Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 12, 2020 год
Серия
«Содержание, организация и технологии социального обслуживания:
практика деятельности социальных служб»
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СЕМЕЙ:
ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
(ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И НКО
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ)
Сборник статей
Выпуск V
Составитель А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364.65–053.2–056.26(082)
ББК 60.993Я43
Составитель — президент МОО «Ассоциация работников социальных
служб», генеральный директор ООО Издательство «Социальное
обслуживание», кандидат педагогических наук, доцент А. М. Панов.
Реабилитация детей-инвалидов и их семей: технологии, формы и методы
(Практика работы учреждений социального обслуживания и НКО
социальной сферы): Сборник статей. — Выпуск V. / Сост. А. М. Панов
// Профессиональная библиотека работника социальной
службы. — 2020. — № 12. — 256 c.
Реабилитация детей-инвалидов и воспитывающих их семей —
одно из приоритетных направлений деятельности учреждений социального
обслуживания населения и значительного числа некоммерческих
организаций, действующих в социальной сфере. Ими накоплен
значительный опыт работы в данном направлении.
В сборник статей включены материалы региональных научно-практических
конференций, семинаров и методических пособий,
изданных в субъектах Российской Федерации, по проблемам
социальной, психологической, медико-социальной, социокультурной
реабилитации детей-инвалидов, социальной работы с их семьями.
Раскрыты современные технологии, формы и методы реабилитационной
работы, в т. ч. социальный патронаж, социальное сопровождение
семей детей-инвалидов, раннее вмешательство, клубная деятельность,
арттерапия, развитие сети социальных контактов, иппотерапия и других.
Содержание
публикуемых материалов составляет описание деятельности
учреждений социального обслуживания: центров реабилитации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями,
комплексных центров социального обслуживания, центров социальной
помощи семье и детям и других, а также НКО, оказывающих
социальные услуги детям-инвалидам и их семьям.
© Министерство социальной политики Красноярского края, 2019, 2020
© Краевое государственное казенное учреждение «Ресурсно-методический
центр системы социальной защиты населения», г. Красноярск, 2019, 2020
© Авторы материалов, включенных в сборник, 2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 12, 2020
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 12 (136), 2020 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е. Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 12, 2020
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 г. .................................................... 7
От редакции ........................................................................................ 14
Развитие системы ранней помощи в Красноярском крае:
актуальность межведомственного подхода. Проблемы становления
и перспективы развития: сб. материалов научно-практической
конференции (Красноярск, 3–4 апреля 2019 г.) / ред. совет:
Е. И. Астраханцева, О. И. Аксарина, О. М. Матвеева, В. Г. Сухих,
В. А. Чеха, Е. А. Сидоренко. — Красноярск: КГКУ «РМЦ», 2019.
Приветствие министра социальной политики Красноярского края
И. Л. Пастуховой ................................................................................ 17
Самарина Л. В. Современный этап развития ранней помощи
в Российской Федерации .................................................................. 18
Астраханцева Е. И. Поддержка родителей в службе ранней
помощи РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» ........... 25
Беляева О. Л. Система ранней помощи детям с нарушениями
слуха и их семьям: опыт деятельности и перспективы развития .... 30
Гусева С. В. Организация ранней помощи на базе учреждений
социальной защиты, образования, здравоохранения, НКО
в Тульском регионе: возможности, ограничения, перспективы ..... 38
Даздорова С. Ю. «Бывает семья, и бывают в ней дети,
главнее детей ничего нет на свете» ................................................... 41
Ерахтина Г. В. Практика межведомственного взаимодействия
с дошкольными образовательными учреждениями города
Минусинска ....................................................................................... 46
Иванова М. А. Применение интервью «Типичный день» в работе
службы ранней помощи .................................................................... 50
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 12, 2020
4
Стр.5
Карасёва Е. П. Межведомственное взаимодействие и удаленное
сопровождение в службе ранней помощи Шушенского района
Красноярского края .......................................................................... 54
Колкова С. М. Развитие способности к безусловному
позитивному принятию родителем своего «особого» ребенка ........ 58
Косарева Ю. Н. Содействие получению социального опыта
с детьми раннего возраста в условиях детско-родительской
группы ................................................................................................ 62
Липатова С. В. Поддержка родителей в форме групповых занятий 66
Матвеева О. М., Астраханцева Е. И. Служба ранней помощи как
организатор перехода в дошкольную образовательную
организацию ребенка с особенностями развития ............................ 70
Матвеева О. М., Лукьянова М. К. Сопровождение деятельности
служб ранней помощи как фактор, обеспечивающий качество
предоставления услуг ранней помощи ............................................. 90
Мельник С. Н. Развитие службы ранней помощи в Иркутске
и Иркутской области: создание, проблемы, актуальность .............. 97
Погорелова В. Ф. Содействие развитию двигательных навыков
ребенка ............................................................................................. 102
Прошкина С. В. Содействие развитию общения и речи ребенка
музыкально-ритмическими средствами на музыкальных
занятиях в службе ранней помощи ................................................. 105
Свентитская Н. И. Психологическая поддержка родителей
в рамках клубной деятельности. Динамика формирования
партнерских отношений с семьей .................................................. 109
Сухих В. Г. Развитие региональной системы ранней помощи
в Красноярском крае ....................................................................... 113
Фуряева Т. В. Педагогика раннего сопровождения детей,
имеющих риски в развитии (зарубежный опыт) ............................ 119
Хлебникова В. В. Поддержка семьи, воспитывающей детей
с особыми потребностями раннего возраста, в ситуации
удаленного сопровождения ............................................................ 135
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 12, 2020
5
Стр.6
Чеха В. А. Результаты мониторинга ресурсности учреждений
социального обслуживания Красноярского края по ранней
помощи детям и семьям .................................................................. 139
Чистохина А. В. Резильентность как жизненно важное качество
современного человека ................................................................... 143
Усатенко О. Л. Реабилитационные и развивающие технологии
работы с детьми-инвалидами и их семьям в центре социальной
помощи семье и детям ....................................................................... 152
Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию: Материалы I Международной научнопрактической
конференции; секция 2. Проблемы и возможности
оказания помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями
развития / Сост. А-М. Ю. Николаева, Д. Д. Савченко
Арпентьева М. Р. Семьи инвалидов и общество: инклюзия как
взаимопомощь ................................................................................. 199
Гриднева С. В., Тащёва А. И. Концепция социализации детей
с ограниченными возможностями через призму их субъектности ... 211
Галасюк И. Н. «Неуловимый балет» в модели диалога диады
«мать — особый ребенок» ............................................................... 216
Савина Л. Ю. Социализация ребенка-инвалида в приёмной
семье ................................................................................................ 221
Бибикова Н. В., Гринева Е. А. Система социальнопсихологического
сопровождения семей, имеющих детей
с ограниченными возможностями здоровья .................................. 228
Андрюшкова Н. П., Чуканов Е. В. Эмоциональное состояние
семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья ........................................................................................... 236
Довбыш Д. В., Первичко Е. И. Стратегии регуляции эмоций
и их связь с личностным смыслом болезни ребенка у матерей,
воспитывающих детей с детским церебральным параличом ........ 242
О ЖУРНАЛАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» .......................................... 247
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 12, 2020
6
Стр.7