Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 547648)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Язык и культура на уроках русского языка в 5–9-х классах (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторНовикова Л. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц491
ID711816
АннотацияКнига знакомит с теоретическими и практическими сторонами культуроведческого аспекта обучения русскому языку учащихся средней школы. Рассматриваемая концепция культуроориентированного обучения представляет собой важнейшее направление методики преподавания русского языка, позволяющее реально приобщать школьников к ценностям отечественной культуры через посредство уроков русского языка. Материал, помещенные в учебном пособии, позволит учителю скорректировать содержание обучения русскому языку, использовать новые методы, приемы, формы работы для того, чтобы научить школьников говорить на родном языке о родной культуре.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено ученым-методистам, аспирантам, докторантам, студентам, а помещенный в книге практический материал может быть использован учителями-практиками учебных заведений различных типов.
ISBN978-5-9765-2297-8
УДК811.161.1(075)
ББК81.2Рус-922
Новикова, Л.И. Язык и культура на уроках русского языка в 5–9-х классах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.И. Новикова .— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2020 .— 491 с. — ISBN 978-5-9765-2297-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/711816

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Язык_и_культура_на_уроках_русского_языка_в_5–9-х_классах.pdf
УДК 811.161.1(075) ББК 81.2Рус-922 Н73 Рецензенты : Леванова Е.А., д-р пед. наук, проф., академик МАНПО Грибанская Е.Э., канд. пед. наук, доцент Н73 Язык и культура на уроках русского языка в 5–9-х классах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.И.Новикова. — 2-е изд. стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 491 с. Новикова Л.И. ISBN 978-5-9765-2297-8 Книга знакомит с теоретическими и практическими сторонами культуроведческого аспекта обучения русскому языку учащихся средней школы. Рассматриваемая концепция культуроориентированного обучения представляет собой важнейшее направление методики преподавания русского языка, позволяющее реально приобщать школьников к ценностям отечественной культуры через посредство уроков русского языка. Материал, помещенные в учебном пособии, позволит учителю скорректировать содержание обучения русскому языку, использовать новые методы, приемы, формы работы для того, чтобы научить школьников говорить на родном языке о родной культуре. Учебное пособие предназначено ученым-методистам, аспирантам, докторантам, студентам, а помещенный в книге практический материал может быть использован учителями-практиками учебных заведений различных типов. УДК 811.161.1(075) ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-9765-2297-8 © Новикова Л.И., 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие……………………………………………………………………...7 Часть I. Методологические основания обучения русскому языку как языку национальной культуры в теории и практике школьного образования …………………………………………………………………….10 Глава 1. Культура в школьном образовании ………………………………….10 1.1. Потенциал философских и педагогических дисциплин в становлении и развитии культуроориентированного школьного образования …................10 1.2. Культурологический подход в современном школьном образовании………………………………………………………………………16 1.3. Культура как категория науки и актуальная проблема образования………………………………………………………………………19 1.4. Воспитание как способ трансляции культуры в образовательном процессе…………………………………………………………………………25 1.5. Интеграционные процессы в современном образовании……………….28 Рекомендуемая литература……………………………………………………..32 Вопросы и задания………………………………………………………………33 Глава 2. Культуроориентированные направления современной лингвистики……………………………………………………………………..35 2.1. Лингвистические основы становления культуроведческого аспекта в методике преподавания русского языка…………………………………….35 2.2. Категории лингвистики, значимые для методики преподавания русского языка………………………………………………………………….41 2.3. Слово и концепт как понятия лингвистики и единицы культуры……...48 2.4. Феномены «текст» и «прецедентный текст» в лингвистике……………52 Рекомендуемая литература…………………………………………………….54 Вопросы и задания……………………………………………………………..55 Глава 3. Культуроведческий аспект в теории и практике методики преподавания русского языка………………………………………………….56 3.1. Истоки обучения русскому языку в аспекте культуры………………….56 3.2. Современные исследования культуроориентированного характера в методике преподавания русского языка……………………………………60 3.3. Понятийный аппарат современной методики преподавания русского языка в аспекте культуры……………………………………………………...63 3.4. Методика проведения учителем аспектного культуроориентированного анализа программ и учебников………………………………………………..67 Рекомендуемая литература…………………………………………………….70 Вопросы и задания……………………………………………………………...72 3
Стр.3
