С. Я. Гродзенский, Я. С. Гродзенский, А. Н. Чесалин
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ
У Ч Е
Б Н ОЕ ПО С ОБ И Е
Москва
2019
Стр.1
ББК 65.29УДК 005.6(075.8)
Г86
0-2я73
Авторы:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Гродзенский С. Я., доктор технических наук, профессор, действительный член
Академии проблем качества, профессор МИРЭА Российского технологического
университета;
Гродзенский Я. С., кандидат технических наук, доцент МИРЭА Российского технологического
университета;
Чесалин А. Н., кандидат технических наук, доцент МИРЭА Российского технологического
университета.
Г86
Гродзенский С. Я., Гродзенский Я. С., Чесалин А. Н.
В учебном пособии, составленном на основе курса лекций, читаемых авторами
на протяжении ряда лет в Московском технологическом университете, рассматриваются
актуальные методы управления качеством, в том числе семь простых, семь
новых и семь новейших методов. Материал, составивший содержание учебного пособия,
в целом ранее не публиковался и соответствует программам курса «Средства
и методы управления качеством», читаемого будущим бакалаврам и магистрам.
Пособие может быть полезно при подготовке кадров, а также при повышении
квалификации специалистов по специальностям «Стандартизация и сертификация
(по отраслям)», «Управление качеством».
ISBN 978-5-392-28446-7
DOI 10.31085/9785392284467-2019-128
0-2я73
Средства и методы управления качеством : учебное пособие. — Москва :
Проспект, 2019. — 128 с.
Издание рассчитано на научных работников, а также на широкий круг читателей.
ББК 65.29УДК 005.6(075.8)
Учебное издание
Гродзенский серГей Яковлевич,
Гродзенский Яков серГеевич,
чесалин александр николаевич
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 8,0. Тираж 500 (1-й завод 300) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 23.07.2018. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
/16
.
ISBN 978-5-392-28446-7
DOI 10.31085/9785392284467-2019-128
Че© Гродзенский С. Я., Гродзенский Я. С.,
© салин А. Н., 2018
ООО «Проспект», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Понятия, термины иопределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1.
«Управление» или «менеджмент»?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Что такое «качество» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Трактовка «качества» классиками квалитологии. . . . . . . . . 10
1.4. Показатели качества продукции иуслуги . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5. Контроль, планирование иуправление качеством . . . . . . . 14
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Семь инструментов контроля качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Контрольный листок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Диаграмма Парето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.3. Схема Исикавы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4. Гистограмма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.5. Диаграмма рассеяния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.6. Стратификация (расслаивание) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.7. Контрольная карта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3. Семь новых инструментов планирования качества . . . . . . . . . . . . 45
3.1. Общая характеристика семи новых инструментов
планирования качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.2. Диаграмма сродства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
3.3. Диаграмма связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3.4. Древовидная диаграмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
3.5. Матричная диаграмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
3.6. Матрица приоритетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Стр.124
Содержание
125
3.7. Поточная диаграмма идиаграмма процесса
принятия решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.8. Стрелочная диаграмма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
4. Семь новейших инструментов управления качеством . . . . . . . . . 72
4.1. Общая характеристика новейших инструментов
управлениякачеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.2. Развертывание или структурирование
функции качества (QFD) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4.3. Бенчмаркинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
4.4. Анализ видов ипоследствий отказов (FMEA). . . . . . . . . . . . 84
4.5. Анализ деятельности подразделения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
4.6. Система «Ноль дефектов». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
4.7. Система «Точно вовремя», «Бережливое производство» . . . 94
4.8. Функционально-стоимостной анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
5. Нечеткая логика как инструмент управления качеством . . . . . .110
Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
Стр.125