Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 5, 2019 год
Серия
«Научно-теоретические и методические основы
социального обслуживания»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сборник научно-методических рекомендаций и материалов
Выпуск II
Составитель
А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364(470–25) + 364.07
ББК 60.9 + 65.272
Научно-методические основы и технологии социального обслуживания: Сборник
научно-методических рекомендаций и материалов. — Выпуск II / Составитель
А. М. Панов // Профессиональная библиотека работника социальной
службы. — 2019. — № 5. — 256 с.
Современный этап развития системы социального обслуживания в Российской
Федерации детерминирован требованиями Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» и изданными в целях его исполнения
подзаконных актов Правительства Российской Федерации и Минтруда России,
а также нормативных правовых актов региональных органов государственной
власти.
Эффективная реализация норм этих правоустанавливающих документов
возможна только при условии опоры организаций социального обслуживания
на научно-методические основы, научно выверенную методику
и технологию предоставления социальных услуг, разработанных, во-первых,
на базе научных достижений социальной работы, психологии, педагогики,
медицины, социологии, экономики и других отраслей знаний, и, во-вторых,
путем анализа и обобщения инновационной практики и исторического
опыта деятельности российских социальных служб, а также с учетом тенденций
социальной работы в мире.
В выпуски «Профессиональной библиотеки работника социальной
службы», выходящие под общим заголовком «Научно-методические основы
и технологии социального обслуживания» объединены монографические
труды на основе результатов научных исследований проблем социального
обслуживания, научно-методические рекомендации, пособия, сборники
статей и другие материалы, посвященные вопросам теории, методики и технологии
деятельности в сфере социального обслуживания различных категорий
граждан.
В данный выпуск включены монографии, подготовленные редакцией
журнала на основе диссертационных исследований Е. А. Скидановой «Социально-педагогическое
сопровождение воспитания подростка из неполной
семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям)» и А. А. Кибирева
«Педагогическое обеспечение социально-психологической адаптации
детей из дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной».
© ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2019
© Авторы материалов и статей, 2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 5, 2019
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 5 (117), 2019 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального
обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Павленок П. Д., доктор философских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 5, 2019
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя ........................................................................................ 7
Скиданова Е. А. Социально-педагогическое сопровождение
воспитания подростка из неполной семьи (на примере Центра
социальной помощи семье и детям): монография на основе
диссертационного исследования.
Введение ................................................................................................. 10
Глава 1. Подросток из неполной семьи и необходимость социальнопедагогического
сопровождения его воспитания.
Социально-педагогическая характеристика социокультурной среды
неполной семьи, воспитывающей ребенка подросткового возраста .... 16
Типичные проблемы, возникающие в процессе воспитания
подростка в неполной семье ................................................................. 22
Необходимость и технология социально-педагогического
сопровождения воспитания подростка из неполной семьи ................ 28
Выводы по первой главе .......................................................................... 38
Глава 2. Экспериментальная проверка технологии социальнопедагогического
сопровождения воспитания подростка из неполной семьи
в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Центр социальной помощи семье и детям, его место и роль
в социально-педагогическом сопровождении неполной семьи,
воспитывающей подростка ................................................................... 39
Организация экспериментальной проверки технологии социальнопедагогического
сопровождения неполной семьи, воспитывающей
подростка в условиях Центра социальной помощи семье и детям ..... 45
Реализация технологии социально-педагогического сопровождения
воспитания подростка из неполной семьи специалистом
Центра социальной помощи семье и детям ......................................... 57
Анализ эффективности социально-педагогического сопровождения
воспитания подростка из неполной семьи специалистами
Центра социальной помощи семье и детям ......................................... 74
Выводы по второй главе .......................................................................... 80
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 5, 2019
4
Стр.5
Заключение ............................................................................................. 83
Список используемой литературы ........................................................... 84
Приложения
Приложение 1. Анкета для одинокого родителя .................................. 94
Приложение 2. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) .............. 95
Приложение 3. Социально-психологический тренинг ....................... 98
Приложение 4. Социальный паспорт семьи ...................................... 114
Приложение 5. План мероприятий родительского клуба
«Здравствуй, мама!» ............................................................................. 116
Приложение 6. Индивидуальная программа повышения
воспитательной роли родителя в воспитания ребенка ...................... 117
Приложение 7. Социальная карта семьи ............................................ 120
Приложение 8. Ресурс Люберецкого центра социальной помощи
семье и детям для реализации технологии социальнопедагогического
сопровождения воспитания подростка
из неполной семьи .............................................................................. 121
Киберев А. А. Педагогическое обеспечение социальнопсихологической
адаптации детей из дисфункциональных
семей в условиях социальной гостиной: монография на основе
диссертационного исследования.
Введение ............................................................................................... 131
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического
обеспечения социально-психологической адаптации детей из
дисфункциональных семей.
Философские и психологические подходы к проблеме
педагогического обеспечения социально-психологической
адаптации детей из дисфункциональных семей ................................ 138
Социально-психологическая адаптация как био-психо-социопедагогический
феномен .................................................................... 152
Концепция педагогического обеспечения социальнопсихологической
адаптации детей из дисфункциональных семей ... 162
Выводы по первой главе ................................................................... 182
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 5, 2019
5
Стр.6
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование педагогических
условий социально-психологической адаптации детей из
дисфункциональных семей в условиях социальной гостиной.
Организация методики исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента ........................................................ 184
Создание безопасного реабилитационного пространства
для детей из дисфункциональных семей ............................................ 194
Организация адаптивно-развивающей среды в условиях
социальной гостиной .......................................................................... 205
Включение в воспитательный процесс социальнообразовательных
практик ................................................................... 212
Выводы по второй главе ........................................................................ 220
Заключение ........................................................................................... 222
Литература ........................................................................................... 226
Приложения ......................................................................................... 236
Приложение 1. Практико-ориентированная модель
педагогического обеспечения социально-психологической
адаптации детей в условиях социальной гостиной ............................ 236
Приложение 2. Анкета ........................................................................ 246
Приложение 3. Шкала самооценки .................................................... 248
Приложение 4. Алгоритм работы с конкретным случаем ................. 250
О ПОДПИСКЕ НА ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» ........................................ 250
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 5, 2019
6
Стр.7