DIE FREIHEIT Книга издана при поддержке Перевод с немецкого Г26 ГДР. Миролюбивое государство, читающая страна, спортивная нация? / ред.-сост. Т. Гроссбёльтинг ; пер. с нем. И. Шматова, Л. Карина, В. Кузовлева и др. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 386 с. — Москва ; Челябинск : Социум, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-91603-630-5 Была ли ГДР «государством мира», «читающей страной», «спортивной нацией»? По праву ли она могла называть себя «очагом антифашизма»? На самом ли деле у женщины и мужчины были равные права? И действительно ли успехи Финляндии в недавних исследованиях PISA можно объяснить копированием системы образования ГДР?Шестнадцать известных авторов анализируют легенды ГДР, которые имеют свое воздействие по сей день. Авторы детально и непредвзято изучают суждения и предубеждения относительно социалистического немецкого государства, освещают с разных ракурсов отдельные сферы общества ГДР и противопоставляют мнениям проверенные факты. Важная книга, которая делает дискуссию по этой теме предметной. УДК 94(430.2) ББК 63.3(4Шем)63 дЭлектронное издание на основе печатного издания: ГДР. Миролюбивое госуарство, читающая страна, спортивная нация? / ред.-сост. Т. Гроссбёльтинг ; пер. с нем. И. Шматова, Л. Карина, В. Кузовлева и др. — Москва : Мысль, 2017. — 384 с. — ISBN 978-5-244-01198-2. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-91603-630-5 © Мысль, 2017
Стр.5
Содержание Томас Гроссбёльтинг Легенды гдр в куЛьтурной памяти и в науке . . . . . . . . . . 11 Райнер Карлш «на мировом уровне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Предваряя тему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Экономика и техника в послевоенное время . . . . . . . . . . . 26 Фальстарт или сбой на дистанции? Дефицит производительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 «Репарационные отрасли» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 В тупике «социалистической индустриализации»? . . . . . . 32 Технологический прорыв Ульбрихта . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Авиастроение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Программа развития химической промышленности . . . . 38 Атомные электростанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Технологический прогресс в станкостроении . . . . . . . . . . 42 Киносъемочная камера с беспараллаксным визирным устройством — экспортный товар нарасхват . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Попытки реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 «Любой ценой»: создание микроэлектроники . . . . . . . . . . 45 Микропроцессоры для станкостроения . . . . . . . . . . . . . . . 47 Торможение программы автомобилестроения . . . . . . . . . 49 Кризис как финал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Томас Гроссбёльтинг гдр — «гоСударСтво Штази»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 История Штази как «публичная история» . . . . . . . . . . . . . 56 Легенды и дискуссия вокруг них: «всемогущая Штази» и «народ стукачей» . . . . . . . . . . . . 68 Марк-Дитрих Озе «мы оттягиваЛиСь на поЛную катуШку» . . . . . . . . . . . . . . . 75 Молодежный союз как любой другой? Свободная немецкая молодежь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Неполитический праздник? Гражданское посвящение во взрослую жизнь . . . . . . . 79
Стр.6
6 Содержание Равные права, равные шансы? Молодежь и церковь . . . . 82 Приспособившаяся молодежь? (I) Молодые люди в системе образования . . . . . . . . . . . 84 Приспособившаяся молодежь? (II) Молодежная и досуговая культура . . . . . . . . . . . . . . 86 Гунилла Будде ЭманСипированное общеСтво . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Традиционные семейные обязанности . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Карьерные ограничения остаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Снижение интереса к политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Ограниченное стремление к эмансипации . . . . . . . . . . . . 106 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Кристоф Клесман угрюмая ЛояЛьноСть и прекраСная показуха . . . . . . . . . 113 Традиции и надежды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Эгалитаризм и нормы в обществе дефицита как постоянная проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Ранние формы сопротивления рабочих против «государства рабочих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Восстание 17 июня 1953 г. — рабочие бунтуют против своего «авангарда» . . . . . . . 123 Созидательный энтузиазм и ритуалы диктатуры СЕПГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Производственные бригады как позитивный опыт пребывания в трудовом коллективе . . . . . . . . . . 127 Шансы на образование и социальный рост как связывающие силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Двойственная и исчезающая лояльность . . . . . . . . . . . . . 129 Рабочие как «уехавшие» и как избиратели ХДС в 1990 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Краткий итог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Патрис Г. Потрус гдр как «опЛот международной СоЛидарноСти» . . . . . 135 Национал-социализм, оккупация и национализм в цветах ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Об отношении к иностранцам в повседневной жизни в ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Стр.7
