Экономические и гуманитарные исследования регионов № 5 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА
АЛДАКИМОВА О.В.
Психолого-педагогические особенности проектирования адаптационных программ для
иностранных студентов
АЛИХАНОВА Р. А.
Трансформация семьи и социальная сплоченность
БОГОМОЛОВА М.И., ЩЕГЛОВА А.Е.
Ролевой статус ребенка-дошкольника как фактор сохранения позитивного микроклимата
в семье
ВОЛОШЕНКО А.А., МАКСИМЕНКО Е.Ю.
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе
ГАЛУСТОВ А.Р., НАЛИВАЙКО Е.А.
Маркетинговая культура преподавателя вуза в структуре его профессиональной
компетентности
ГАРАФУТДИНОВА Н.Я., КОРЕШЕВА С.Г., СИМАК Р.С., ЛЕВКИН Г.Г.
Интерактивные технологии в обучении по программам дополнительного образования как
условие реализации компетентностного подхода в подготовке слушателей
ГЕРЛАХ И.В.
Подготовка будущих педагогов к работе по развитию социального партнёрства
образовательных и общественных организаций в сфере патриотического воспитания
детей, подростков и молодёжи
ДОНИНА О. И., САЛИХОВА А.А.
Аксиологический компонент концепта «семья» в системе ценностно-нравственных
ориентиров современной молодежи
ЗАББАРОВА М.Г., ДОРМИДОНТОВА Л.П.
Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности
ЗИАМБЕТОВ В. Ю.
Опыт организации физкультурного образования студентов с ограниченными
возможностями здоровья (инвалиды-колясочники)
КАРНАУХОВА М.В., ТАЛИНА И.В.
Высшее образование в Южной Корее: проблемы и перспективы
КАЮРОВА Т.А., ШИХОВЦОВА Н.Н.
Основные аспекты развития правильной речи студентов педагогического вуза в
8
11
14
20
27
30
34
39
45
52
57
61
65
Стр.4
Экономические и гуманитарные исследования регионов № 5 2019
2. Бусыгина, А. Л. Профессор – профессия: теория проектирования содержания
образования преподавателя вуза / [Текст] А.Л. Бусыгина. – Самара: ГП «Перспектива»,
Изд-во СамГПУ, 2003.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения / [Текст] Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 89-90.
4. Латышев, Д. В. Стратегический потенциал метода SWOT-анализа в
маркетинговой деятельности образовательного учреждения / [Текст] Д.В. Латышев //
Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. №1.
5. Мамонтов, С. А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая
система / [Текст] С.А. Мамонтов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. - № 2.
6. Маркова, А. К. Психология профессионализма. / [Текст] А.К. Маркова. – М.:
Просвещение, 1996. – 303с.
7. Медведев, М. Н. Сущность и содержание профессиональной компетентности
преподавателя вуза / [Текст] М.Н. Медведев, Н.Ю. Коневалова, З.С.Кунцевич и др. //
Вестник ВГМУ. 2013. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-professionalnoy-kompetentnostiprepodavatelya-vuza
8.
Плеханова, Л. А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения
дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Л.А. Плеханова
// Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. - № 2,
2012. Режим доступа: URL http://www.science-education.ru/102-5887
9. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного
самоопределения / [Текст] О. Шафранова // Высшее образование в России. – 2007. - №7. –
С. 127-131.
УДК 378
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПО
ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В
ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ
Гарафутдинова Н.Я., Корешева С.Г., Симак Р.С., Левкин Г.Г.
INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TRAINING IN ADDITIONAL
EDUCATION PROGRAMS AS A CONDITION OF IMPLEMENTING A
COMPETENCE APPROACH IN PREPARING LISTENERS
Garafutdinova N.Ya., Koresheva S.G., Simak R.S., Levkin G.G.
Аннотация: Организация деятельности образовательных учреждений
дополнительного образования должна соответствовать всем потребностям работодателей
и быть нацелена на клиентоориентированный подход. В статье рассматривается
применение интерактивных технологий как одного из элементов дополнительное
образование как полноценного участника рынка образовательных услуг, который
расширяет свои возможности в связи с применением в образовательном процессе
интерактивных технологий.
Abstract: Organization of the activities of educational institutions of further education
should meet all the needs of employers and be aimed at a customer-oriented approach. The
article discusses the use of interactive technologies as one of the elements of additional
34
Стр.5
Экономические и гуманитарные исследования регионов № 5 2019
education as a full-fledged participant in the educational services market, which expands its
capabilities in connection with the use of interactive technologies in the educational process.
Ключевые слова: интерактивные технологии, дополнительное образование,
информационные технологии, система Moodle, взаимодействие.
Key words: interactive technologies, additional education, information technology,
Moodle system, interaction.
В системе дополнительного образования сегодня становится очевидным, что
необходимо осуществлять не управление человеком, а содействовать процессу его
развития, самосовершенствования.
Данные характеристики присущи интерактивным технологиям обучения.
Интерактивные технологии характеризуются высоким уровнем взаимной направленной
активности субъектов взаимодействия, духовным единением участников образовательного
процесса взрослого населения, состоявшегося в профессиональной деятельности. В
результате применения интерактивных технологий обучающийся выступает как
полноправный участник процесса восприятия, его личный опыт служит главным
источником познания. Педагог дополнительного образования, в свою очередь, не
предоставляет знания в готовом виде, но побуждает слушателей осуществлять
самостоятельный поиск. В сравнении с традиционными формами организации занятий, в
интерактивном обучении изменяется взаимодействие педагога и обучающегося:
активность педагога уступает место активности обучающихся, а целью педагога является
создание ситуаций для проявления ими инициативы.
За счет внедрения данных технологий, соответственно происходит не только
расширение сегмента потребителей образовательных услуг, но и происходит погружение
слушателей в профессиональную среду по выбранному направлению подготовки, но уже с
учетом современных требований профессиональных стандартов и подходов работодателей
к обучению как сотрудников предпенсионного возраста в системе дополнительного
профессионального образования, так и вновь пришедших в команду молодых
специалистов.
Кроме того, применение интерактивных технологий позволит слушателям
значительно оптимизировать затраты на обучение, переезд к месту оказания услуг и,
соответственно, размещение во время обучения, получить новые компетенции на рабочем
месте.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего
поколения ознаменовало качественно новый этап в Российской системе высшего и
дополнительного профессионального образования. Новые образовательные технологии, до
этого являвшихся достоянием отдельной части наиболее опытных и творчески
настроенных преподавателей, становятся неотъемлемым атрибутом и условием
реализации компетентностного подхода в подготовке слушателей.
Традиционные формы проведения учебных занятий со слушателями
характеризуются репродуктивностью при восприятии и усвоении информации. В
современном дополнительном образовании для совершенствования профессиональных
компетенций уже недостаточно проведения аудиторных занятий в пассивной и активной
форме обучения.
Содержание образовательной деятельности в этом случае предполагает активное
участие слушателей и обучающихся в этой деятельности, предусматривает творческую
переработку полученной информации с целью более глубокого её усвоения, а так же
обсуждения практически полученных навыков профессиональной деятельности с целью
их совершенствования. Организация образовательного процесса должна быть
ориентирована на построение субъект-субъектных отношений, переход к диалогическому
общению, который основан на эмоциональной открытости, доверии, принятии другого как
35
Стр.6