Часть II. Обучение школьников русскому языку в аспекте культуры Глава 4. Культуроориентированная концепция обучения школьников русскому языку…………………………………………………………………74 4.1. Модель процесса обучения русскому языку в культуроведческом аспекте……………………………………….………………………………….74 4.2. Формирование культуроведческой компетенции как одной из целей обучения русскому языку………………………………………………………80 4.3. Диагностика культуроведческой компетенции у школьников………….86 4.4. Разработка концепции обучения школьников в культуроведческом аспекте………………………………………………………………………….109 4.5. Построение Программы обучения русскому языку в аспекте культуры …………………………………..……………………………………113 4.6. Содержание культуроориентированной программы……………………119 Рекомендуемая литература…………………………………………………….127 Вопросы и задания……………………………………………………………..128 Глава 5. Артефакты как специфические средства обучения и воспитания на уроках русского языка………………………………………………………130 5.1. Переосмысление процесса обучения и воспитания на уроках русского языка с ценностных позиций …………………………………………………130 5.2. Артефакты как специфические средства приобщения учащихся к ценностям культуры на уроках русского языка …………………………...136 5.3. Специфика использования вербальных артефактов на уроках русского языка…………………………………………………………………………….140 5.4. Возможности использования невербальных артефактов при обучении русскому языку. ………………………………….…………………………….144 5.5. Принципы и критерии отбора артефактов для уроков русского языка…………………………………………………………………………….152 Рекомендуемая литература…………………………………………………….161 Вопросы и задания……………………………………………………………..162 Глава 6. Культуроведческие концепты и тексты на уроках русского языка…………………………………………………………………………….163 6.1. Культуроведческие концепты как важнейшие вербальные артефакты……………………………………………………………….............163 6.2. Проектирование методов т приемов работы с концептами……………..165 6.3. Комплексная работа со словом…………………………………………...174 6.4. Культуроведческий текст как проблема методики русского языка........182 6.5. Условия приобщения щкольников к культуре при работе с текстами………………………………………………………………………187 6.6. Методы работы с культуроведческими текстами……..………………..199 Рекомендуемая литература……………………………………………………207 Вопросы и задания……………………………………………………………..207 4
Стр.4
Глава 7. Кульуроориентированные модели уроков русского языка …….…210 7.1. Понятие моделей уроков и их классификация…………………………..210 7.2. Особенности культуроориентированных моделей уроков……………..215 Рекомендуемая литература……………………………………………………223 Вопросы и задания……………………………………………………………..223 Часть III. Культуроориентированные модели уроков русского языка Глава 8. Примеры уроков для 5 класса………………………………………..224 8.1. Описание животного как персонажа русских народных сказок………..224 8.2. Описание предмета на примере национальной игрушки ……………..231 8.3. Описание традиционных национальных предметов быта по картине……………………………………………………………….……...242 8.4. Описание предметов по натюрморту…………………………………….253 8.5. Формирование ценностного отношения к природе через анализ текста …………………………………………………………………………...264 8.6. Использование сказок на уроках русского языка……………………….271 Глава 9. Примеры уроков для 6 класса……………………………………….277 9.1. Интеграция языка и литературы: постижение Добра и Зла…………….277 9.2. Урок-суд: знакомство со словарями……………………………………...285 9.3. Обычный урок, посвященный Его Величеству Слову ………………….297 9.4. Формирование интереса к слову: методика проведения урока-загадки …………………………………………………………………………………...300 9.5. История языка: его вчера и сегодня ……………………………………..307 9.6. Формирование ценностного отношения к человеку в процессе работы с психотерапевтическими сказками …………………….……………………310 Глава 10. Примеры уроков для 7 класса………………………………………315 10.1. Формирование ценностного отношения к языку посредством знакомства с этимологией …………………………………………………….315 10.2. Описание портрета с элементами описания действий по картине……318 10.3. Описание действий по исторической картине…………..……………..332 10.4. Живое прошлое: комплексное описание бытовой сценки прошлого по жанровой картине …………………………………………………………..343 10.5. Презентация культуроведческой информации в ходе тематического урока по изучению деепричастия …………………………………………….353 10.6. Лингвистические сказки на уроках русского языка, возможности их использования в 7 классе ………………………………………………………...359 10.7. Что обозначает имя числительное ……………………………………...368 Глава 11. Примеры уроков для 8 класса……………………………………...372 11.1. Портретный очерк по исторической картине…………………………..372 11.2. Постижение истории Отечества через уроки русского языка ………..383 11.3. Описание памятника древнерусского зодчества……………………….396 5
Стр.5
11.4. Сорок пять минут, посвященных обращению …………………………410 11.5. Приобщение к культуре посредством работы по описанию картин …419 11.6. Сравнительное описание картин художников С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А. Баулина «Храм Покрова на Нерли»……………………………………………………………………….430 Глава 12. Примеры уроков для 9 класса………………………………………435 12.1. Урок - игра «Путешествие в мир русской иконописи» ……………….435 12.2. Урок сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине К. Васильева «Нашествие» ……………………………………………………445 12.3. «Что в имени тебе моем?..»: урок-конференция……………………….456 12.4. Комплексная работа со словом: урок одного слова …………………...466 12.5. Сочинение-ассоциация по слову ………………………………………..474 12.6. Подготовка к сочинению-размышлению о слове на основе текста…..476 12.7. Подготовка к сочинению- описанию памятника С. Есенину …………478 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически