СОДЕРЖАНИЕ
Пленарные доклады
Сизова Е.Р. Становление ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского как многоуровневого
творческого вуза (Россия, Челябинск) ............................................................................................................ 8
Оснач В.П. Презентация книги «По страницам истории», части I и II (Россия, Челябинск) .................. 11
Заседание круглого стола «Творчество в современном мире: искусство, наука, образование» ............ 15
Секция 1
«Искусство, наука, образование в контексте актуальных проблем современности»
Четвертков А.Н. Проблемы создания творческого портфолио студента вуза культуры
и искусства в социальных сетях (Россия, Тамбов) ...................................................................................... 37
Макина А.В. Творческая деятельность «Дома Чайковского» на рубеже ХХ–ХХI веков
(Россия. Пермь)............................................................................................................................................... 39
Флоря Е.П. Концептуальные аспекты эволюционных процессов в современном дизайнe
(Республика Молдова, Кишинев) ................................................................................................................... 43
Сергиенко П.Г. Реализация государственной культурной политики в сфере детства:
от проблем к решению (Россия, Челябинск) ................................................................................................ 47
Секция 2
«Традиции и инновации в художественном образовании»
Костюк О.Н. Формы профориентационной работы в области изобразительного искусства
(Россия, Челябинск) ........................................................................................................................................ 49
Соловьев В.Н. Реалистические традиции в творчестве Николая Федоровича Сурина (1925–1993)
(Россия, Челябинск) ........................................................................................................................................ 51
Леонычева Ю.В. Изостудии Челябинска в ракурсе истории развития самодеятельного
искусства 1920-х – 1930-х гг. ХХ в. (Россия, Челябинск) .......................................................................... 55
Трифонова Г.С. Музей как универсальное пространство роста творческой личности студента
художественного вуза – будущего художника. Опыт и перспективы (Россия, Челябинск) ................... 59
Петрова-Маковски Е.В. Книга как феномен культуры (на примере букваря «Албинуца»
Республики Молдова) (Республика Молдова, Кишинев) ............................................................................. 64
Секция 3
Заседание круглого стола «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические дисциплины:
вызовы и перспективы развития» ................................................................................................................. 68
Рахимова М.В. Социальный проект «Шаги»: опыт волонтерского молодежного объединения
по социализации детей с инвалидностью (Россия, Челябинск) ................................................................. 77
Безгинова И.В. Гуманитарные исследования студентов в системе профессионального
музыкального образования (по материалам НИР кафедры социально-гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин) (Россия, Челябинск) ................................................................. 83
Ивлев Н.Н. Преподавание истории в творческих вузах в контексте современной
культурной политики России (Россия, Челябинск) ..................................................................................... 85
Водянова Н.В. О музыкальном аспекте русской литературы (на примере произведений
для старших классов) (Россия, Челябинск) .................................................................................................. 88
3
Стр.3
Трифонова Г.С. Из опыта формирования профессиональных компетенций в образовательном
процессе студентов специальности «Искусствоведение». Авторская концепция интеграции
лекционных курсов и практики музейно-выставочной деятельности на базе университетского
художественного музея (Россия, Челябинск) ............................................................................................... 89
Викторов Д.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов с ослабленным здоровьем
(Россия, Челябинск) ........................................................................................................................................ 98
Никулин А.А., Викторов Д.В. Методика организации занятий по волейболу со студентами
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 101
Викина Н.А. Рациональная организация учебного труда студентов – залог успешной
профессиональной подготовки выпускника (Россия, Челябинск) ........................................................... 103
Панасенко С.Л., Сафаралиев Б.С. Формирование экологической культуры студентов вуза
как фактор их социально-гуманитарного развития (Россия, Челябинск)................................................ 107
Секция 4
«Художественное творчество и хореографическое искусство
в формировании культурных ценностей»
Вдовенко Н.Н. Лексическое богатство народного танца как фактор воспитания исполнителя:
проблемы и перспективы (Россия, Челябинск) .......................................................................................... 110
Сулейманова Т.А. Влияние дисциплины «Классический танец» на формирование сценической
культуры обучающихся (Россия, Челябинск) ............................................................................................ 113
Баннов С.А. Влияние хореографа современного танца на формирование культурных ценностей
личности (Россия, Челябинск) ..................................................................................................................... 116
Усирков И.А. Сценическая обработка фольклора как фактор сохранения и развития областных
особенностей танцев (на примере Орловской области) (Россия, Челябинск) ........................................ 119
Смолкина Ю.В. Историко-бытовой танец как феномен культуры (Россия, Челябинск) ....................... 124
Кацук Е.П. Проблемы сохранения и развития танцевального фольклора в Уральском регионе