Содержание 7 «Учиться в дружественной стране»: иностранные студенты в ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Убежище в стране мигрантов: «политэмигранты» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Иностранная рабочая сила для социализма: контрактные рабочие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Герман Вентклер за мир и дружбу народов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Три фактора, влиявших на внешнюю политику ГДР . . . . 154 Социалистический интернационализм? Отношения ГДР с Советским Союзом и с государствами Восточного блока . . . . . . . . . . . . . . 157 Мирное сосуществование? Отношения ГДР с ФРГ и с несоциалистическими европейскими государствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Антиимпериалистическая солидарность? Отношения ГДР со странами «третьего мира» . . . . . . 169 Ютта Браун «раз в недеЛю вСяк из наС Спорту поСвяти хоть чаС» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 «Рационализация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 Бедственное положение в массовом спорте . . . . . . . . . . . 180 «Бегство из республики» — страшный сон спортивных чиновников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Кристоф Линкс гдр — Страна читатеЛей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Производство книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Книготорговля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Библиотеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Отношение к чтению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Рюдигер Шмидт иСторичеСкая победа? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Допинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Крушение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Стр.8
8 Содержание Миф антифашизма как основа для строительства государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Антифашистский героизм в прозаических литературных произведениях . . . . . . 213 Делегитимизация антифашизма: 17 июня 1953 г. и 13 августа 1961 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Антифашизм в коммуникативной и культурной памяти ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 «В памяти не осталось ничего…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Дирк Хоффман иЛЛюзия СоциаЛьной защищенноСти . . . . . . . . . . . . . . . 223 Изменения в трудовом законодательстве . . . . . . . . . . . . . 224 Политика занятости СЕПГ: между мерами «от случая к случаю» и плановой экономикой . . . . . . . 231 Нерешенный вопрос пенсионного обеспечения в ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 Штефан Хаас «мы Строим квартиры» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Государственная жилищная политика как парадигма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 Какие цели преследовало привлечение граждан к участию в делах государства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Маттиас Рог армия народа? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 ГДР — милитаризированное общество? . . . . . . . . . . . . . . . 263 Военная пропаганда, мобилизация и мотивация «солдат завтрашнего дня» . . . . . . . . . . . . 266 Взгляд изнутри — жизнь в казарме ННА . . . . . . . . . . . . . . 271 Взгляд снаружи — контакты между гражданской и военной сферами . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Резюме: «армия народа»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Вольфганг Ламбрехт «учитьСя у ФинЛяндии значит учитьСя у гдр»? . . . . . . 279 Развитие системы образования в Финляндии после получения независимости в 1917 г. . . . . . . . . . . 280 Медиасферы общественного участия . . . . . . . . . . . . . . . . 248 Практика общественного участия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Стр.9
Содержание 9 Создание «единой социалистической системы образования» в ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 Веские причины для существенных сомнений в том, что система образования ГДР послужила образцом для финской . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Ансельма Галлинат и Забине Киттель о Современном подходе к гЭдЭЭровСкому проШЛому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 История повседневной жизни — часть официального осмысления прошлого? . . . . . . . 295 Воспоминание и самосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Восточногерманский опыт в зеркале осмысления прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически