УДК 37.036
ББК 74.005.4
П26
Первые шаги в науке: сборник материалов XVI Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (23 марта 2019 года) / И.Г. Дымова (науч.
ред., вступ. ст.) Н.А. Тельнова (сост.). – Челябинск : ЮУрГИИ
им. П.И. Чайковского, 2019. – Вып. 15. – 183 с.
В пятнадцатый выпуск сборника материалов XVI Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (23 марта 2019 года) вошли статьи
учащихся ДМШ и ДШИ Челябинска, выполненные под научным
руководством преподавателей школ города и консультантов
ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского. Рассматривается широкий
круг тем, охватывающий вопросы истории отечественной и
зарубежной музыки, культуры Южного Урала, синтеза искусств
и др.
Издание предназначено для преподавателей, учащихся
ДМШ и ДШИ, студентов средних и высших специальных
музыкальных учебных заведений.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»
ISBN 978-5-94934-080-6
© Южно-Уральский государственный
институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2019
© Авторы, 2019
2
Стр.2
ОТ РЕДАКТОРА
Потребность в непрерывном пополнении и возобновлении
знаний, их актуализации во многом обусловлена сегодня
переходом к информационному этапу развития общества,
широким применением инновационных технологий в сфере
образования. Ведущая задача современного обучения –
воспитание деятельной и активной личности, обладающей
«универсальным языком», вбирающим процессы мышления,
коммуникации, рефлексии, самоопределения, целеполагания,
понимания, действия – то есть мыследеятельностным
универсумом.
Решение такой сложной задачи во многом зависит от
раннего формирования у детей запроса на исследование,
проектирование – получение «нового знания». На это
ориентированы ежегодно проводимые в Челябинске
интеллектуальные состязания на различных уровнях – городском
(«Первые шаги в науке»), областном («Юный исследователь»),
региональном («Эрудит XXI века»). Подобные состязания вводят
учащихся в мир эксперимента, парадокса, диалога, открывают
широкие информационные горизонты.
В пятнадцатом выпуске представлены материалы XVI
Городской научно-практической конференции научного общества
учащихся детских школ искусств «Первые шаги в науке»,
прошедшей 23 марта 2019 года на базе Южно-Уральского
института искусств имени П.И. Чайковского.
Сборник содержит тексты пятнадцати докладов,
охватывающие широкий круг проблем: нравственноэстетических
(«Колокола России»); психолого-педагогических
(«Эмоциональный интеллект и музыка»); музыковедческих
(«Диатоника. Загадочный лидийский лад», «По страницам жанра
„Листок из альбома”», «Р.М. Глиэр. „Листок из альбома”»,
«Конкретная музыка: прошлое и будущее», «Маленькие тайны
сеньориты гитары», «Природа на пуантах», «Театр Петрушки:
традиции и новаторство», «Жанровая характеристика образа
игрушки в детской музыке русских композиторов XIX–XX
веков»); искусствоведческих («Звуковой узор: очертания и
колорит»).
3
Стр.3
Ярко представлен региональный компонент («Музыка в
театральном спектакле (на примере
Челябинского
академического театра драмы им. Н.Ю. Орлова») и
внеевропейская музыкальная культура («Оркестр гагаку как
художественная ценность японской традиционной культуры»,
«Традиции и современность в танцевальной культуре Египта»,
«Латиноамериканские танцы: магия ритма»).
Важно отметить, что в большинстве работ нет однозначных
ответов на поставленные вопросы, так как юные исследователи,
вступая в диалог, рассредоточенный во времени, географическом
пространстве, областях знаний, осознают, что постижение
«смысловых миров» величайших творений искусства невозможно
без познающего интеллекта, без поиска ответов в лабиринте
знаний. Не случайно известное философское изречение гласит: «в
лабиринте себя не теряют, в лабиринте себя находят».
Думается, что материалы публикаций найдут широкое
применение в учебном процессе, принесут методическую пользу
преподавателям и учащимся детских школ искусств, студентам
средних и высших музыкальных профессиональных учебных
заведений.
И.Г. Дымова,
кандидат педагогических наук, доцент
4
Стр.4
Автор: Боголюбская Елизавета,
2 класс ДШИ № 8 им. Ю.Г. Суткового
Руководители: Кушнир С.И., Ермолина Т.С., преподаватели
Научный консультант: Дымова И.Г., канд. пед. наук, доцент
КОЛОКОЛА РОССИИ
Хвалите Его в тимпане и лице,
Хвалите Его во струнах и органе
(Пс. 150:3)
В воскресный день, приближаясь к храму, ещё издали
слышится колокольный звон – благовест. Это не просто «звонок
на урок», созывающий народ в храм. Колокольный звон – это
выплеснувшаяся на открытый простор проповедь, призывающая
людей обратиться к Всевышнему. Колокола являются одной из
необходимых принадлежностей православного храма. Раздаваясь
с высоты, заполняя небесное и земное пространство,
колокольный звон словно напоминает нам слова Господа
Вседержителя: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил
сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью,
напоминая о Господе» [4].
Колокола имели огромное значение и смысл на Руси. Придя
на Русь из западной цивилизации, колокольный звон становится
неотъемлемой частью славянской православной культуры.
Именно на территории славянских государств, и в особенности
России, он приобретает значение поистине национального
явления, вещая народу о радости, о печали, призывая его к
молитве, или сообщая о надвигающейся опасности. Поэтому на
Руси с особенным благоговением относились к колоколам и
церковному звону.
«Со времён своего возникновения музыка овладевает
сердцами людей иначе, нежели слово, ставшее выразителем
действия. Она является воплощением чувства и первозданности,
прообразом чувства слышания первозданной Божьей заповеди,
имевшей единый общий строй жизни и с человеком, и со всей
землёй, и всем сущим. Стремление к этой заповеди, как и
стремление к потерянному раю, как суть души человеческой
стало и сутью его музыкального творчества. Эта музыка и ныне
5
Стр.5