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 126
Касьянова Н.В. Некоторые особенности работы руководителя-постановщика в любительском
хореографическом коллективе в общеобразовательном учреждении (Россия, Миасс) ........................ 129
Манжелес Л.В. Формирование профессиональной речи будущих педагогов-хореографов
в вузах культуры (Россия, Пермь) ............................................................................................................. 132
Секция 5
«Музыкальное образование: вопросы истории, теории и практики»
Растворова Н.В. Лекционный курс «Современный музыкальный театр» в зеркале идей
постмодернизма (Россия, Челябинск) ......................................................................................................... 136
Карманова О.В. Фортепианная музыка А. Станчинского как пример творческой лаборатории
молодого композитора (Россия, Челябинск) .............................................................................................. 139
Секретова Л.А. Методические указания по гармоническому анализу на исполнительских
факультетах вуза (Россия, Челябинск)........................................................................................................ 142
Чиркина Д.В. Педагогические возможности внедрения стилевого подхода в процесс изучения
дисциплины «Элементарная теория музыки» в средних специальных учебных заведениях
(Россия, Миасс) ............................................................................................................................................. 145
Кучер Н.Ю. Тамара Михайловна Белицкая: штрихи к портрету Педагога (Россия, Челябинск) ......... 148
4
Стр.4
Ищенко Е.Б., Ищенко Н.П. Эволюция системы профессионального музыкального образования
послереволюционного Челябинска (Россия, Челябинск) ......................................................................... 152
Дымова И.Г. Научно-практическая конференция научного общества учащихся ДШИ
«Первые шаги в науке» как импульс познающего интеллекта (Россия, Челябинск) ............................. 156
Воротынцева Л.А. Некоторые вопросы классификации музыкальной полистилистики
(Украина, Луганская Народная Республика, Луганск) .............................................................................. 159
Фесенко Е.А. «Парадоксы воспитания!». Некоторые особенности музыкального развития ребенка
на теоретических предметах в ДШИ (профессиональный аспект) (Россия, Челябинск) ...................... 162
Шелягина Л.И. Проектирование образовательного пространства в детской школе искусств
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 167
Зубкова Л.Ю. О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
для детей 3–4 лет «Музыка. Развитие речи» (Россия, Москва)................................................................ 170
Запевалова Л.Г. Методические основы вузовского курса «Гармония» для иностранцев
(из личного опыта работы с китайскими студентами БГАМ) (Республика Беларусь, Минск) .............. 174
Добронравова Д.В. Интонирование как полинаучная проблема (Россия, Самара) ............................... 177
Юнусова Г.У. Музыка необходима каждому ребёнку (Россия, ЯНАО, с. Газ-Сале) ............................. 180
Пименова В.Р., Шумская О.А. Искусство, обращенное к людским сердцам.
К 80-летию со дня рождения Е.Ф. Куревлёва (Россия, Орск) .................................................................. 181
Секция 6
«Актуальные вопросы исполнительства на народных инструментах»
Ливенцова А.В. Игра в ансамбле как одна из форм повышения мотивации и уровня обучения
игры на гитаре у учащихся со средними и слабыми музыкальными способностями
(Россия, Жигулёвск) ...................................................................................................................................... 185
Бакланов А.Д. Быков Евгений Георгиевич: творческий портрет (к 60-летию со дня рождения)
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 187
Пашков С.Г. «Посвящение И. Стравинскому»: от принципов построения пьесы –
к исполнительству (Россия, Челябинск) ..................................................................................................... 190
Севостьянова Е.О., Просветова Е.Е. Жанр концерта в оригинальном репертуаре
для трёхструнной домры (Россия, Челябинск) .......................................................................................... 191
Белякова А.Е., Быкова Т.П. Структурно-исполнительский анализ финала первого скрипичного
концерта Андрея Яковлевича Эшпая для исполнения на домре (Россия, Челябинск) .......................... 195
Секция 7
«Искусство хорового исполнительства: теория, педагогика, практика»
Сафронова О.Г. Роль и значение анализа хоровой партитуры (Россия, Челябинск) ............................. 200
Садыкова И.Р. Искусство актерского перевоплощения как компонент профессионального
мастерства дирижера-хормейстера (Россия, Челябинск) .......................................................................... 203
Кочетова О.В. Хоровой театр в современной музыкальной культуре (Россия, Челябинск) ................ 206
Резепин И.В. Проблема сценического образа в вокально-хоровом исполнительстве
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 210
Матушкин А.М. Некоторые методы работы над оперными сценами в классе дирижирования
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 213
5
Стр.5
Меринова Т.А. К вопросу о развитии навыков научно-методической работы у студентов
музыкального колледжа (Россия, Челябинск) ............................................................................................ 215
Кротько Т.А. Концертная деятельность как итог работы в хоровом классе
(на примере камерного хора «Alma mater» ЛГАКИ имени М. Матусовского)
(Украина, Луганская Народная Республика, Луганск) .............................................................................. 219
Мельникова Е.П. С.И. Танеев. Цикл «Шестнадцать хоров для мужских голосов
на стихи К. Бальмонта»: исполнительский анализ (Россия, Саратов) ................................................... 222
Пушкарёва А.А. Особенности поэтической драматургии и приёмов хорового письма
в цикле В. Салманова «Восьмистишия» на слова Р. Гамзатова (Россия, Саратов) .............................. 225
