Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 6, 2020 год
Серия
«Теоретико-методологические и концептуальные основы
социального обслуживания»
ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИКИ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сборник научных трудов
Выпуск III
Составитель: А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364.48 + 364.07
ББК 65 + 65.051
Вопросы методологии экономики социального обслуживания: Сборник научных
трудов. — Выпуск III / Составитель А. М. Панов // Профессиональная библиотека
работника социальной службы. — 2020. — № 6.
Социальное обслуживание — относительно новая отрасль социальной
сферы страны. Ее эффективное функционирование зависит от комплексного
ресурсного обеспечения, приоритетную роль в котором играет экономическая
составляющая.
При этом экономика социального обслуживания — слабо изученная область
научного знания, и ее недостаточная разработанность на теоретическом
уровне снижает потенциал практической деятельности социальных служб.
В сборниках данной тематики представлены труды исследователей проблем
экономических основ социального обслуживания, в которых излагаются
вопросы ее методологии и теоретических подходов как к совокупности отношений,
складывающихся в специфической системе производства, распределения,
обмена и потребления социальных услуг.
В третий выпуск включены монографические работы двух авторов, подготовленных
по итогам исследования актуальных проблем экономики социального
обслуживания.
Исследование к. э.н. А. В. Материкина посвящено оценке затрат и результатов
труда в учреждениях системы социального обслуживания населения
в современных условиях. Выявлена специфика и дана оценка действия
законов экономики труда применительно к трудовой деятельности в системе
учреждений социального обслуживания населения. Рассмотрены объективные
показатели деятельности основных видов учреждений социального обслуживания
населения и выявлены особенности тенденций и закономерностей между
затратами труда и результатами труда. Изучено и оценено влияние материально-технического
обеспечения учреждений социального обслуживания населения
на результативность труда работников этих учреждений. Выявлена и оценена
зависимость между затратами труда работников учреждений социального
обслуживания населения, фондовооружённостью труда и возможными объёмами
оказания платных социальных услуг населению и ряд других аспектов,
связанных с производственной деятельностью персонала социальных служб.
В монографии к. э.н. В. В. Гретчина содержатся теоретико-методические
и научно-практические рекомендации по формированию и внедрению технологий
электронного администрирования в менеджмент центров социального
обслуживания населения, с учетом комплексного влияния факторов внешней
и внутренней среды организации. Изложена модель формирования системы
электронного администрирования в центрах социального обслуживания населения.
Автор предлагает к внедрению разработанную на основе технологий
электронного администрирования информационную систему управления
в социальных службах.
© ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2020
© Авторы научных трудов, опубликованных в сборнике, 2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2020
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 6 (130), 2020 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2020
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВНИМАНИЕ! ОБЪЯВЛЕНА НОВАЯ АКЦИЯ
О проведении Всероссийской отраслевой акции повышения
профессионального мастерства работников учреждений
социального обслуживания «Профессиональные журналы —
каждой социальной службе» ................................................................. 7
О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2020 г. ................................................... 12
МАТЕРИКИН А. В. ОЦЕНКА ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ
ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение ............................................................................................. 17
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования и оценки
проблем результативности труда в системе социального обслуживания
населения
1.1. Основные направления исследования проблем экономики
труда на современном этапе развития системы социального
обслуживания ................................................................................... 23
1.2. Методологические основы оценки затрат труда в системы
социального обслуживания населения на современном этапе
их развития ........................................................................................ 40
1.3. Анализ и оценка действия законов экономики труда
в учреждениях системы социального обслуживания населения ..... 47
Глава 2. Методические аспекты выявления и оценки закономерностей
показателей затрат и результатов труда в учреждениях социального
обслуживания населения
2.1. Анализ и оценка факторов формирования объёмов работ,
результатов и затрат труда в системе социального обслуживания
населения ........................................................................................... 51
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2020
4
Стр.5
2.2. Экономический анализ и оценка затрат и результатов труда
в учреждениях системы социального обслуживания молодых
людей нетрудоспособного возраста .................................................. 54
2.3. Экономический анализ и оценка тенденций затрат
и результатов труда в системе социального обслуживания
пожилых людей и инвалидов ............................................................ 66
2.4. Экономический анализ и оценка тенденций результатов
по оказанию платных услуг в системе социального обслуживания
населения ........................................................................................... 77
Глава 3. Оценка результатов и затрат труда работников учреждений
системы социального обслуживания населения на этапе её
нормативного развития
3.1. Мультипликативный эффект увеличения нормативных
результатов труда в системе учреждений социального
обслуживания населения .................................................................. 83
3.2. Анализ и оценка влияния материально-технической базы
учреждений социального обслуживания на результаты труда
работников этих учреждений ............................................................ 84
3.3. Методика оценки дополнительных затрат труда работников
учреждений социального обслуживания на этапе её нормативного
развития ............................................................................................. 90
Заключение ......................................................................................... 95
Список использованных источников .................................................. 97
ГРЕТЧИН В.В. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В ЦЕНТРАХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Введение ........................................................................................... 101
1. Теоретические основы технологий электронного администрирования
в менеджменте организаций
1.1. Теоретические аспекты технологий электронного
администрирования, применяемых в менеджменте организаций ... 106
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2020
5
Стр.6
1.2. Теоретические подходы применения технологий электронного
администрирования в менеджменте организаций сферы
социального обслуживания населения .......................................... 120
2. Оценка условий и особенностей управления в центрах социального
обслуживания населения
2.1. Анализ механизма управления центров социального
обслуживания населения ................................................................ 130
2.2. Особенности управления в комплексных центрах
социального обслуживания населения .......................................... 159
3. Оптимизация системы управления в центрах социального
обслуживания населения на основе применения авторского
программного продукта
3.1. Совершенствование управления в центрах социального
обслуживания населения на основе авторского программного
продукта «Е-ЦСОН» ....................................................................... 173
3.2. Организация деятельности сотрудников центров социального
обслуживания населения с применением авторского
программного продукта «Е-ЦСОН» ............................................... 193
Заключение ....................................................................................... 202
Список литературы ........................................................................... 214
МОНОГРАФИИ, ПОСОБИЯ, СБОРНИКИ СТАТЕЙ
И МАТЕРИАЛОВ, ИЗДАННЫЕ В РАМКАХ ЖУРНАЛА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» ................................... 219
О ЖУРНАЛАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» .......................................... 248
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2020
6
Стр.7