Секция 8
«Фортепианное исполнительство и педагогика: традиции и перспективы»
Макаренко А.В. Педагогические принципы Т.П. Николаевой (ФРГ, Гамбург) ..................................... 230
Макаренко А.В. К вопросу о важности аппликатуры (ФРГ, Гамбург) .................................................... 231
Мирлас Ю.Г. Вспоминая Бориса Михайловича Белицкого (Россия, Челябинск) ................................... 232
Степанова Н.В. Фортепианный дуэт. Особенности жанра (Россия, Челябинск) ................................... 234
Белобородова В.В. Метапредметные аналитико-исполнительские умения музыканта
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 237
Бабюк В.Л., Значение ансамблевых форм работы в курсе «Фортепиано»
для студентов различных специальностей (Россия, Челябинск) .............................................................. 239
Георгиева М.С., Циркунова С.В. Программный замысел как одна из ключевых основ
для исполнительского анализа организации музыкального времени в «Сонате-воспоминании»
(ор. 38) Н. Метнера (Республика Молдова, Кишинёв) ............................................................................... 242
Филипас Э.А., Каскова Е.И., Шелегова М.А., Филипас Л.А. Звуковые эффекты
в фортепианной музыке (Россия, Жигулёвск) ............................................................................................ 246
Сазанович Н.В. Традиции русской пианистической школы в культурном пространстве Беларуси
(Беларусь, Минск) ......................................................................................................................................... 250
Русакова Д.В. Технология биофидбэк в музыке и применение нейроинтерфейсов в работе
со сценическим волнением у музыкантов-исполнителей (Россия, Нижний Тагил) .............................. 253
Секция 9
«Актуальные вопросы исполнительства на струнных инструментах:
история, традиции, траектории развития»
Протасов С.А. Педагогическая деятельность В.А. Горланова в становлении и развитии
контрабасовой школы г. Челябинска (Россия, Челябинск) ...................................................................... 261
Флоря А.К. Философско-эстетические и исполнительско-стилистические принципы
музыкального романтизма и их претворение в жанре скрипичной сонаты Джеордже Энеску
и его последователей (Республика Молдова, Кишинёв) ............................................................................ 262
Смирнов А.Ю. Педагогические принципы профессора Уральской государственной консерватории
им. Мусоргского Вадима Владимировича Клишина (Россия, Челябинск) ............................................. 269
Лукашевская В.А. Педагогические методы в становлении музыканта (Россия, г. Челябинск) ............ 270
6
Стр.6
Секция 10
«Искусство пения: история, педагогика и практика»
Лебедь Е.А. Музыкальный театр Южного Урала в постсоветскую эпоху (Россия, Челябинск)........... 273
Альдиева Б.А., Ермолаева А.В., Бабаев А.А. Портреты эпохи: Галина Вишневская
и Мстислав Ростропович (Россия, Челябинск) .......................................................................................... 276
Сафронова М.В., Едакина А.С. Творческие и педагогические принципы Галины Вишневской
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 281
Секция 11
«Традиционная народная музыкальная культура: теория, методика, практика»
Деба С.В. Троицкие песни Антрацитовского района Луганщины
(Украина, Луганская Народная Республика, Луганск) ............................................................................. 286
Казанский М.Д., История собирания и изучения песенного казачьего фольклора на территории
Челябинской области (Россия, Челябинск) ................................................................................................ 287
Неверова А.Н., Казанский М.Д. Современное состояние песенной традиции поселка Арси
Нагайбакского района Челябинской области (по материалам фольклорной экспедиции)
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 292
Ролина Н.М. Сохранение традиционной народной культуры Южного Урала:
формы работы в образовательной среде (Россия, Миасс) ........................................................................ 299
Юровская О.Л. Состав и типология жанров музыкального фольклора горнозаводских
переселенческих сел Челябинской области (Россия, Челябинск) ............................................................ 302
Секция 12
«Проблемы современного исполнительства на духовых и ударных инструментах»
Гейнеман А.А. К юбилею кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов
(Россия, Челябинск) ...................................................................................................................................... 312
Уткин В.Н. Инновационный подход к методике обучения игре на трубе (Россия, Челябинск) .......... 314
Ежов И.А. Основные штрихи в исполнительстве на духовых инструментах и методы работы
над ними (Россия, Челябинск) ..................................................................................................................... 317
Перминов Д.Ю. Работа над звуком в классе саксофона как основной фактор формирования
художественного образа музыкального произведения (Россия, Челябинск) .......................................... 326
Козинская А.С. Индивидуальный подход и альтернативные технологии в обучении
игре на флейте учеников первых–вторых классов (Россия, Жигулёвск) ................................................. 329
Секция 13
«Музыкальное искусство эстрады»
Кисленко О.В. Предупреждение расстройств и изменений функции голосового аппарата
в классе эстрадного вокала (Россия, Челябинск) ....................................................................................... 332
Балакина А.И. Проблематика джазовой стилистики в классе эстрадно-джазового
вокального ансамбля (Россия, Челябинск) ................................................................................................. 335
Шишова Е.А. Формирование эстетического вкуса в процессе изучения эстрадно-джазового
репертуара (Россия, Челябинск) .................................................................................................................. 338
7
Стр.7